Спецпроект
Вселенная творчества Mnogoznaal’а
Недавно композиция Z-PAM российского рэпера Mnogoznaal’a прозвучала в нашумевшем фильме Шона Бейкера «Анора». Кто такой Максим Лазин, и чем его творчество отличается от современной российской музыки? L! расскажет в этой статье.
Кто такой Mnogoznaal?
Mnogoznaal (Максим Лазин) — российский рэп-исполнитель, родившийся в городе Печора Республики Коми 15 июля 1993 года. Детство артиста было сложным из-за тех вызовов, которые бросал ему суровый север.



Mnogoznaal в Печоре. Источник: Mnogoznaal
Максим начал заниматься музыкой в 2012 году под псевдонимом Fortnoxpockets, первое время писал биты, но чуть позже, взяв сценическое имя Mnogoznaal, начал сам исполнять композиции. В 2013 году его друг, по совместительству рэпер Tilmil, и он создали объединение Litalima, в котором собрали исполнителей Крайнего Севера. Вскоре к команде присоединились артисты со всего СНГ, но, к сожалению, в начале 2017 года объединение перестало существовать из-за внутренних разногласий.

Однако к тому моменту Mnogoznaal’а заметил такой рэпер, как PHARAOH (Глеб Голубин), который уже был известен всей России благодаря своему популярному треку Black Siemens. В 2014 году Глеб пригласил Максима в легендарное объединение YUNGRUSSIA, и тут жизнь рэпера изменилась: он переехал в Москву и начал заниматься музыкой более профессионально. Команда объехала всю Россию с туром, но в конце 2016 года распалась.
Объединение YUNGRUSSIA. Источник: YUNGRUSSIA SHOWCASE TOUR
Тогда PHARAOH создал новое объединение DEAD DYNASTY, в которое также пригласил Mnogoznaal’a. На сегодняшний день Максим состоит и в команде Глеба Голубина, и в своем лейбле DUGA, созданном в 2021 году. В команду вступили пока что малоизвестные исполнители, пишущие музыку в жанре фолк.

Творчество Mnogoznaal’a отличается от обычного современного российского рэпа своей концептуальностью: альбомы Максима, которые он называет самостоятельно введенным термином «синтейпы», представляют собой полноценные сюжеты, в которых фигурируют свои персонажи. Каждая пластинка раскрывает историю с новой стороны.
Альбом «Марш Слонов»
Первым альбомом Mnogoznaal’a под этим псевдонимом стал «Марш слонов». Он вышел в марте 2014 года. Лейтмотивом альбома можно считать библейскую тематику, так как Максим в это время увлекался религией, а слоны — одно из священных животных. Соответственно, «марш слонов» — это пришествие бога на Землю, судный день. Однако этот альбом не входит в основную историю, созданную рэпером — он немного о другом.

Обложка альбома «Марш Слонов». Источник: Genius
«В неподвижном танце»
В этой композиции Mnogoznaal поет о чрезмерной толерантности.

«Будто весь мир в неподвижном танце /
Толерантность съела не Париж, пол-Франции»

В судный день у людей спадает пелена с глаз, и они начинают замечать все, с чем до этого молчаливо примирялись.
«В масках по жаре»
Эта песня продолжает идею беспорядочной «слепости» людей, которые надевают на себя «маски», скрывая свои истинные мысли и убеждения.

«Но мне говорят все: “Друг, тебе давно пора /
На весь мир взглянуть иначе, быть к людям мягче”»

Лирический герой Mnogoznaal’a не может смириться с лицемерием, царящим в обществе. Он — праведник, который хочет открыть глаза людям, чтобы показать, что действительно происходит в мире из-за их излишней толерантности.
«Джефри»
В попытках выйти из серого и «слепого» мира люди прибегают к наркотикам, однако лирический герой Максима говорит, что это вовсе не выход.

«Я же говорил им, там совсем иной мир /
Зачем они по три приняли?»

Так, наркотические вещества не только не помогают избавиться от тяжестей жизни, но и, наоборот, глубже закапывают человека, который под воздействием препаратов увидел «другой мир», и теперь обыденность ему еще противнее, чем раньше.


Этот альбом перевернул взгляд российского слушателя на рэп. Теперь стало ясно, что музыка этого жанра может удивлять абсолютно новыми решениями и смыслами. Например, в этом альбоме использовались засэмплированные звуки слонов.
«Иферус: Приквел»
Обложка альбома «Иферус: Приквел». Источник: Genius
Альбом «Иферус: Приквел», вышедший 25 августа 2014 года, начинает историю о главных героях вселенной Mnogoznaal’a. По сюжету, в мир лицемерия и лжи приходит Иферус — безликое человекоподобное существо, а также его напарники: Кай, выросший на Земле и за голос которого отвечает рэпер Tilmil, и Фелиция, муза Иферуса. У Tilmil’а также параллельно с Mnogoznaal’ом выходили альбомы, рассказывающие историю Кая. Иферус пришел на Землю, чтобы наказать лицемерных грешников.

Этот альбом знакомит слушателей с главными героями вселенной Mnogoznaal’a. Здесь становится ясна цель, лейтмотив, пронизывающий все творчество Максима — неприязнь лживых, лицемерных и в целом аморальных людей, которых он называет «фантомами», то есть серой массой.
«Эпизод I “Иферус”»
Альбом начинается с композиции, больше похожей на отрезок из фильма, чем на песню. Иферус и Кай появляются в обществе, наводя панику среди людей.

«Наверное, вас так напугал мой внешний вид /
Вернее, его отсутствие /
Меня зовут Иферус, и я пришел наказывать /
О, ну хватит /
Не стоит так бояться добра /
Никто, никто из вас не ожидал последствий»

Иферус начинает свой суд над людьми, отправляя их в «мир грез». История начинается.
«Иферус»
В этой композиции вновь рассказывается история героя Иферуса. Он — безликий брат, пришедший наказывать недоброжелателей.

«А я прожил двадцать лет, не просыпаясь»

20 лет Иферус не следил за миром, и вот пришло время, чтобы восстановить человечество и очистить его от лицемерных грешников: «Всем нечестивым отсюда путь вниз».
Alt Shift
Alt Shift — сочетание клавиш на клавиатуре компьютера, меняющее раскладку (язык). В песне же это означает переключение между добром и злом, правдой и ложью.

«Лишь почувствуй грань зла, добра /
Что за ноша — сладко врать? /
Невинная улыбка порабощает стадо в раз /
Это колыбельная из звуков канонад»

Иферус продолжает осуждать лгунов, обещая им скорую расправу. Герой угрожает людям своим могуществом.
«Фелиция»
Эта композиция рассказывает о внутренних переживаниях Иферуса, а также о его отношениях с Фелицией. Он испытывает к ней романтические чувства, а она, в свою очередь, поддерживает его, понимает без слов и любит даже безликим.

«Эти люди съели здесь себе подобных /
При этом не устранив аппетит»

Иферус продолжает осуждать людей. Теперь же он раскритиковывает тех, кто готов «идти по головам» ради достижения своей цели.
«Иферус: Белые долины»
Альбом «Иферус: Белые долины» вышел 17 сентября 2015 года. Этот синтейп рассказывает о том, что Иферус страдает эмоционально: так как он безликий, он пытается найти себя, до сих пор не понимая, что он из себя представляет. С одной стороны, Иферус творит добро тем, что наказывает грешников, но с другой — сам играет «по-злому», доставляя людям страдания. В следующей части альбома вновь идет речь о суде над лжецами.

Обложка альбома «Иферус: Белые долины». Источник: Genius
«Эпизод I: Тихая комната»
Иферус начинает задаваться вопросами: кто он, как ему действовать дальше, действует ли он во благо? Эти поиски себя, вредящие эмоциональному состоянию, рэпер называет «тихой комнатой», которая заставляет героя страдать.

«Почувствую ли я себя иначе, получив все, чего желал?»

Иферус впервые предполагает — а делает ли он все правильно? Стоило ли вообще ему начинать заниматься исправлением человечества, и вправе ли он вершить судьбы людей?
En Silencio
Иферус рассказывает о том, каково находиться в «тихой комнате». Для него это тяжелый опыт, однако там он был не один, а вместе со своим напарником Каем. Главный герой предполагает, что сила тишины может погубить его.

«На стенах спроецировались сотни моих лиц /
И каждое из них смотрело с пониманием вниз»

У Иферуса, у которого нет лика, в то же время есть множество лиц. Возможно, герой опасается стать таким же лживым, как те, которых он наказывает.

«Затем нам показали тизер, там был судный день /
В непривычной суете там вдруг наступит злу конец»

Однако когда герой видит, ради чего проходит душевные терзания, он понимает, что делает это все не зря, что есть польза от суда, который он устроил над человечеством.
«Эпизод II: Кара»
Иферус вновь предается размышлениям о возмездии. Тут герой задается вопросом — а не сам ли он совершает зло?

«Я знаю, что мне не удастся его искоренить /
Ведь я играю с ним в те же мелодии /
А значит, лишь дополняю его /
Однако, может сегодня кто-то будет спать спокойней /
Ценой того, что я лишу сна другого /
И они просто обязаны поплатиться /
Сегодня»

Заточение в «тихой комнате» натолкнуло Иферуса на ряд умозаключений, в результате которых он понял, что пора заканчивать с размышлениями и переходить к судному дню. Раз он сам совершает зло, то нужно поскорее завершать этот процесс.
«Жалкий червь»
Судный день начался: Иферус начинает вершить судьбы людей. В песне описывается процесс общения главного героя с грешниками, который выбирает, кого спасать, а кого — не стоит.

«Только поглядите, кто у нас плачет /
Говорил, что в крови всем криминал, но /
Мало того, что ты был тупой и грубый /
Так оказалось ты был сентиментальный»

Иферус беспристрастен, он видит «насквозь» всех лицемеров и лжецов. Кара над грешниками беспощадна.
Sin Cara
Стоит отметить, что выражение Sin Cara на испанском языке означает «без лица», а на английском — «грешная кара». Судный день продолжается, и уже видно его плоды. Иферус счастлив, что справедливость вновь восторжествует, а он скоро вернется туда, где спал 20 лет.

«Как надоело быть во плоти с кровью
Слабый мир стонет, скалится зло мне»

Иферусу не нравится существовать на Земле в физическом облике, он хочет вновь стать неосязаемым. Мир в это время страдает от кары главного героя, зло тоже не радо судному дню, даже несмотря на то, что грешники мучаются, так как на этом его существование кончится. Однако Иферусу нравится наблюдать за страданием лжецов и лицемеров, хотя он предполагает, что после этого люди вновь могут вернуться к злодеяниям.
«Эпизод III: Белые долины» и «Долины»
Иферус покидает «белые долины», то есть человеческий мир. Однако, оставляя людей, он вполне осознает, что все вновь могут вернуться ко греху. У Иферуса появляются сторонники на Земле, но они пока что еще глупы, чтобы понимать все самостоятельно.
Azibo
Песня повествует о предательстве, которое пришлось пережить Иферусу после судного дня. Фелиция и Кай оставили главного героя.

«У меня тоже чей-то кинжал стынет под ребром».

Однако предательство не так сильно заботит Иферуса, как возвращение домой на Север и грезы о создании нового мира. Главный герой не приемлет людской культуры, он не хочет тащить «домой зло».


История Иферуса и его суда над грешниками заканчивается. Этот альбом показал массовому слушателю, что иногда музыка может рассказывать историю словно книга. Благодаря этой пластинке Mnogoznaal стал известен в широких кругах.
«Ночной ловец солнца»
Обложка альбома «Ночной ловец солнца». Источник: Genius
Альбом «Ночной ловец солнца» не раскрывает новую сюжетную ветку вселенной Mnogoznaal’a и его персонажей, но также имеет определенную тематику — размышления о прошлом, о родине, об окружающих Максима людях. Также присутствует множество отсылок на различные теории заговора.

Больше внимания Максим уделяет все же своей Родине — Республике Коми, а именно в песнях «11» (код региона) и Zarni (в переводе с коми языка — золото). Размышления о родной земле включают в себя фрагменты ностальгии с рассказами о том, как тяжело выбраться оттуда. Mnogoznaal еще в прошлых альбомах пел о том, что окружение «обрезает крылья» творческих и отличающихся от серой массы людей.

«1-1, дай уйти, мы здесь точно вопреки»
«Гостиница Космос»
Обложка альбома «Гостиница Космос». Источник: Genius
Альбом «Гостиница Космос» вышел 19 января 2018 года. Тогда критики по достоинству оценили новую пластинку Mnogoznaal’a, который уже к тому моменту долгое время не выпускал новых композиций.

Альбом вновь не рассказывает новой истории об Иферусе и других героях, в словах песен нет об этом речи, однако внимательный слушатель заметит, что за спиной Mnogoznaal’a на обложке композиции стоит новый персонаж — рептилоид. Он также появляется в клипах на треки «Гостиница Космос», Z-PAM (2017) и «Антигерой» (2019). Роль рептилоида раскроется лишь в следующем альбоме Максима.

«Гостиница Космос» же посвящена вновь родному краю. Многие названия песен из альбома отсылают нас к местам в городе Печора. «Гостиница Космос» — действительно существовавшее место рядом с домом Максима, где он часто бывал в детстве. «Девятины» — название района рэпера, где он проживал. «Речная часть» — тоже место в Печоре.

Стоит отметить, что многие слушатели ценят Mnogoznaal’a за отличное умение передать атмосферу через музыку. Этот альбом стал не исключением, а как будто наоборот — образцовым примером этого таланта Максима. Музыкальные композиции переносят слушателя на Крайний Север. Ощущение холода и одиночества не покидает его на протяжении всего альбома.
«Альбомом я музыкально хотел выразить то, как жил в Печоре. Вплоть до того, что звучание мелодики и определенных битов — это то, что мы здесь с друзьями любили слушать. Темы какие-то, что понятны лишь мне и печорцам»,
рассказывал Максим Лазин об альбоме.
«Круг Ветров»
Обложка альбома «Круг Ветров». Источник: Genius
После долгого затишья Максим выпустил альбом «Круг Ветров» 24 апреля 2020 года. Как оказалось, рэпер заболел серьезным недугом, подробности о котором не раскрываются.

«Круг Ветров» — новая глава во вселенной Mnogoznaal’a. Хоть в текстах песен и не фигурирует какой-то сюжет, благодаря визуальной составляющей, сопровождающей композиции, и вставкам с оперативными записями, где полицейские в Печоре ловят каких-то двух мужчин «в масках», слушатель может понять, что Максим вводит в историю нового персонажа.

Песня «Много Лиц» отсылает к Иферусу, который был и безликим, и с сотней лиц одновременно.

«Кто решил за тебя? /
Кто ты есть? /
Ты кто? /
Потому каждый день новое лицо»
«План “Перехват” 2»
В конце концов оперативникам удается поймать мужчин в масках, о чем рассказывается в этой записи.

«Да там, ***, непонятно, что происходило. По итогу, в машине он был один. И он, короче, попытался вкратце свою философию нам рассказать, типа, “*** (надоело) его угождать обществу, лицо свое потерял, пока лицемерил». А теперь, говорит, что у него нет никакого лица, потому, короче, маску походу и носит.
— *** (Бред) нес короче, да?
— Да, просто проникновенно как-то, ***. А, еще, короче, паспорта у него не было с собой. Мы ему — “Представься”, а он говорит: “Иферус”. “Иферус”, *** , я даже запомнил!».

Получается, что Иферус вновь вернулся на Землю, но для возмездия ли? Ответ на этот вопрос Mnogoznaal нам не дает. Если предполагать, что весь альбом был от лица Иферуса, которого находят в машине одного, то тогда герой все же вернулся на Землю, потому что сам стал лицемером.
«Клуб Без Танцев»
Обложка альбома «Клуб Без Танцев». Источник: Genius
Альбом «Клуб Без Танцев» был выпущен 17 ноября 2023 года, и о его выходе стало известно лишь за неделю до премьеры. Пластинка была долгожданной, так как к тому моменту Максим не радовал слушателей новыми композициями на протяжении долгого времени и даже не выходил в социальные сети.

«Клуб Без Танцев» вновь не раскрывает продолжение истории Иферуса. Как рассказывал сам Mnogoznaal: «У альбома есть концепт, только он не историей идет от трека к треку, типа там нет Иферуса и тому подобное. Там на альбоме “Клуб Без Танцев” концепция заключается в зове предков».

В альбоме плотно переплетаются два музыкальных жанра, рэп и фолк, действительно намекая на связь с предками. В композиции «Связь», спетой в стиле народной песни, есть строчки:

«Зелены густые травы, что легли /
В берегах Печоры-матушки реки».

В последнее время Mnogoznaal в своем творчестве стал уделять больше внимания родному городу и Республике. Стоит отметить, что и сам Иферус был с севера.
Значимые для сюжета клипы
Стоит отметить и клипы, которые проясняют происходящее в истории Иферуса и его возмездия. Одни из ранних клипов — на песни Sin Cara, «Зарни» и «Белый кролик» — показывают зрителям толпы веселящихся людей на вечеринках. Зачастую все из них в масках, что отсылает к лицемерию, главному лейтмотиву вселенной Mnogoznaal’a. Сам рэпер также присутствует на вечеринке и, когда находится один, рассматривает себя в зеркале. Возможно, это отсылка к тому, как Иферус сам становится лицемерным, а, может, и к поискам главного героя в «тихой комнате».
Кадр из клипа Sin Cara. Источник: DEAD DYNASTY
Клип Z-PAM, вышедший в 2017 году, впервые представляет зрителям рептилоида. В видеоряде Mnogoznaal с напарниками, в том числе и с новым персонажем, вновь оказываются на шумной вечеринке, в ходе которой начинается перестрелка. Возможно, это визуализация того самого судного дня Иферуса. В клипе «Гостиница Космос» рептилоид вновь сопровождает Mnogoznaal’a. Также и в видео на песню «Антигерой» новый персонаж сидит в машине вместе с рэпером.

В клипе на песню «Минус 40» Mnogoznaal катается по Печоре на УАЗ. Вместе с ним два напарника — рептилоид и водитель. Эту же машину ищут полицейские в альбоме «Круг Ветров».
Кадр из клипа «Минус 40». Источник: Mnogoznaal
В клипах на альбом «Круг Ветров» мы видим уже двух героев в УАЗ — рептилоида и Mnogoznaal’a. Также постоянно фигурируют кадры масок и «пришивания» себе нового лица рэпером. Однако в конце альбома машину ловят лишь с одним мужчиной, и какая именно на нем была маска — не уточняется. Так кто же все-таки Иферус — рептилоид или герой, роль которого в клипах исполняет сам Максим? Ответ, наверное, слушатели узнают позже.
Кадр из клипа «Колхозник», Источник: Mnogoznaal
Mnogoznaal VS Современная российская рэп-индустрия
Трудно не заметить, как творчество Максима Лазина отличается от привычного российскому слушателю рэпа. Такой подход к музыке, где вместо отстраненных слов встречаются целые сюжеты и вселенные со своими героями и отсылками, практически отсутствует у представителей российской рэп-индустрии. Mnogoznaal — это феномен российского рэпа.

Музыкальный критик Георгий Базиков постарался объяснить, в чем заключается основное отличие Максима Лазина от остальных артистов: «Говоря об отличии Многознала от ныне популярных и модных рэперов, в первую очередь нужно сказать, что Максим выделяется на их фоне тем, что гнет свою линию, оставаясь преданным своему видению. Это проявляется как и в текстовой составляющей, так и в музыкальной. Говоря о тексте, однозначно можно сказать, что Многознал выделяется тем, что не старается показать аудитории, как у него много денег, брендовых шмоток, тачек и так далее, я могу назвать его флекс “духовным”. Также он, однозначно, выделяется манерой исполнения: его низкий голос, которым он умело владеет. В куплете он спокойно может выдать что-то наподобие фаст-флоу, а уже на припеве выдавать небольшие запевания, которые звучат как гипноз. Мрачная атмосфера которая сохраняется на протяжении всего его творчества, также выделяет его на фоне остальных, но эта атмосфера не вводит тебя в какое-то состояние апатии или чего-то такого. Этой атмосферой он пытается показать все “изъяны” нашего мира, подкрепляя это глубокими размышлениями, будто говорит слушателю: “Посмотри, наш мир не такой радужный, как ты можешь его представить”, но ВАЖНО: он не хочет загнать своих слушателей, он просто повествует реалии нашего общества».

Если же Mnogoznaal такой редкий случай в практике российского рэпа, то почему он не становится повсеместно популярным и его песни не звучат на радио и телевидении? Критик Георгий Базиков объясняет: «В эру TikTok и 15-секундных сниппетов такой артист, как Максим, просто не сможет привлечь новую аудиторию. Связанно это как раз с тем, что его “уникальность” не цепляет молодые и неокрепшие умы в силу серьезностей своих текстов и неактуальных инструменталов. Максим четко понимает что такая аудитория не задерживается с артистом долго и не продолжает его слушать в будущем. Вот его комментарии к треку “Ты тупой”, который был популярным в свои годы: “Достаточно плохой трек, я бы его убрал из своей дискографии, если бы сейчас была возможность, хотя я понимаю, что возможно он мне дал доступ до новой аудитории, другой вопрос: осталась ли эта аудитория дальше со мной?”»

Неординарный стиль, серьезность текста и образ Mnogoznaal’a не совсем подходят для массового слушателя, поэтому певец так и остается горячо любимым своей преданной фан-базой. Однако это не значит, что его творчество некачественно, — наоборот, оно просто не для всех. L! советует читателям послушать эти необычные и захватывающие композиции на досуге и открыть для себя новые музыкальные горизонты.

  • Автор:
    Кристина Шевелева
  • Иллюстратор:
    Ксения Фирсанова