27 января/ 2021
«Я до сих пор не считаю себя металлистом»
Автор: Лариса Верченко
Редактор: Анастасия Гаранина
Иллюстрации: Matt Chinworth
Алексей Немнонов – о том, каково быть рок-музыкантом в православной многодетной семье.
Я не считаю, что если б я был единственным ребёнком в семье, то вырос таким, какой сейчас есть. А мне этого вполне хватает.
В моей семье всего 6 человек, в плане детей, плюс родители. Старший, его зовут Федя, ему 24, потом идёт Миша, ему сейчас 22, после него идёт брат Ваня, ну и я четвёртый по счёту. После меня идёт сестрёнка, Катя её зовут и самый маленький брат Митя, ему 12. А Кате сейчас 16 лет. Старший брат уже женился, они живут с женой на 3м этаже, потому что сейчас есть возможность не съезжать отсюда. Второй брат в 2016 году женился, в 18 лет, живет тоже здесь. У него ребёнок, ему полтора года и сейчас они ждут второго. Я пока жениться не собираюсь.


Детство и дом, который всё поменял

С детством у меня всегда ассоциации светлые. Мне тогда было 7 лет. Мы с соседями занимались разной ерундой: хулиганили, играли, чем только не занимались на самом деле. Детство у меня наверное больше счастливое и светлое, ещё раз повторюсь. Я воспринимал всё намного красочнее, чем сейчас, ну это очевидно. Время, наверное, лет до 13 можно считать самым хорошим. Там было много беззаботности, происходило больше всего каких-то позитивных моментов. Самое яркое воспоминание – как мы приехали в этот дом. Живём многодетной семьей, 8 человек в двушке. И в один момент, после того как съездили на дачу, едем обратно не домой в свою коммуналку, а в этот дом. Так как мы уже привыкли к замкнутому пространству, то приезжаем и смотрим: стоит просто огромная бандурина, забегаем туда. Это впечатляет. Потому что до этого, ты живёшь в таких каких-то серых тонах и вдруг всё становится настолько красочным, насколько это возможно. Я даже не могу передать словами то ощущение: мы сразу выбежали и на улицу, и побегали по дому, мы со своими соседями, друзьями, вытаскивали какие-то коробки. Катались на самокатах, на велосипедах, на скейтбордах, потому что рядом был скейтпарк, и Ходынка была еще старой. Это был 2009 год. Мои родители долго стояли в очереди, боролись за это место. Я прекрасно помню, как я заходил сюда в первый раз, смотрел что как. Но я тогда не особо понимал, что потом будет то место, где я буду жить.


Семья

У меня в семье все занимались музыкой. Федя, старший, учился играть на гитаре, когда мы только сюда приехали. Когда мне было 7, я относился к этому так: «играет, да пусть играет, всё равно это что-то скучное». Он играл на классической гитаре, потом забросил. У меня вообще тяги не было никакой. Хотя, наверное, была, но я ещё не понимал по-настоящему. Второй по старшинству ребенок занимался аккордеоном, где-то 3 года. Не закончил, не смог. Не хватило терпения наверное. Третий ребенок закончил музыкальную школу по аккордеону, опять же, он под конец не очень хотел это делать. Но он молодец, что закончил. И на данный момент занимаемся музыкой он и я. Мы вместе с ним работаем, что-то записываем. Но так как я занимаюсь музыкой без остановки на протяжении наверное 7-8 лет, просто со временем это уже переросло куда-то внутрь. Я сейчас отслеживаю, что если долго не беру в руки гитару и в один момент её возьму – сыграю всё тоже самое точно также, как играл, когда занимался этим конкретно. Сидел, отрабатывал. Конечно бывают периоды, когда хочется отдохнуть немного от этого. Когда хочется чуть-чуть переключиться. И в этом плане у меня больше навыков, чем у Вани. Но у Вани больше навыков в пении, он хорошо поёт, играет на фортепиано. Я на фортепиано играю поверхностно, не смогу вывезти [сыграть] те песни, которые он играет. У меня есть в планах начать играть на фортепиано. Но сейчас не готов, потому что занимаюсь конкретно этим [рок-музыкой]. Я пою, но пою в более усредненном тоне, чем он. Он поет хорошо, он учился это делать. Записывать всё это конечно здорово: сидишь в комфортной обстановке, можешь спеть хорошо, красиво. Если что-то не получилось, какую-то ноту можно сразу исправить и будет звучать здорово. По-настоящему. У меня мама музыкант. Моя сестра занималась тоже музыкой, чуть-чуть играла на пианино. Но тоже как-то не пошло. Младший брат… Я не помню, занимался ли он музыкой. У него есть какое-то желание. Может у него будет какая-то другая деятельность.


Первая гитара

Первую гитару мне купил дедушка, в 2013 году по-моему. Комбик, провод тоже не моё. На тот момент мне было 11 лет и позволить себе такое не мог. Остальное всё практически покупал я сам. Всё на накопленные деньги. У нас есть праздники, на которые родители дарят подарки. Я специально просил дарить деньги. Я копил, копил, ну и вот так покупал. Конечно, иногда приходилось долго ждать. В такой семье на такие подарки столько тратить не будут. Не сказал, что каждая копейка на счету. Но это просто будет несправедливо по отношению к другому ребёнку. То есть если мне подарят вот такое [хорошую гитару], то значит другому ребёнку должны примерно тоже самое. Но этого же самого не будет, каждому нужно разное.


Тяжелый рок: как он появился в моей жизни

Это началось благодаря моей даче: если б мы туда не ездили, я бы не пришел к тому, что слушаю сейчас. Это наверное время сыграло. Потому что мы росли в 2000-е года, когда очень популярна была альтернатива. Достаточно тяжелый жанр: Linkin Park, AC\DC, Deep Purple, Smoke in the Water, Highway to Hell тоже все слушали ходили. И вообще до 12 года в моем сознании отложилась вот эта тяжелая музыка. Я смотрел трансформеры, фильм, где тоже играла тяжелая музыка с гитарами, ударными, таким вокалом, расщеплением. Потом я услышал про Майкла Джексона и это было очень странно, потому что до этого слушал AC\DC и подобное. Когда впервые послушал Майкла Джексона – мне это понравилось. Но мне нравились у него более прогрессивные песни. У него есть песня с Эдди Ван Халеном, это гитарист и основатель группы Van Halen, которую я очень любил и слушал, до дыр заслушал — Jump она называется. Также была песня со Слешем(Slash) «Give it to me». Все эти песни записаны в роке, они были моими любимыми. У меня уже в голове образовался какой-то формат. Я подумал, то есть в то время, когда жил майкл Джексон, это 90-е года там, 2000-е: в это время песня делилась на куплет, припев, куплет, припев, переход, соло, может быть ещё раз припев. Или это как-то может чередоваться. Но обязательно было соло. Я слушаю и понимаю: ну вот как, всё очень похоже. Ну, мне это тогда нравилось и сейчас тоже. Но я тогда не понимал, кто эти люди – кто такой Ван Хален, кто такой Слэш, который тоже появлялся в клипах. После того, как я полностью послушал Майкла Джексона я начал слушать Цоя, вернулся обратно к AC\DC. Это был уже наверное 2013, может в 11-12, я начал возвращаться к такому року. Потом услышал в шалаше в 13 году Guns and Roses. Мы тогда смотрели фильм Мегамозг, в котором был саундтрек этой группы. И очень много фильмов в 2000-х годах, мультиков, где есть рок-музыка. Наверное поэтому она мне очень нравилась. Это как-то с воспоминаниями из детства связывается.

Когда был в шалаше я услышал песню Welcome to the Jungle. Она мне тоже нравилась, она была очень эпичной. И когда в фильме мегамозг появляется со своими роботами в облаке, там играет эта песня, это здорово. А потом как-то одну песню брат добавил, потом вторую и я подумал: почему бы не попробовать? Так послушал чуть-чуть, потом забросил. Потом начал слушать Metallica. Ну, тогда крышу основательно снесло. Я подумал – это уже всё, то, что нужно. Послушал первые альбомы, мозг взорвался: как это круто, быстро, технично. Потом я начал миксовать [параллельно слушать] это с Guns and Roses, а это наверно моя любимая группа. Одна из любимых точно. И когда я вникал в их творчество, я понял, что как раз гитарист их, Слэш, фитил [записал совместный трек] с Майклом Джексоном, они выступали вместе. И я слышу и понимаю, что я шел 3 года назад по дороге, слушал Майкла Джексона и слышал примерно тот же самый формат песни, который сейчас я отследил. Наверное воспоминания больше всего тянут к этому и всё.
Вне рамок

Я до сих пор не считаю себя металлистом. Потому что в первую очередь я музыкант. Отучился в школе музыкальной, где играл джаз, блюз, классику. Играю в своей группе, мы там тоже играем далеко не металл. Мы играли металл когда только встретились с Димой и Владом, песни тех групп, которых мы слушали. На первой встрече мы конечно рубанули жесткие аккорды и это было серьёзно. Я даже тогда не считал себя металлистом, у меня немножко не тот склад ума, чтобы считать себя им. Я пишу как и металл, так и абсолютно разные жанры. Что мне понравится, то я и напишу. Если это просто какой-то рок, напишу рок, если это рок с совершенно странным уклоном, то значит я напишу так. Если это блюз, я напишу так. Джаз я, конечно, не пишу, потому что это достаточно сложный жанр, даже несмотря на то, что я отучился на джазовом отделении, на бас-гитаре. Это требует времени и определенных усилий. Лирика та же самая. У меня есть своя волна с ребятами, мы играем рок. Я не считаю себя рокером, я не отношу себя к этой субкультуре, потому что это какое-то клеймо. На тебя вешают рокер, металлист, репер. А если ты делаешь то, что тебе хочется? И не хочешь входить в какие-то рамки? Нравится что-то делать, делай так. Почему надо засовывать себя в какие-то ограничения?


Отец-священник и рок: знакомство

Мой папа не слушает тяжелую музыку. Он её не воспринимает. Это опять же связано со временем, какими-то моментами из детства. Он слушает классическую музыку прежде всего. У него огромная коллекция. И это тоже как фактор, потому что я в плане техники развит по каким-то классическим критериям. Все те классические приёмы, которые есть в рок-музыке, которые я перенял, они использовались гитаристами. В этом есть какое-то пересечение жанров. Мой папа любит экспрессивную музыку, слушает чтобы это было громко, чтобы это было форте и наверное не всегда может быть мажор, но технично. Мне тоже это очень нравится. Может это как-то передалось мне, не знаю.

Скоро познакомлю его со своей музыкой, пока не пытался. Я считал до этого момента, что ему будет сложно воспринимать. Это громко, классическая музыка очень сильно отличается от рока. Во-первых, там нет вокала. Во-вторых, это просто музыка. В-третьих, посыл только музыкальный, а в роке есть посыл от автора песен, что несёт в себе музыка, что в ней заложено. Это нисколько не означает, что в нашей [рок-музыке] музыке заложено что-то плохое, но это громко, очень бодро. И я не был уверен в том, что он воспримет эту музыку нормально. Но сейчас мы готовимся к анплагду, акустическому концерту. Я думаю, что я его познакомлю именно на нём. И в этом случае ему понравится.

Папа сейчас переслушал The Beatles. На самом деле, я не узнавал у него, что он думает по поводу них. Но если он их полностью дослушал, мне кажется, ему понравилось. Он также любит Джо Дассена. Мне тоже нравятся его некоторые песни. Вот в этом конечно у нас [вкусы] пересекаются. Папа всегда знал, что я занимаюсь такой музыкой. Он это слышит каждый день. Да всю жизнь слышит почти. Не знаю, у меня сложилось впечатление, ему такая музыка не очень близка к сердцу, которую я играл на тот момент. Но сейчас я понимаю, что вот-вот всё изменится. Конфликтов никогда не было. Если мне нравится что-то делать, его позиция такова: он не будет запрещать мне что-то делать, как и каждый член семьи. Каждый член семьи занимается тем, что ему нравится. Наверное это даже долг такой родителей перед ребенком: позволять ему это делать. Иначе зачем? Запретить, сказать что это у него не получается, но может тогда он себя не реализует. А папа подбадривал меня в каких-то моментах, мама тоже. Контраста между нами вообще нет. Ну это просто не касается религии. Это мое увлечение, мне это нравится. Я пишу такую музыку. Мои родители не считают, что рок это сатанизм или что-то такое. У нас есть соседи, которые так считают. Я считаю, что это неправильно, это нисколько не сатанизм. Рок это прежде всего музыка и жанр.

Есть ли что-то, что я не могу ему сказать? Сложный вопрос. Концерты есть концерты, если мы идем выпить, мы идем выпить. Если мы пьем дома, мы тоже пьем дома.


Рок-концерты, за которые почти никогда не платил

Я слушал в 15-16 году такой жесткий металл, а до этого в 14-15 «Guns And Roses». В 15 году я как раз сходил на концерт, это было 5 лет назад, на вот этого гитариста гансов. После этого концерта я уже привязался. Это был второй рок-концерт в моей жизни. Я эту атмосферу прочувствовал, энергетику, мне тогда очень понравилось. На Guns And Roses мы ходили в июле 18 года, а на гитариста гансов ходил, когда ещё группа не воссоединилась, в 15 году. Я тогда был школьником, очень переживал, что сейчас приду на концерт и меня просто не пропустят. Стоял там с 2 часов дня до 8 вечера, чтобы быть перед сценой. И тогда было очень здорово, потому что я очень редко бывал на концертах. Я не понимал что сейчас будет, это было в новинку. Я это попробовал и мне на самом деле очень понравилось. Потом шел домой, ночью, 3 километра, потому что транспорта уже не было, остерегался как-то полиции. Когда пришел уже, лег спать, проснулся – ничего не вспомнил. Если мне что-то нравится или в жизни происходит то, что что-то меняет, у меня память куда-то исчезает на какое-то время. А потом, конечно, вспоминаю. А "Guns and Roses", они воссоединились и через 2 года мы попали на их концерт с нашим бывшим басистом Владом [басист группы, в которой играю]. Он купил билет и мы сходили. Это было очень здорово, там прозвучали как старые песни, так и с альбома гансов без основного состава. Но шоу конечно очень отличается от того, что они делали в 90-е. В 2000-х они уже не существовали как группа. Суть в том, что на 4-х часовом шоу, вокалист поёт по-разному: он может петь и не очень драйвово, но в какие-то моменты он это делает прям здорово, поёт все песни целиком драйвово, то есть шоу получается очень ярким. Мне очень понравилось. 2 часа были песни с таким посылом рок-н-ролла, а потом 2 часа была лирика. Мне наверное больше нравится рок-н-ролл. Лирика она всегда очень относительная. В 90-е года произошел тот момент, когда все начали писать одинаковые песни под все аккорды и ничем не отличались от предыдущих, только словами и аранжировкой. Лирика она на то и лирика, что она, немножко, как я считаю, узконаправленней чем рок-н-ролл. Он может быть абсолютно разным: он может быть как и с частичкой души, так и просто как бешеный заряд эмоций. Но в принципе в этом бешеном заряде эмоций тоже есть частичка души. Это не отменяет того, что в этом жанре нет рамок. Можно сделать по-разному. Но что ещё хочу сказать, лирика она для меня более узкая, чем рок-н-ролл. На первый концерт, на который я пошел, мне билет подарили. Мама. На второй тоже: папа подарил. Третий вроде тоже… Вообще я за свои деньги очень редко ходил. Не знаю почему так сложилось. Но это тоже приятно. Потому что беззаботная атмосфера: ты приходишь, получаешь это ну и… Это здорово.


Первая группа

Мы учились в одной музыкальной школе с нашим первым басистом. Познакомились на втором году обучения, по-моему. Просто общались, обсуждали песни, исполнителей которые нравятся. Много общего было. И в один момент, когда я приехал из деревни, мы там пробовали устраивать концерты с моим другом. Это заканчивалось не всегда хорошо, иногда это шло совсем не туда. Например, мне не очень понравилось выступать на полупустой клуб из 15 человек в 2015 в новый год. Когда мужики бухие просто орут друг на друга, это немного не моя обстановка. Мне бы хотелось более молодую аудиторию, видеть людей, которые заинтересованы в этом. Поэтому мне намного приятнее выступать в своей группе, чем в деревне. Но это были просто какие-то пробы, эксперименты. А потом в 20 числах января мне написал Влад, с которым я уже на тот момент нормально общался. Конечно, это было общение ненастоящее, немного искусственное Потому что разговаривали только в музыкальной школе и толком друзьями не были. На тот момент это было неполноценным общением. А когда я приехал, мы с ним поиграли, Дима [один из друзей] тогда задерживался. Мы с ним встретились, поздоровались. Он играл чуть другое, чем я. Я любил мелодичную музыку, с не очень жесткими ликами. Но Диман тогда играл что-то из Пантеры, я тогда впечатлился, что есть человек, который также занимается долгий период времени тем же, чем и я. У меня есть хороший уровень, у него. И мы можем взаимодействовать и писать музыку. Со временем мы вышли на одинаковый уровень. Может месяца за 4 я всё это подогнал очень хорошо. В принципе, мы идем вровень. Что ему нравится, нравится мне тоже и наоборот. Это неважно. Это было здорово. Мы с ним ездили в музыкальные магазины, играли. Мы хорошо подружились, я считаю его не коллегой, а прежде всего другом. У нас общие друзья, знакомые, он знает моих родителей, семью. После этого Влад уехал в Америку, где-то примерно через год или полтора. И к нам пришел Серёга. Насчет этого, могу сказать, что это не была даже замена Владу. Влад с нами играл, он дал очень хороший заряд, энергетику. Можно сказать, что фундамент заложил. А Серёга – человек с другим складом ума, подходом, интересами, в той или иной степени он спокойно может подменить Влада. Он вписывался просто прекрасно. Он всех собрал: и Димаса и меня. Конечно, я слышал, что с Димасом они договаривались как-то заранее, я не знаю. Получился какой-то костяк. С Серёгой тоже интересно работать, конечно, я бы не сказал, что все точки зрения совпадают с ним. Но самое главное, что это всё держится. Есть всегда сложности в работе, но они решаются. Идея стать группой была сразу у троих участников: когда я туда ехал, уже понимал, что мы будем делать, о чём разговаривать, что играть. Все хотели собрать группу. Сложно конкретного основателя выделить. Я считаю, что есть основа в нашей группе. Не сказал бы, что есть лидер. Вообще принято считать лидера вокалистом, но лидер это как правило тот человек, который больше всего вкладывается в группу. В таком случае, можно сказать, что есть два основных участника: это я и Дима. И сейчас Серёга. Пишем песни в основном мы, конечно хотелось бы это исправить. Но это не отменяет того факта, что Серёжа очень много вкладывает в группу, что на данный момент он вкладывает не меньше. В некоторых моментах это всё равно прослеживается. Серёга пришел со временем, до этого был Влад. У нас очень много было ребят, которых мы слушали, очень разные люди приходили. Но вот получился такой состав, он закрепился. И да, с самого начала был я и Дима.


Музыка и религия

Поставить музыку и религию на одно место нереально. Религия, это прежде всего вера, музыка это разгрузка. Музыка это то, что помогает. Но не знаю. На один уровень это точно не поставить.

Человек может быть верующим, человек может быть неверующим. Я не считаю, что это может как-то помешать.

Я бы сказал, что это [религия и правила] какой-то личный момент, тема достаточно интимная. У меня пока даже нет слов, как это сформулировать. Не хочу об этом говорить.

Музыка – уже как часть меня, не просто хобби, увлечение. Я начал и пока заканчивать не хочу. Когда ты только начинаешь это делать перед тобой есть несколько вариантов: либо ты учишься играть просто для души, либо ты хочешь этим в дальнейшем заниматься, либо ты просто делаешь это для разрядки. В ближайшее время, с декабря месяца, начну зарабатывать. Я всё-таки связан больше с этим, нежели другие люди, которые просто играют на гитаре по три аккорда. Я умею много всего играть, много ходов, быстро, медленно. Но всё равно чего-то не хватает, всегда.
Что почитать еще?