25 января/ 2020
Искусственный город
Текст и фото: Елизавета Тайтурова
Редактор: Аделина Сардекова
Иллюстрации: Prima Leta
Немногие знают про то, что в Москве можно прогуляться по улочкам с архитектурными сооружениями, совсем не характерными для нашего современного мегаполиса. Такую возможность нам предлагает киноконцерн «Мосфильм», экскурсия по которому не только знакомит нас с декорациями и антуражем всем известных советских фильмов, но и погружает в эпоху
19 века. Корреспонденту «Либеры» удалось переместиться в позапрошлое столетие и рассказать нам об увиденном городе, которого на самом деле нет.
Этот материал посвящен, пожалуй, самой незабываемой декорации, с которой нам предлагают ознакомиться работники экскурсионного бюро «Мосфильма». Она представляет собой локацию под открытым небом, площадью более 3000 кв.м. В программе это место обозначено как «Старая Москва», однако в разное время на этой локации создавалась атмосфера улиц Лондона, Венеции, Парижа, Тбилиси и многих других городов.

В 2003 году на натурной площадке для фильма Карена Шахназарова "Всадник по имени Смерть" был инсценировано городское пространство Москвы конца XIX - начала XX веков. За пару месяцев силами "Мосфильм-Декорстроя" под руководством художника Людмилы Кусаковой был создан собирательный образ Москвы со всеми элементами города: площадь с дворцом, улицы с жилыми домами, церквушками, магазинами и даже пожарной каланчой. Можно заметить и деление на центральный и окраинный районы города — дороги в небогатой окраине не вымощены брусчаткой, домики скромные.

На площадке под открытым небом снято около 150 картин, среди них такие известные, как «Елки-1914», «Сталинград», «Андерсон. Фантазии на тему...»., «Мертвые души», «Доктор Живаго», «Господа-офицеры», популярные сериалы «Институт благородных девиц», «Бедная Настя». Одной из последних работ, снятой на этой декорации в 2017 году, стала картина К. Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского». Предлагаем вам вместе с нами почувствовать себя «по ту сторону» экрана, вместе с главными актерами Елизаветой Боярской и Максимом Матвеевым.
Оказавшись там, можно подумать, что машина времени перенесла нас на 200
лет назад: на ненастоящих улицах ненастоящего города — ненастоящая
площадь с ненастоящим дворцом, ненастоящими лавками и церквями. Правда,
«раскусить» подделку можно сразу, заглянув в окна домов. Здания держатся на
строительных лесах, их фасады сделаны из фанеры, на потолке — гипс, а
внутри — пустота.

Декорация остается востребованной и в настоящее время, поэтому ее решили
не разбирать и дать возможность людям узнать немного больше про съемочный
процесс, чем мы можем увидеть на экранах. И несмотря на то, что сейчас музей
«Мосфильма» вынужден приостановить продажу билетов на экскурсии по
декорациям, после снятия карантинных мер все желающие смогут посетить
город, которого нет.
Что почитать еще?