Только самое интересное

В плену у быстрого питания: психологическая зависимость от фастфуда

Интервью
Узнайте в новом материале L!, как обмануть дофаминовые рецепторы и почему кардиологи сравнивают фастфуд с кредитной картой: «Удовольствие сейчас — расплата потом».
«Я знаю, что это вредно, но не могу устоять перед жирной едой», — так описывают свою тягу к фастфуду миллионы людей. Московские жители посещают рестораны быстрого питания 56 раз в год, а в небольших городах спрос растет еще быстрее — на 25% за последний год. Но что скрывается за этой статистикой: безобидная привычка или настоящая зависимость?

Исследования ученых из Университета Южной Калифорнии подтверждают: фастфуд не только вредит фигуре, но и меняет работу мозга. Крысы, питавшиеся жирной и сладкой пищей, даже после возвращения к здоровому рациону не восстановили память.
Источник: vos-mo.ru
Почему люди продолжают есть фастфуд, осознавая его вред? Как формируется зависимость и можно ли ее преодолеть? На эти вопросы ответила ведущий диетолог ФГБУН «Фиц питания, биотехнологии и безопасности пищи»:

— Как вы определяете пищевую зависимость? В чем ее отличие от обычного пристрастия к определенным продуктам?

— Главное отличие — потеря контроля. Человек осознает вред, но не может остановиться. Пристрастие — это просто предпочтение, а зависимость — навязчивая потребность, несмотря на последствия.

— Какие факторы, по вашему мнению, способствуют росту зависимости от фастфуда в современном обществе?

— Основные факторы, на мой взгляд, — это доступность и распространенность. Особенно в условиях современного мира, где человек регулярно сталкивается со стрессом и нехваткой времени, ведь мозг требует, чтобы было вкусно и быстро.

— Как дофамин и рецепторы играют роль в формировании зависимости?

— Он [фастфуд] вызывает резкий выброс дофамина — гормона удовольствия. Но со временем рецепторы становятся менее чувствительными, и для того же эффекта требуется все больше вредной еды.

— Как фастфуд используется людьми для управления эмоциями, такими как стресс и тревога?

— Простые углеводы, жиры, которых в фастфуде содержится большое количество, временно повышают серотонин, оказывая тот самый «противотревожный эффект» и создавая иллюзию снятия стресса. Таким образом формируется зависимость «еда — облегчение».

— Как реклама формируют позитивные ассоциации с фастфудом?

— В рекламе фастфуд всегда ассоциируется с положительными эмоциями, общением с друзьями/семьей, используются яркие цвета, позитивная музыка.

— Какие стратегии вы рекомендуете для преодоления зависимости от фастфуда?

— Готовьте здоровые альтернативы дома; всегда носите полезный перекус (орехи, фрукты, протеиновые батончики), чтобы не сорваться.

— Как внедрить без резких ограничений в свой рацион полезные альтернативы фастфуду?

— Начните готовить дома с постепенной заменой определенных составляющих:

  • соус на основе греческого йогурта/нежирной сметаны вместо майонеза;
  • для усиления вкуса можно использовать специи и пряности;
  • используйте цельнозерновой хлеб (если это бургер, например);
  • вместо плавленного сыра отлично подойдет рикотта/легкая фета;
  • на замену фаршу из говядины или свинины выбирайте птицу (курица, индейка) и т.д.

— Какие советы вы могли бы дать людям, стремящимся сформировать здоровые пищевые привычки?

— Делайте все постепенно, ставьте себе небольшие, реальные цели. Настраивайтесь на то, что это не диета на месяц-два, чтобы «похудеть к отпуску» или «влезть в платье». Это изменение образа жизни для улучшения ее качества. Добавляйте в рацион больше овощей, пейте воду в течение дня, не голодайте, избавьтесь от сладких напитков и мясных полуфабрикатов. Как сказал кардиолог Д. Карвинен: «Фастфуд — как кредитная карта: удовольствие сейчас, расплата потом».
Источник: tekelinews.kz
Фастфуд — это не просто еда, а хитросплетение маркетинга, нейробиологии и психологии, создающее мощную зависимость. Как показывают исследования, он не только вредит здоровью, но и меняет работу мозга, снижая когнитивные функции и формируя порочный круг «стресс → фастфуд → временное облегчение → новый стресс».