03 декабря/ 2020
«Я училась на своих собственных ошибках. Можно сказать, я училась вместе со своими учениками»
Автор: Ирэн Арчая
Редактор: Полина Панова
Иллюстрации: Ekaterina Chernova
Как найти своё дело? Как начать зарабатывать на этом уже в 15 лет? Об этом и многом другом корреспонденту Libera! удалось поговорить с Алисой – молодой и успешной блогером-преподавательницей английского.
Алиса – не только молодой преподаватель, но и блогер. Ей всего 20, но она обучает желающих английскому языку уже 5 лет. Под её опекой более 60 учеников.


Как давно ты учишь других английскому языку? Что сподвигло тебя начать преподавать?

– Первые мои ученики появились, когда мне было пятнадцать лет, я была восьмом классе. У меня в школе был куратор, её звали Наташа, и у нее были дети-двойняшки, по три года. Она знала, что я хорошо владею английским, да и в принципе я очень коммуникабельный девочкой была. Чисто за символическую плату, что-то около 500 рублей, она попросила позаниматься с ее детишками. Но для меня тогда это были первые самостоятельно заработанные деньги, и я, конечно же, согласилась. Плюс я очень любила ее детей, и мы начали с ними заниматься. Со временем мы все увидели прогресс, а потом уже пошло сарафанное радио. Соответственно, это меня сподвигло заниматься английским и дальше. Я в принципе люблю взаимодействовать с людьми. И я очень-очень люблю помогать людям, а еще, если признаться честно, то, когда я преподаю, я чувствую уважение со стороны других людей, чувствую какой-то, может быть, свой авторитет. Мне очень нравится быть наставником для моих студентов, потому что со многими я в очень близких отношениях. Многие не только являются моими учениками, но и близкими людьми в моей жизни.


Преподавать детям – это же такая ответственность! Ты была на 100% уверена в своих знаниях?

– Конечно, когда я была в 8-10 классе, я вообще не отдавала себе отчета о том, что я могу им как-то навредить или вложить в них не те знания. Нет, такого у меня не было. Сейчас, конечно же, есть. Сейчас я отношусь к своей работе очень серьезно, я много книг читаю по психологии преподавания, чтобы понять, как поступить в той или иной ситуации.

На тот момент я была ребенком, и для меня это было первый опыт. Я училась на своих собственных ошибках. Можно сказать, я училась вместе со своими учениками.

Чтобы объяснить многие темы другому человеку, ты должна их сама понять прежде всего. Если я понимала, что мне нужно объяснить ребёнку Past Perfect, то сначала необходимо было мне самой понять, что этот РР означает, а потом уже идти на занятие.
Фото из профиля Instagram @alisa.murphy.eng
    – Часто родители специфично относятся к молодым репетиторам. Ты сталкивалась с негативной реакцией со стороны родителей твоих учеников?

    – Я никогда не сталкивалась с негативной реакции со стороны родителей, наоборот. Спасибо маме – я очень коммуникабельный человек. Я могу договориться с кем угодно и о чем угодно, если мне это нужно. Мне кажется, я внушаю доверие родителям своих учеников. Они обычно очень держались за меня, они видели мою связь с ребенком, как ребенок тянется ко мне, как ребёнок ждёт занятий, и они все говорили, что у меня есть дар – дар преподавания. Для меня самое важное – это связь между учеником и учителем, это connection. Сколько бы мне не предложили денег, если между нами не будет связи, я не смогу заниматься. А так, от меня никто никогда не отказывался и никогда никаких скандалов и недопониманий не было. Тут всё максимально на доверительных отношениях, на взаимопонимании и взаимоуважении


    – С какого возраста можно попасть к тебе на обучение?

    – Сейчас я работаю только со взрослыми. Я уже не беру детей. Сейчас я перешла полностью на онлайн, все занятия проходят в зуме, в связи с карантином, да и мне так удобнее. А удержать внимание ребенка в зуме очень сложно. Поэтому на данный момент, у меня все ученики 15+. А также есть люди, которым больше тридцати лет – диапазон очень широкий.


    – Я знаю, что у тебя большое количество учеников. Как ты успеваешь совмещать работу с учебой, личной жизнью, отдыхом и хобби?

    – У меня на данный момент больше сорока учеников. Но это смотря, как считать! У меня есть индивидуальные занятия, у меня есть групповые занятия, а также у меня очень много людей, которые просто берут видеозаписи моих уроков, а я проверяю их домашние задания и отсылаю обратную связь. Если посчитать всех их, то, я думаю, уже наберется больше шестидесяти.

    Все дело в расстановке приоритетов. Сейчас университет и моя учеба ушли на второй план, потому что я учусь на рекламщика, и это никак не связано с тем, чем я занимаюсь сейчас. Соответственно, учёбе я уделяю минимум времени. На семью, на личную жизнь и на отдых остается совсем немного времени, но все же у меня есть один выходной – это суббота. Долгожданная моя суббота, в которую я позволяю себе ничего не делать. Я не отвечаю никому, пытаюсь просто провести день для себя.


    – Ты выбираешь творческий подход к работе. Но что делать, когда нет вдохновения? Где ты его черпаешь?

    – Оно всегда просто приходит от просмотра различных видео, от людей, которые меня окружают. Я подписана на других преподавателей, которые мне нравятся. Хочется быть с ними на одном уровне, они мотивируют меня. Но на самом деле я не считаю, что нужно иметь какое-то вдохновение, чтобы провести урок. Достаточно лишь понимать, что интересно ученику. Я стараюсь делать персонализированные уроки. Если я знаю, что девочка интересуется модой, то мы с ней смотрим видео про моделинг, читаем про моделинг. Если я знаю, что мальчику нравится футбол, то я подбираю материал, связанный с футболом, чтобы он учил английский по теме, которая ему будет интересна. Если я очень уставшая и нет ничего сил ничего делать, то я просто переношу занятия, потому что понимаю, что лучше я перенесу урок сейчас, но потом проведу его в хорошем настроении на все 100.


    – Что стало для тебя отправной точкой в ведении своего блога? В какой момент люди начали подписываться?

    – Отправной точкой для меня стало расставание с молодым человеком. Это было начало карантина, я переехала к себе домой и поняла, что карантин, а значит, у меня много свободного времени, нужно что-то делать. Честно, блог я хотела вести всегда, но не знала, на какую тему. Я занимаюсь репетиторством с пятнадцати лет, и эта тема всегда была рядом со мной, но я почему-то никогда даже не задумывалась о том, что можно вести блог про английский язык. И что это кому-то может быть интересно. Я начала очень много снимать в ТикТок, впоследствии в «инстаграм», наняла себе менеджера, мы начали организовывать марафоны, люди начали подписываться. Я видела, что есть отдача от аудитории, и мне хотелось все больше и больше делать для них. Так я и нашла практически всех своих учеников, которые сейчас есть со мной. Благодаря блогу открылось много новых возможностей. Благодаря блогу мы с моей коллегой организовали свой Speaking Club. Я просто начала пахать, как лошадь.
    Фото из профиля Instagram @alisa.murphy.eng
      – Расскажи поподробнее о Speaking Club. Что это такое? Кто может туда попасть?

      – Туда могут попасть все желающие люди, которые живут в Москве, либо те, кто готов приезжать в Москву 1 раз в месяц. Люди, которые могут изъяснять свои мысли на английском языке. Наши встречи от и до проходят на английском языке. Концепция такая: мы приглашаем разных спикеров, которые выступают у нас в клубе. Участник клуба при желании также может приготовить свое выступление на различные темы. Сегодня прошла вторая встреча, у нас был Хэллоуин. Мы вырезали тыквы, общались на тему Хэллоуина. Попасть может любой, кто очень хочет. Есть только одно главное правило: вы должны хотеть развивать свои speaking skills.


      – Как твоя семья реагирует на твою деятельность?

      – Моя семья реагирует на мою деятельность очень положительно. Особенно моя мама. Она меня очень поддерживает. Она сама приходит с работы часов в семь, наверное, а я работаю часов до десяти. Она зайдёт в комнату, воздушный поцелуйчик мне отошлет… Видит, что я сижу, занимаюсь. В перерывах кормит меня быстренько. Я думаю, что она гордится мной. Она очень грустит, что я не пошла на высшее образование на преподавателя или хотя бы лингвиста. Я тоже, если честно, немножко об этом жалею.


      – Я знаю, что у тебя вышел очень полезный чек-лист. Расскажи нам о нем поподробнее. Студенты тоже хотят знать грамматику!

      – Я думаю, что самая большая боль всех, кто изучает английский, – это грамматика. Но в ней нет ничего сложного. Это просто формула, где все аналогично друг другу. Я сделала одну большую таблицу, провела параллели так, чтобы все было предельно понятно. Фишка в том, что я написала историю дружбы со своей лучшей подругой. Я описала эту историю во всех 12-ти временных формах английского языка. Все конструкции и смыслы там аналогичны. Я упростила задачу в изучении тем, что написала наглядную историю, как использовать эти времена на практике. Также в чек-листе есть практические упражнения, которые помогают отточить приобретённые из таблицы времен знания. Даже самый непонятливый поймет, что значат эти времена. Я сделала максимально низкую стоимость: 199 рублей – таблица + практикум, 99 рублей – таблица времен с объяснениями. Чисто, чтобы заплатить моему бедному менеджеру, который все это дизайнил и настраивал. Я не пытаюсь что-то заработать для себя на данном этапе. Это мой первый продукт, и я очень волновалась. Очень надеюсь, что всем понравится!
      Что почитать еще?