5 апреля/ 2022
«Оскар-2022» вручен:
а какими были прогнозы?

Автор: Лолита Егорова
Редактор: Таисия Матюхина
Иллюстрации: Tim Lautensack, Mirko Fabian
На какие фильмы обратили внимание российские кинокритики.
Номинантов на кинопремию «Оскар-2022» огласили в середине февраля. Среди фильмов были выделены «Власть пса», «Белфаст», «CODA: Ребенок глухих родителей», «Не смотрите наверх», «Сядь за руль моей машины», «Король Ричард», «Дюна», «Лакричная пицца», «Аллея кошмаров», «Вестсайдская история».

Накануне вручения мы спросили у кинокритиков, какие фильмы, по их мнению, достойны зрительского внимания.



Марина Аглиуллина — кинокритик, журналист, фотограф и дизайнер. Участница подкаста о кино Monday Karma, изучала основы кинопроизводства в Санкт-Петербургской молодежной киностудии, пишет в журнал «Искусство кино».

– Насколько хорошие картины были номинированы?

– Хороший фильм — относительное понятие. «Оскар» невозможно обвинить в том, что в номинации попадают какие-то не стоящие внимания картины. Главная особенность всех номинантов — это авторское кино. У каждого из режиссеров номинированных фильмов есть свой уникальный почерк, что делает их интересными и по-своему особенными. Таким картинам поддержка премии нужна гораздо больше, чем заведомо рассчитанным на хорошую кассу блокбастерам Marvel. Все споры вокруг «Оскара» можно поделить на две категории. Первая сводится к тому, что чьи-то личные фавориты не угодили в шорт-листы. Вторая — вопрос несоответствия времени, который подразумевает отсутствие расового разнообразия, недостаточно внимания к феминистской повестке и тому подобное. Споры первой категории не имеют особого смысла, а что до второй — тут «Оскар» пока слабо, но пытается исправиться.


– Вы считаете их достойными номинантами?

– Если честно, я бы не хотела быть человеком, который решает, кто достоин, а кто нет. Мои взгляды — это всего лишь личные предпочтения, как, я уверена, и у академиков. Конечно, мне было бы интересно узнать, чем же они руководствовались при выборе некоторых картин. Кажется, «Оскару» не помешает больше прозрачности.


Довольны ли вы результатами выбранных лауреатов?

– Лучшим актером станет Бенедикт Камбербэтч за «Власть пса», и, возможно, это правда будет так. Лучшей актрисой я бы выбрала Пенелопу Крус за «Параллельных матерей», но думаю, что победит Кристен Стюарт или Николь Кидман. В номинации «Лучший режиссер» меня устраивают все, кроме Кеннета Браны — он пока ровня конкурентам по категории. Лучшей анимационной картиной должен стать «Энканто» за максимальную аутентичность. Мой личный фаворит — это «Дюна», но, скорее всего, ее максимально прокатят по всем категориям, ничего не дав. В целом, есть ощущение, что раздача статуэток не так важна, потому что все номинанты уже прошли стадию проката, и премия — всего лишь формальность, необходимая, чтобы смотреть на наряды знаменитостей на красной дорожке, а потом составлять списки оскаровских фильмов для просмотра субботним вечером и улучшать актерские портфолио участников.


Николай Никулин — кинокритик IZ.RU (новостной интернет-портал МИЦ «Известия»), ведущий программы «В кадре», автор книг «Пока Фрейд спал», «От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров».

– Насколько хорошие картины были номинированы?

– Оскаровские академики, как к ним не относись, посчитали именно эти картины лучшими в году. Трудно найти другой аргумент в пользу того, достойны эти ленты или нет. «Власть пса», кроме того, получил приз за режиссуру на Венецианском фестивале. А фильм «Дюна», по мнению многих критиков, стал лучшей фантастической лентой года.


– Вы считаете их достойными номинантами?

– «Не смотрите наверх» мне показался чрезвычайно наигранным, картинным, но не буду отрицать значимость социальной повестки фильма. «Аллею кошмаров» я бы однозначно не причислил к лучшим в году. А вот «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона — мой фаворит. Человеческая история любви без патетики и надрыва. Тут нет типичного голливудского лоска. Настоящее независимое кино, в котором много воздуха и чувств.


Довольны ли вы результатами выбранных лауреатов?

– Думаю, что лучшее либо «Власть пса»: это будет прощание с брутальным кинематографом прошлого и «привет» новой чувствительности, либо «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. Корейское кино уже награждали, так почему бы не поддержать японское?


Победители премии
  • Лучший актер: Уилл Смит, «Король Ричард»

  • Лучшая актриса: Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»

  • Лучший режиссёр: Джейн Кэмпион, «Власть пса»

  • Лучшая актриса второго плана: Ариана ДеБос, «Вестсайдская история»

  • Лучший актер второго плана: Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»

  • Лучший адаптированный сценарий: Сиан Хедер, «CODA: Ребенок глухих родителей»

  • Лучший оригинальный сценарий: Кеннет Брана, «Белфаст»

  • Лучший иностранный фильм: «Сядь за руль моей машины» (Япония)

  • Лучший анимационный фильм: «Энканто»

  • Лучший документальный фильм: «Лето соула»

  • Лучший оператор: Грег Фрейзер, «Дюна»

  • Лучшие визуальные эффекты: «Дюна»

  • Лучший монтаж: «Дюна»

  • Лучший звук: «Дюна»

  • Лучший оригинальный саундтрек: «Дюна»

  • Лучший короткометражный анимационный фильм: «Стеклоочиститель»

  • Лучший короткометражный фильм: «The Long Goodbye»

  • Лучший короткометражный документальный фильм: «Королева баскетбола»

  • Лучшая работа художника-постановщика: «Дюна»

  • Лучшие костюмы: «Круэлла»

  • Лучший грим и прически: «Глаза Тэмми Фэй»

  • Лучшая песня: «No Time To Die»
Что почитать еще?