Спецпроект
Программа «Взгляд» и ее роль в истории российского телевидения
Часть 2
Программа «Взгляд» стала символом российской журналистики 90-х. С момента своего выхода в эфир она смогла завоевать любовь миллионов советских зрителей. Во новом материале L! рассказываем о культовых ведущих передачи.
«Взгляд» — телепрограмма, взлетевшая на пике перестройки, которая стала не просто телешоу, а трибуной для общественных дебатов. Ее успех во многом определялся ведущими — людьми, чья харизма и профессионализм сделали «Взгляд» культовым явлением.

Когда отбирали первых ведущих, рассматривали тех, кто знал английский язык. Это привело создателей программы в редакцию иновещания. Там и нашли Любимова, Захарова, Вакуловсого и Листьева — команду, которая, по словам Александра Любимова, «читала буржуазные газеты, слушала буржуазное радио», поэтому стала «немножко другой», задавшей новый стандарт для российского телевидения.
Любимчики публики и головная боль властей: ведущие «Взгляда»
Владислав Листьев

Владислав Листьев, имя которого неразрывно связано с расцветом российского телевидения, стоял у истоков легендарной программы «Взгляд». Он оказался в первой четверке ведущих, которым было суждено открыть новую эру отечественного телевещания. Каждый обладал неповторимым стилем вещания и пылким темпераментом. Листьев был доброжелательным, мог найти контакт с любым человеком, понимал обывателя и умел его развеселить. Политковский говорил о нем: «Влад Листьев подходил на роль разгильдяя. Он, без сомнения, был шоуменом, это в него от природы заложено».

Однако за этой легкостью скрывалась серьезная профессиональная подготовка. В отличие от некоторых коллег, Листьев обладал журналистским образованием: в 1982 году он окончил отделение международной журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Сам журналист признавал:
Никакой ВУЗ не научит человека быть хорошим журналистом, определенная склонность к этой профессии должна быть заложена с рождения, но я считаю, что любой факультет МГУ дает главное — системное образование. А для мозгов это очень важно.
Владислав говорил, что работал во «Взгляде» не ради денег, а ради идеи. Гонорары были смехотворно малы: 46 рублей на троих ведущих за один выпуск. «Смешные деньги, — вспоминал Листьев, — кстати, из-за этого у многих даже разрушились семьи».

Фото: Владислав Листьев, 1992 год

Источник: ria.ru

Изначально программа носила информационно-развлекательный характер, но создатели и ведущие быстро поняли, что стоит изменить повестку. В 1990 году «Взгляд» перешел под крыло компании «ВИD», основанной Листьевым и его коллегами, и приобрел аналитический характер. Тематика выпусков эволюционировала до общественно-политической. Передача стала волновать всю страну. Как говорил сам Листьев, «стало ясно: не вышивки, не бантики волнуют зрителей, а острые социальные проблемы. Избегать их — значит не получать зрительского доверия». Такая смена курса привела к конфликтам с властью: новогодний выпуск 1991 года, посвященный отставке министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, не допустили к показу, а в январе 1992 года производство программы временно приостановили.

Универсальный журналистский талант Листьева проявлялся в разных жанрах. Одна из самых трогательных работ ведущего — сюжет 1987 года о подростке Петре Малышеве, который спас лошадь от смерти на бойне и поселил у себя дома, чтобы вылечить. Диалог Листьева и Малышева стал символом этой истории:
— Ну и как вам, комфортно вместе существовать?
— Не высыпаюсь — то в лицо дышит, то живот лижет, сегодня за колено укусила под утро.
История о юноше, искренне любящем животных, завоевала сердца миллионов советских зрителей и получила гран-при на швейцарском фестивале в Монтре.

Листьев участвовал в создании выпуска «Взгляд из подполья» из осажденного Белого дома в 1991 году. Он взял интервью у Мстислава Ростроповича и Никиты Михалкова, которые находились на этот момент в здании.

Успех «Взгляда» дал Листьеву мощный импульс для дальнейшего развития карьеры. В 1991–1993 годах он был генеральным продюсером телекомпании «ВИD», запускал такие популярные проекты, как «Поле чудес» и «Тема». С 1993 по 1995 он возглавлял «ВИD», а в 1995 стал генеральным директором Общественного российского телевидения (ныне «Первый канал»). Однако блестящая карьера Листьева трагически оборвалась вечером 1 марта 1995 года после съемок программы «Час пик», когда журналист был убит в подъезде собственного дома.
Фото: Владислав Листьев с Александром Любимовым, кадр из выпуска «Взгляда»

Источник: rg.ru

Александр Политковский

Александр Политковский присоединился к команде «Взгляда» в 1988 году, быстро зарекомендовав себя в качестве мастера экстремальной журналистики и расследований. Его репортажи отличались уникальностью материала и способом подачи: от прямых эфиров с подиумов модных показов до съемок в шахтерской каске.

По словам Дмитрия Захарова, одного из первых ведущих программы, Политковский специализировался на «экстриме и журналистских расследованиях, работал “в поле”». Один из его самых запоминающихся сюжетов — эксперимент над общественным равнодушием, показавшим трагическую картину бездействия прохожих при несчастном случае.

Создатель «Взгляда» Анатолий Лысенко называл Политковского «чумным репортером»: «Он может всюду пролезть и запросто встать на место своего героя. Я считаю, что в тот момент, когда мы это амплуа Политковского угадали, он выиграл один шанс из тысячи».

Коллеги называли Политковского «пионером честной журналистики» за его стремление к объективности и показу проблемы в ее истинном масштабе. Александр избегал постановочных материалов. В одном из сюжетов Политковский выбирался из полыньи, в которую сам и провалился. Вспоминая о том, как возникла такая идея, Александр Политковский рассказывал: «Я зашел к Анатолию Григорьевичу Лысенко, у него сидели какие-то люди. Шла речь о том, что ежегодно в полыньях погибает сколько-то тысяч людей. И появилась необходимость сделать такой материал, чтобы объяснить, каким образом можно выбраться из проруби. Они предложили: “Каскадер провалится, и потом покажем, как ты выбираешься”. В этот момент Лысенко поворачивается [к Политковскому] и говорит: “Так вот же он! Ему поверят, а каскадеру — нет”».

Лысенко в своем радиовыступлении на «Эхе Москвы», посвященном 20-летию проекта, охарактеризовал ведущего, как близкого и любимого для зрителей: «Когда появился Саня (Политковский. — Е. Д.) — это был любимец народа, вот он свой. Первый получил, по-моему, кликуху Политуля. Вот и все, он стал свой: Шура, свой. Понимаете, наверное, каждый из них отражал какую-то часть молодежи. Они не были придуманными, они были кусками жизни».
Политковский много путешествовал по СССР и за границу. Он отправлялся на Курилы, Камчатку, Дальний Восток и в Магадан. Ведущего волновало отсутствие на экране сюжетов об обычных людях, предпочитающих абстрактные обсуждения историям о жертвах несчастных случаев. Политковский освещал Чернобыльскую катастрофу, создавал репортажи о ее последствиях на протяжении десятилетий, даже снимал внутри четвертого реактора.

Фото: Александр Политковский в программе «Взгляд»

Источник: staroetv.su

Работа во «Взгляде» была для журналиста «фантастической пахотой», времени на отдых не находилось, как и на общение с женой и детьми. По словам Политковского, их с коллегами интересовали только проблемы Советского Союза. Свои командировки по Камчатке, Магадану Александр называет «бродилками», которые стали прорывом для советского ТВ, не поднимавшего в те времена серьезные темы. Ведущий характеризовал свою работу так:
Александр Любимов

Александр Любимов был лицом «Взгляда» на протяжении всего его существования, с самого начала выделялся среди ведущих. Сергей Ломакин, один из ведущих программы, описывал его как «абсолютного playboy», выпускника МГИМО, свободно владеющего несколькими языками.

Любимов запомнился не только как ведущий программы, но и как основатель телекомпании «ВИD» и депутат Верховного Совета РСФСР. Александр воплощал дух свободы и смелости. Он считал, что успех «Взгляда» был обусловлен не только острыми репортажами, но и уникальным стилем: «Почему “Взгляд” стал началом новой России, нового телевидения? Не потому, что мы были талантливыми. Да, мы были острее других, но не всегда. Главное — стиль. Некоторая отвязанность, некоторая легкость, другая энергетика».

Любимов был первым, кто взял интервью у академика Андрея Сахарова, беседовал с Ельциным, освещал разгон митинга в Тбилиси в 1998 году и чеченскую кампанию. Властям не нравился свободный демократический настрой ведущих, поэтому передачу несколько раз закрывали. После первого запрета на выход в эфир в декабре 90-го ведущие стали делать «Взгляд из подполья», который записывали в Риге, выпускали передачу на кассетах и распространяли по СССР.

Фото: Александр Любимов готовится к съемкам «Взгляда»

Источник: mk.ru

В 1993 году «выключили из розетки» авторскую программу Любимова «Красный квадрат», восстановленную после переговоров с Ельциным с условием смены фокуса на культуру. После этого инцидента Любимов договорился с президентом, чтобы программу оставили в эфире, обещая взамен сосредоточиться на культурной стороне передачи и отойти от обсуждения чиновников и политики.

После распада СССР Любимов вместе с Сергеем Бодровым-младшим вел «Взгляд». В эфирах обсуждали проблемы переходного периода страны, поднимали темы войны, безработицы, но всегда с надеждой на честность и открытость телевидения 90-х.

После смерти Листьева в 1995 году Любимов возглавил «ВИD». Пост он покинул в 1997 году.
Сергей Бодров-младший

Сергей Бодров-младший, неожиданное приобретение «Взгляда» в 1996 году, стал соведущим Александра Любимова. Последний, увидев Бодрова на съемках «Кавказского пленника», убедил руководство ОРТ взять его вторым ведущим, несмотря на сомнения Константина Эрнста (генерального продюсера ОРТ). Любимов видел в этом контрасте поколений залог успеха.

Телекритик «Новой газеты» Григорий Симанович отмечал «абсолютную естественность и неподдельность интереса к собеседникам», отсутствие «работы в эфире», и «простой, по-свойски» стиль общения Бодрова-младшего.
Изначально скованный, он быстро завоевал любовь зрителей и коллег своей обаятельностью и улыбкой.

Фото: Сергей Бодров и Александр Любимов, 1998 год. Кадр из записи выпуска программы.

Источник: dzen.ru

С момента появления Бодрова изменилось направление программы — теперь она выступала не только «против» коррупции, произвола, несправедливости, но и «за» доброту и хорошие поступки. Одна из значимых работ Бодрова — освещение рейдерских захватов колхоза в Рязанской области. Сергей поднял вопрос на федеральный уровень. Еще одно доброе дело: ведущий представил сюжет о Дмитрие Голованове — молодом депутате Екатеринбургской городской думы, который запустил акцию подарков «от Деда Мороза» для детей из нуждающихся семей. Ребята писали письма с новогодними пожеланиями, которые передавали депутатам в разных городах. После к отправителям приходили государственные служащие в костюме Деда Мороза и дарили желаемое.

Фото: Сергей Бодров в студии «Взгляда», 1997 год

Источник: rutube.ru

Несмотря на скепсис в отношении Сергея Бодрова-младшего как ведущего, он быстро зарекомендовал себя не только среди молодого поколения, но и людей старшего возраста. Телеведущий работал в программе с 1996 по 1999 год. Молодого ведущего, актера, режиссера не стало в результате трагического случая в сентябре 2002 года.
Вклад ведущих программы в российское телевидение

История «Взгляда» неразрывно связана с его ведущими, каждый из которых внес уникальный вклад в формирование имиджа программы и развитие российской журналистики. Листьев заложил фундамент, задал тон и стиль, инициировал глубокое освещение социальных проблем. Любимов, с его харизмой и обширными связями, удерживал программу на острие событий. Он стал символом свободы слова и противостояния цензуре. Политковский, мастер экстремальной журналистики, демонстрировал бескомпромиссность и объективность в освещении сложных тем, расширяя границы допустимого в телеэфире. Бодров-младший привнес новую энергетику и стиль, привлек юное поколение и доказал возможность гармоничного сочетания таланта и профессионализма. Легендарные ведущие превратили «Взгляд» не просто в популярную телепередачу, а во влиятельный инструмент общественного дискурса и заложили основы новой, более свободной и ответственной российской журналистики.
Вам понравилась статья?

  • Автор:
    Полина Горетая
  • Редактор:
    Арина Христич, Валерия Степанова
  • Корректор:
    Екатерина Пискарева
  • Верстка:
    Полина Горетая
  • Иллюстратор:
    Катрин Еремеева