Только самое интересное
2024-10-02 12:00

«Грация» Джеффа Бакли — вечная классика

Искусство POV
Самые талантливые музыканты порой даже не догадываются, что создают лучший альбом десятилетия. Так можно охарактеризовать «Grace» Джеффа Бакли, который поражает с первого прослушивания. В новом материале L! рассказываем про эту легендарную пластинку.
Материал предназначен для лиц старше 18 лет.

Grace is what matters, in anything... That's a quality I admire quite greatly. It keeps you from reaching for the gun too quickly, keeps you from destroying things too foolishly. It keeps you alive and it keeps you open for more understanding… — Jeff Buckley.


«Грация — то, что имеет значение во всем... Это качество, которым я очень восхищаюсь. Она не позволяет тебе слишком быстро тянуться к оружию, не дает разрушать вещи слишком опрометчиво. Она помогает оставаться живым и открытым для большего понимания…» — Джефф Бакли.

Создание музыкальных произведений — сложный и многослойный процесс. При написании нового альбома каждый артист ищет вдохновение извне: в природе, людях, искусстве.

Джеффри Скотт Бакли внес огромный вклад в музыкальную индустрию. Он поддерживал своих коллег-артистов при записи релизов, вдохновлял миллионы слушателей. Хотя при жизни Бакли успел выпустить лишь один студийный альбом, ценность его наследия неизмерима.
Многие люди знакомы с Джеффри благодаря его знаменитому каверу на песню «Hallelujah» Леонарда Коэна. На стриминговой платформе Spotify у версии Бакли в два раза больше прослушиваний, чем у оригинальной композиции. Кроме того, интерпретация Джеффа повысила популярность песни Коэна.

В альбоме «Grace» (1994 г.) три песни из одиннадцати — каверы. При этом талант артиста кроется не только в сильных вокальных данных, но и в навыках игры на гитаре. А самое главное — душераздирающее мастерство сонграйтинга (процесс создания песни — прим. ред.). Строки Джеффри пробирают до мурашек и проникают в самое сердце, наполняя его как светом, так и тьмой.
Альбом «Grace» Бакли начал записывать осенью 1993 года в штате Нью-Йорк после успешного поиска гитариста, басиста и барабанщика. По словам исполнительного продюсера Стива Берковича, «Джеффа было трудно приструнить в плане расписания. Его ум переключался с одного на другое — все время новые мысли, что очень здорово… Но для записи альбома было важно заставить его сосредоточиться и довести до конца часть работы, чтобы не потерять основную нить… Ему всегда хотелось чего-то нового, он постоянно переписывал тексты или мелодии песен». Не зря говорят, что все творческие люди немного безумны.

Большинство песен в альбоме — о любви, чувствах, взаимоотношениях как с окружающими людьми, так и с самим собой. Джеффри не боялся делиться со слушателем сокровенными секретами: мыслями о смерти в одноименной композиции, о наркотиках* в «Mojo Pin», о строении общества в «Eternal Life».
Одни из самых сильных и глубоких строк, написанных певцом, в бридже (раздел музыкального произведения, подготавливающий переход или возвращение к основной теме — прим. ред.) песни «Lover, You Should’ve Come Over» — «My kingdom for a kiss upon her shoulder / It’s never over / All my riches for her smiles / When I’ve slept so soft against her» («Целое королевство за поцелуй в ее плечо / Еще не все потеряно / Все богатства за ее улыбки, когда я спал так сладко рядом с ней»). В этой композиции Бакли сделал отсылку к пьесе Шекспира «Ричард III» и признался, что готов отдать все самое ценное ради поцелуя с возлюбленной.

Пугающая строка о смерти, сработавшая как пророчество по спекуляциям фанатов, — «But I’m not afraid to go, but it goes so slow» («Я не боюсь уходить, но все идет так медленно») в песне «Eternal Life». Джефф погиб, утонув в реке Миссисипи. Такая смерть действительно медленная и мучительная.
Строчка «Kiss me out of desire, not consolation» («Поцелуй меня с желанием, а не утешая») в «Last Goodbye» разбивает сердце при каждом прослушивании композиции. Никто, кроме Бакли, не преподносит обыденные мысли таким трагичным образом. Человек может даже не задумываться о каких-то вещах, но, как только слышит о них из уст музыканта, в его голове словно что-то щелкает.

Это и цепляет в творчестве Бакли: не только сложные речевые конструкции, для понимания которых необходимо долго разбирать текст, но и умение перевернуть внутренний мир слушателя, бессознательно сопоставляющего свою жизнь с высказываниями музыканта.
Помимо уникального и запоминающегося стиля сонграйтинга, легендарны и вокальные данные Джеффа Бакли. По всему миру их разобрали коучи, к уровню которых стремятся тысячи начинающих и профессиональных певцов. Музыкант превосходно звучит как на студийных записях, так и во время живых выступлений, оставляя след в сознании каждого слушателя. Учителя вокала и мастера пения говорят, что его навык заключается не только в умении достичь высоких нот, которые сложно исполнить многим известным артистам, но и в способности правильно использовать свой голос.

Певец владеет различными техниками, такими как легато (плавный переход одного звука в другой без паузы между нотами), придыхание, микст (пение на тонком смыкании связок с добавлением различных эффектов) и многими другими. Однако самая узнаваемая черта в вокале Джеффа — фальцет (очень высокий звук голоса).

В 1993 году фронтмен британской рок-группы Radiohead Том Йорк занимался созданием второго студийного альбома «The Bends». Так как у участников случился кризис, они не могли продолжить писать песни. В этот период Том посетил концерт Джеффа Бакли. Его пение фальцетом поразило британца настолько, что сразу после окончания выступления весь состав группы вернулся в студию звукозаписи и создал один из своих лучших синглов — «Fake Plastic Trees». В нем вокалист Том Йорк применил фальцет, чего не делал ранее никогда. В дальнейшем он стал все больше использовать такую технику. Сейчас это отличительная черта Тома Йорка, которая встречается почти в каждой его композиции.
Бакли оказал влияние и на множество других артистов, в частности на Лану Дель Рей (американскую певицу нашего времени). В начале своей карьеры исполнительница поделилась, что при переезде в Нью-Йорк в 19 лет она слушала только определенных музыкантов, одним из которых был Джефф. Более того, артистка говорила, что Бакли — большой источник ее вдохновения. В альбоме Ланы «Ultraviolence» есть кавер на песню Нины Симон «The Other Woman», которую также пел и сам Джеффри. Да и в целом в музыке Мисс Дель Рей можно заметить след Бакли — в текстах произведений и в методиках исполнения некоторых композиций.

Творениями Джеффри вдохновлялась и британская певица Адель, известная песнями «Hello» и «Rolling In The Deep». Во время промо альбома «25», получившего впоследствии множество наград, в том числе и Грэмми, исполнительница говорила: «В основном, Джефф Бакли. И всю мою жизнь так было. Я помню, как поссорилась со своим лучшим другом, когда мне было лет семь, и слушала Джеффа, потому что моя мама была его большой поклонницей. Альбом "Grace" всегда был рядом со мной».
Музыка Джеффри также воодушевила инди-певицу Фиби Бриджерс и группы Muse и Coldplay. Способность вдохновлять других творцов демонстрирует профессионализм Бакли. Такого артиста не забудут даже спустя десятилетия. Он стоит наравне с Брюсом Спрингстином, Ниной Симон, Билли Джоэлом, творчество которых по-прежнему слушают тысячи начинающих и уже преуспевших в индустрии музыкантов. Их дискографию с легкостью можно назвать вечной. Не важны ни новое устройство общества, ни меняющиеся предпочтения людей, ни тренды — великие исполнители никогда не покинут сердца миллионов слушателей.

«Grace» Джеффа Бакли — легендарная запись. Лирика, инструменты, вокал — в этом альбоме идеально все. Каждая песня и нотка словно услада для ушей. Как и многие другие «фундаментальные» альбомы, «Grace» не был достойно оценен критиками при релизе. Однако время показало, насколько великолепна эта пластинка, как она «состарилась» и по-новому раскрылась для различных групп слушателей.



*Согласно 228 ст. УК РФ незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, влекут за собой уголовную ответственность.