Что интересного
Никто не мечтает стать таксистом: истории из жизни
22 марта отмечается Международный день таксиста. Знают об этом, правда, немногие. В связи с праздником мы поговорили с людьми, которые помогают нам успевать всюду тогда, когда это уже кажется невозможным.

Бывший бизнесмен и повар рассказали о том, как стали водителями такси и с какими трудностями сталкиваются таксисты в повседневной жизни.


21 марта/ 2020
Кажется, что таксисты живут в своих машинах. И для большинства водителей это правда. Но, оказывается, что они составляют для себя достаточно четкий график. Правила сервисов такси определяют, что им нельзя работать больше 10 часов в день. Водители часто нарушают его – нужны деньги. Таксисты проводят в дороге от 8 до 16 часов с перерывами на обед и сон. В выходные они работают, если в будни заработать не удалось.

Утренний час-пик в Москве начинается в 7 утра. Если с утра рано не встал, то ничего не заработаешь. Первый клиент всегда важнее всего. Если он веселый, то в этот день тебе повезет, до вечера такие клиенты попадаются. А если пассажир с женой поругался, сел и начал грубить, то все – день пропал.

На Садовом кольце 8-бальные пробки. Машины на пяти полосах в одну сторону и пяти в обратную не двигаются с места. Таксист везет чью-то начальницу. Понимает это по ее телефонному разговору. Повышенный тон вдруг переключается на водителя: «Че стоим? Почему не двигаемся?». Шофер вежливо объясняет, что на дороге пробки. Он не хочет нарушать правила ПДД. Если на него будут давить, ругаться, он может попасть в аварию. Водитель не едет медленно специально, он тоже старается быстрее завершить этот заказ, поехать на второй. Вскоре после поездки с «начальницей» рейтинг таксиста падает.

Он не может видеть условия заказа, не знает, как далеко ему нужно ехать. Приложение выдает отдаленные заказы, а может заставить проехать круг и вернуться в то же место, чтобы был расход бензина. Говорят, агрегаторы сотрудничают с заправками.

За долгий рабочий день встречаются очень разные пассажиры. Большинство клиентов частных компаний такси – коренные москвичи. Они по старинке обращаются к «своим». Садятся и разговаривают. Если работаешь через агрегатор – молча садятся в машину и молча едут. Водителю нельзя начинать диалог первым – такие правила.

Днем таксист едет в Котельники и везет девушку родом из Ташкента. Водитель и пассажир оказываются в одной лодке. Молчаливая поездка напрягает обоих. Она спрашивает, можно ли включить свою музыку? Клиент всегда прав и может включать что угодно, делать ее громче или попросить выключить музыку водителя. Девушка включает песню на узбекском. Бывший сотрудник транспортной компании из Перми искренне радуется, потому что девушка рада и довольна. В конце поездки таксист получает 100 рублей чаевыми. Ему приятно.
Агрегаторы рекомендуют водителям радио «Монте Карло», может быть у них и с ними контракт, а водители не против. Бывший повар любит джаз и слушает его, когда никого нет. Бывший дальнобойщик, который учился на торговом деле, обожает песни 80-х. А кто-то не слушает ничего или предпочитает спокойную музыку. Музыка очень влияет на вождение. Бодрая музыка делает водителя смельчаком, появляется драйв. Водитель неосознанно начинает ехать быстрее, обгонять. Если слушать совсем медленные мелодии, то клонит в сон.

Раньше такси были колоритными и отражали личность водителя. Четки на спинке сидения, наклейки, медали, иконы и другие обереги, памятные мелочи. Сейчас в салонах можно встретить только игрушки или украшения.
У таксиста, который работает уже 10 лет, но хотел бы быть президентом Газпрома, в салоне висит фигурка советского самолета с надписью «1945». Водитель говорит, что и за это могут отключить от сервиса. «А это даже не «вонючка», это дань уважения ветеранам». Для него это память о победе.
Тем временем в Тарусе таксистка повесила у себя в машине георгиевскую ленточку и ароматизатор с Забивакой (символом чемпионата мира по футболу, прошедшего в России летом 2018 года) и поехала на заказ. Раньше она работала технологом, а таксовать начала 12 лет назад, после декрета. К женщине-водителю большинство пассажиров относится нормально, но стереотипы так просто не искореняются. Таксистка приезжает на заказ, к ней садится женщина, которая очень торопится. Как только пассажирка понимает, что ее повезет не мужчина, говорит: «фу, баба!» и выходит. Таксистке одновременно смешно и обидно. Но еще обиднее становится, когда ее постоянная клиентка отказывается от услуг. А постоянных клиентов у таксистов сейчас почти нет. «Нажал кнопку и такси в любом случае приедет». Оказывается, для пассажирки 7 лет сотрудничества с таксисткой ничего не значат. Она просто прочитала статью о том, что женщины за рулем думают о кастрюлях и детях.
Вечером таксистка везет мужчину. Он не говорит ей ничего о том, что она – водитель. Да он и разговаривает с трудом – сел в машину уже пьяный и с бутылками. Таксистам часто приходится возить пьяных. Он рассказывает ей, что сидел в тюрьме за убийство, а потом засыпает на ее плече. Женщина переключает режим и случайно отталкивает пассажира от плеча. Не просыпаясь, он ударяет ее в грудь. Таксистка выталкивает его из машины и уезжает. Теперь по ночам она не работает. Если же день был хорошим, она мысленно благодарит Бога за хороших клиентов и заработок.

Хорошие клиенты и заработок – вот, что нужно таксисту для счастья. Однако не все пассажиры хотят делать их счастливыми и сбегают, не оплатив поездку. Одному водителю в шутку предлагали его убить, а другому всерьёз угрожали ножом. Драки у таксистов с пассажирами тоже не редкость. Дерутся из-за денег. В частных компаниях такое случается намного реже, по отзывам водителей у них все пассажиры хорошие и такого себе не позволяют. Кроме конфликтов из-за денег, бывают истории с агрессией из-за политических взглядов. «Клиент садится в машину и сразу смотрит на таксиста. Можешь за себя постоять – все молчат, даже пьяные начинают себя потихоньку вести. Понимают, что спокойный мужик – начинают конфликт».

Несмотря на опасность, таксисты не возят с собой средства самообороны. Хорошо было бы балончик иметь, но говорят, что им запрещает ДПС. «Иногда такие скоты попадаются. Если бы разрешили я купил бы лучше автомат или пистолет». Кто-то, наоборот, не хочет приобретать средства самозащиты: «А зачем? Чтобы сесть еще из-за кого-нибудь?»
Водитель подъезжает к ресторану. В машину садятся трое: две девушки и парень. У мальчика играют гормоны и он начинает приставать к девушке. Таксист напоминает им, что они находятся в автомобиле, а не в отеле. Как ему это всё надоело!

В такси люди уходят из офисов, с других работ из-за безысходности, потому что там не спрашивают возраст. Водитель раньше работал в транспортной компании в Перми. Сейчас ему 48 лет и на другую работу устроиться не получается – не берут из-за возраста, говорят, что перезвонят, а до пенсии еще слишком далеко. Если бы не такси, не на что было семью кормить.

Другой таксист, которому тоже 48, уже не видит смысла в смене профессии:

« –Я думаю никто не мечтает стать таксистом. Я работал по специальности, бизнесом занимался. Решил временно, на три месяца работать в такси и вот так на 10 лет остался.
– Кем бы вы хотели работать?
– Ну это трудный вопрос. Трудно сказать. Президентом! Ахахах. Да не, не знаю. У меня уже возраст 48 лет, так что планы на будущее.... Это в 25 можно строить, а в 48 уже о пенсии пора думать.»

Шофер с 10-летним стажем признается:

« – На любую другую работу, только бы из такси уйти.
– То есть, не хотите сейчас в такси работать?
– Ну а что здесь делать? Я говорю: тут вон азиаты заполоняют всю нишу.
– Ну а какие-то предпочтения есть насчёт будущей работы?
– Президентом Газпрома. (Смеётся)»
Многие таксисты думают стать дальнобойщиком. У кого-то отец и дед были дальнобойщиками, хочется сохранить преемственность. Кому-то просто нравится водить, а у других причины поинтереснее:

«Знаешь почему? Потому что у каждого дальнобойщика в каждом городе должно быть по одной жене. Потому что дальние дороги, ты едешь, устаёшь, надо заехать к кому-то помыться, отдохнуть и дальше продолжать свой путь.»

Таксист берет следующий заказ с комментарием: «некурящий, славянской внешности». Водитель – курящий киргиз, поэтому заказ отменяет. Через две минуты ему опять поступает тот же заказ, он снова отменяет. А что ему делать, если он не славянин? К вечеру рейтинг таксиста падает и его блокируют.

Зеленоград. Таксист рассказывает, что с появлением агрегаторов работать стало сложно. Заработок упал в три раза. Чтобы хорошо заработать, нужно перерабатывать. Многие таксисты приезжие – им нужно оплачивать жилье, аренду машины, домой деньги отправлять. «Им надо зарабатывать, а им не дают это сделать. Везде таксисты в авариях. Потому что они не спят двое суток».

«В пригороде стало хуже, так как «Яндекс» стал душить и плохо стало. Сейчас местные снова стали подниматься, так как у агрегаторов стало хуже, набирают всех подряд – нелегалов и плохо водящих».
По отзывам таксистов, такси-агрегаторы берут очень большие проценты для таких тарифов. Такие компании не имеют своих машин. У них есть контракты с таксопарками и водителями. Они занимаются лишь сбором и распределением заказов и за это берут процент, но заказов у таксистов становится меньше, чем раньше. То есть, практической пользы для водителей нет, только удобство для клиентов. В основном, агрегаторы нанимают самозанятых. Получается, водитель платит налоги и за себя и за компанию.

«Стоимость «минималки», на комфорте плюс– 200 рублей, грубо говоря. Но как это может быть? Машина стоит 2 миллиона рублей! Такое ну не может быть, понимаете? С этих 200 рублей мы должны отдать проценты, 20-30%. Да даже вот возьмём 20 % от 200 рублей– это 40 рублей. Плюс, таксопарк берет какие-то проценты. А машина сама литра 2 бензина съедает. Вообще ничего не остаётся.»

Машин стало много, цены упали. Профессия «таксист» исчезает, так как приходят люди случайных профессий. Они приходят подзаработать, берут машину в аренду на 2-3 дня. В отличие от профессиональных таксистов, любители не знают Москву, нарушают ПДД.

«Любой может сесть и водить такси. Никаких ограничений нет. Судимости никто не проверяет, наркоман ты или еще кто-то там…Больной ты или еще что-то. Очень много случайно попавших сюда людей.»

Профессионалы заявляют – нужно вернуть прежнюю систему такси, когда были таксопарки. Тогда водителем такси не брали тех, кто живет дальше Красногорска и все были профессионалами. «А сейчас что? А сейчас вон самолеты из Киргизии, таджики прилетают и уже знают куда идти, где сколько стоит машина, где что, и у всех купленные права.» Также предлагают выдавать лицензию на водителя, а не на машину или фирму, как это делают сейчас.

ГИБДД периодически проводит рейды по проверке такси, но водители говорят, что это лишь для отвода глаз: «Ну поймают они одного-двух, а в Москве на линии сто тысяч, представьте себе. От этого что-то изменится разве?» Других таксистов, наоборот, рейды радуют – отлавливают нелегальных таксистов (без лицензии).

На следующий день таксисты решают устроить забастовку и половина московских водителей массово не выходят на работу. Они возмущаются тем, что стоимость поездки низкая, иногда не совпадает с заявленной в начале заказа. Перед забастовкой таксисты переписываются в тематических чатах.

«Славяне пишут, мол, таджики, узбеки, киргизы все равно будут работать, какой толк бастовать? Они гастарбайтеры, они приехали, работают на арендованной машине, квартплату платят. Если половина забастует, то те же славяне сядут на машину эконом-класса. Вот русские визжать будут, что мы вышли на работу, а сам-то тоже будет, потому что у него машина в кредите, ипотека, дети. Посмотрите в кошелек – 4 карты. Что-то покупаем, один кредит закрываем другим.»

«Яндекс» отреагировал и успокоил, сказали, что поднимут цену. Спустя месяц участников забастовки заблокировали.

«Ничего не будет, если каждый водитель выйдет бастовать, нас агрегатор придавит. Это надо делать таксопаркам: у одного 150 машин, у другого 500 машин. Вот они бы сели за стол переговоров.Не надо даже поднимать стоимость, просто чтобы агрегаторы снизили процент. И таксисты довольны будут, и простой народ.»
Текст: Жанна Антохина
Фото и интервью: Жанна Антохина, Павел Абрамов, Даргах Агаларов, Александра Крохина
Редактор: Юрий Дьяконов