31 марта/ 2021
Стрит-арт больше не «стрит»
Автор: Дарья Калачева
Редактор: Анастасия Гаранина
Иллюстрации: Sergey
Как Тимофей Радя одомашнивает городское пространство и разрушает стереотипы об уличных художниках.
Тёплая куртка с капюшоном или поношенная толстовка, повязка на половину лица, грязные джинсы и баллончик с какой-нибудь ядерной краской в руке – таким часто представляется уличный художник в России. В картине мира обывателя это всё ещё этакий «хулиган»-беспризорник, шныряющий по окраинным спальным районам города в непрерывном поиске голых стен — одинокий ребёнок девяностых, вообразивший себя большим творцом. Даже если в заднем кармане его джинсов новенький айфон разрывается от сообщений поклонников в Instagram и электронных писем коллекционеров современного искусства. Даже если европейские галереи уже второй день не могут дозвониться ему, чтобы договориться о персональных выставках в будущем году. Каким бы популярным и талантливым не был уличный художник, в глазах условного российского коммунальщика он остаётся молодым бездельником, взявшимся за краски от скуки, или хуже – малолетним вандалом, коих по России тысячи. Впрочем, не больше, чем людей, живущих с мировоззрением условного коммунальщика.
Фото: Александр Попов. Источник: Unsplash
Связь «стрит-арт — вандализм» укрепилась в умах россиян ещё в девяностых и с тех пор едва ли потеряла в силе. Тридцать лет назад в арсенале уличных художников не было ничего, кроме нескольких полузасохших баллончиков с европейской краской – такую ни в СССР, ни в молодой России не производили, приходилось ждать партий из-за рубежа. Любая поставка могла стать последней, так что творцам было не до эстетических тонкостей. Их работы часто получались некачественными – отчасти из-за недостатка опыта, отчасти из-за дефицита краски. Мало кому они могли просто приглянуться, а о продаже не могло идти и речи.

К нулевым проблема с материалами отступила, и уличных художников стало гораздо больше. Наступил расцвет российской культуры граффити. В 2003 году обилие рисунков на улицах Москвы вдохновило исследователя уличного искусства Игоря Поносова на создание целого сборника работ столичных творцов. Ещё через пять лет разнообразие граффити достигло своего пика, и в больших городах появился запрос на тематические выставки и фестивали. Творцы стрит-арта получили долгожданное внимание от ценителей современного искусства и начали зарабатывать на своём творчестве.

Первая работа уличного художника Тимы Ради с символичным названием «Первые полосы» датируется апрелем 2010 года. За неё ему никто не заплатил – это была личная инициатива художника. На сайте проект помечен буквой V, то есть «vandal» – нелегальный. Таких у Тимы пока что больше всего.

«Первые полосы» – это серия уличных плакатов, которые были расклеены по всему Екатеринбургу и воспроизводили передовицы советских и иностранных газет, выпущенных сразу после запуска первого человека в космос. Один из плакатов украсил НПО «Автоматика» – завод-производитель корпуса первого космического корабля «Спутник». На расписанную баллончиками стену предприятия повесили фотографию Юрия Гагарина, и она продержалась дольше остальных плакатов. Сейчас кажется, что та фабричная стена стала не только основой для первого масштабного проекта Тимы Ради, но и местом встречи старого стрит-арта с качественно новым – не визуальным.
Тимофей Радя. Источник: Instagram @tima_radya
По образованию Тима философ. Мир идей, смыслов и знаков для него открыт и понятен – его изучению он посвятил университетские годы. Теперь давайте вспомним нашего знакомого коммунальщика и сравним: там, где тот увидит лишь предмет, то есть пустую материальную оболочку, Тима сможет найти скрытые символы, которые можно прочитать и интерпретировать. Это вовсе не значит, что Тима Радя хороший и умный, а условный коммунальщик плохой и глупый – речь идёт лишь о разнице между их оптиками. О ней часто забывают, когда принимают уличных художников за вандалов и уничтожают плоды их творчества.

Из 38 работ Тимы Ради одиннадцать всё ещё можно увидеть на улицах. Каждый его проект – это результат рождения идеи и обретение ею конкретной предметной формы. Текст, изображение, перформанс – какую бы визуальную оболочку не подобрал художник, за ней всегда будет стоять какой-то посыл. В этом плане любое произведение Тимы – это тайна, которую он вытащил на свет и представил широкой публике в удобной материальной форме.

С визуальной точкой зрения работы Тимы Ради всегда просты. Им не нужно блистать и удивлять, чтобы привлечь – зрителей должен цеплять заложенный в них смысл, а не эстетика. Приобщая окружающих к пониманию символов, которые скрывает городское пространство, Радя «одомашнивает» его, делает более понятным и потому психологически безопасным. Более того, локации, в которых живут инсталляции художника, становятся точками переживания людьми различных чувств: от светлой грусти («Я бы обнял тебя, но я просто текст», 2013) до гражданской несправедливости («Записка президенту», 2014). По степени концентрации эмоционального опыта эти места можно сравнить только с домом, где возможна свободная экспрессия, где проявлять чувства привычно и нормально, потому что дом – это только «наше» пространство, точка сосредоточения наших внутренних процессов. Так некоторые улицы становятся психологическим продолжением домов, выстроенным уже не нами, а уличными художниками. Возводя новую инсталляцию, Тима Радя не только украшает город, но и расширяет пространство уютного и «своего», размывает границы между домашним и городским. В своём манифесте об уличном искусстве он пишет:
«Город может быть домом, может им не быть. Что делает город домом? Хватит ли в нём места для всех? С домом связано чувство, которое можно назвать «крепость». Это качество, которым может обладать человек, и, следовательно, город»
«Всё, что я знаю об уличном искусстве», 2013. Источник: официальный сайт художника
Продлевая домашнее пространство на улицы, художники меняют общее восприятие города, причём не столько в глазах приезжих, сколько в умах его местных жителей. Меняют не так, как вандалы – остроумнее и человечнее. Сейчас уличное искусство – это уже не искусство хулиганов, это искусство молодых романтиков и мечтателей, которые помнят, что такое девяностые, но не напуганы ими и готовы двигаться вперёд, чтобы в будущем, выходя из дома, снаружи чувствовать себя в такой же безопасности и гармонии, как и внутри.
Что почитать еще?