Александр, 46 лет. Программист
— Мой музыкальный путь начался с детской музыкальной школы по классу фортепиано. Большого интереса к классической музыке я не испытывал, за исключением органной музыки Баха. Мне нравилось звучание различных тембров синтезатора. Звучание органа чем-то напоминало синтезатор, который в те годы было крайне сложно приобрести по причине дефицита и высокой стоимости.
С детства мне нравилась музыка и песни в сказках на пластинках. Позже возник интерес к советской эстраде и музыке в отечественных кинофильмах, а также к итальянской музыке. Пожалуй, сильнее всего на меня повлияло творчество Modern Talking, в котором я впервые услышал то, что особенно ценю в музыке: многообразие красок звучания синтезатора и мелодию.
Сегодня я не слушаю музыку и не составляю плейлисты. Единственное исключение – это двадцатиминутные занятия на беговой дорожке, во время которых иногда включаю какое-нибудь японское радио, транслирующее J-pop.
Для оценки современной да и вообще любой музыки, желательно использовать объективные критерии, а не субъективные «хуже или лучше». Как импровизатор-мелодист, мне больше нравятся мелодичные композиции и песни: музыка в стиле поп, джаз, фанк, рок, ну и тому подобное. Музыка нужна разная. Для себя я различаю музыку «для души» и «для ног», когда просто хочется активно подвигаться под мелодичную моторную песню, а не биты диджеев. Вокруг и без этого слишком много шума.
В какой-то момент я решил, что лучшая музыка – это тишина в широком и натуральном смысле этого слова. Собственно, после чего и перестал активно слушать музыку, предпочитаю любимые занятия проводить без нее. Лучше всего в музыке запоминается то, что можно хотя бы приблизительно повторить благодаря своим навыкам и технике игры на музыкальном инструменте. Но мне нравится импровизация как одно из направлений, в котором можно наиболее широко раскрыть свое творчество и ощущение окружающего мира в каждый конкретный момент времени. Если говорить о текущих предпочтениях, то, наверно, это будет J-pop и K-pop из музыкальных дорам. Как-то вот корейцы наиболее интересно в дорамах представляют свое музыкальное творчество.
Ринат, 48 лет. Музыкант
— Точно помню, что на меня влияла народная музыка. Папа играл на баяне татарские песни, бабушка и мама мне с раннего детства пели. Когда я пришел в школу, записался в детский школьный хор — много выступали. Слушал совершенно разную музыку, то, что можно было услышать на тот момент, что слушали все (80-е годы). Магнитофона у нас не было, как и проигрывателя виниловых пластинок. Иногда родители брали у знакомых что-то послушать, перезаписать. Так что, повлияло то, что в семье все пели, играли. Все крутилось вокруг музыки. В университете слушал практически все: от «Любэ» до Майкла Джексона. И рок-музыку, и поп. И не было никаких разграничений. На тот момент никто не задумывался о таких вопросах, как качество пения и исполнения. Эти вещи начинаешь понимать только с годами. Сейчас я играю рок-музыку в группе на бас-гитаре.
Идеальный плейлист сложно составить, потому что сегодня слушаешь одно, завтра — другое. Был год, когда я каждый день слушал A-ha. Слушал Metallica. Если говорить о плейлисте, то давайте просто немного полистаем мой: Анна Герман – я ее с детства слушаю, «Аракс» — группа, в которой мне посчастливилось играть, Led Zeppelin, Юрий Антонов, «Ариэль», Аркадий Северный, «Кино», Муслим Магомаев, «Песняры».
Долго слушал The Beatles. Я пытался понять то время. Музыка дает возможность прикоснуться к энергии людей. Погружение в определенные жанры связано с тем, что приходится играть. Я играю много разного, а сейчас вообще стараюсь больше слушать аудиокниги, от музыки даже отдыхать.
Мне не всегда понятно то, что сейчас популярно, какие-то группы я не готов слушать — чересчур мрачно. Может, это вкусовщина. Но внутренняя энергетика у всех разная, кого-то эта музыка приводит в баланс с самим собой. Всегда главное — энергия, которую несет музыкант. Говорят: «Та музыка, от которой человеку становится легче, делает его счастливее — такая музыка и нужна». Даже если исполнитель останавливается на уровне зарабатывания денег, ну и пусть зарабатывает. Место в этом мире есть для всех.
Владимир, 52 года. Программист
— На мое становление как музыканта влияла различная музыка. В детстве это была музыка, которую ставил отец: Элвис Пресли, The Beatles. Позже, в средние школьные годы, итальянская эстрада — Аль Бано и Ромина Пауэр, Ricchi e Poveri, Пупо, Кутуньо, Челентано. В 9 классе я, конечно, «заболел» тяжелым роком: ансамбли Nazareth, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd, Джими Хендрикс — было много хороших групп. Чуть позже я открыл для себя советскую эстраду, вокально-инструментальные ансамбли: «Машина времени», «Воскресенье», «Аракс», «Високосное лето», «Цветы». В последнее время свое вдохновение я черпаю именно из творчества этих коллективов, потому что у них хорошая мелодия, стихи и энергетический посыл. Все это в совокупности определило мое музыкальное становление и мировоззрение, то, чем я пытаюсь заниматься.
Думаю, мой идеальный плейлист состоял бы из двух частей: зарубежные и российские коллективы. В него я не хочу включать современную российскую эстраду, которая представлена «Моргенштернами», «Монеточками», «Гречками» и прочими. Мне эта музыка не нравится. Считаю ее примитивной, хотя молодежи она нравится. Кстати говоря, в свое время, думаю, и тяжелый рок люди довоенного поколения тоже считали примитивной музыкой. Люди, которые слушали классическую музыку, джаз, когда услышали тяжелый рок, сказали: «Ну какая примитивщина, какое падение нравов, вкусов». То же самое, наверно, сейчас происходит на российской эстраде, да и вообще в мире.