С каждым годом количество стресса увеличиваются, чего нельзя сказать о путях его решения. Психологи предлагают практический метод — сказкотерапию. Что это такое, для кого подходит и как работает, разбираемся в новом материале L!
Часто психологические проблемы требуют нестандартного решения, и специалисты прибегают к практическим методам. Один из них — сказкотерапия. Она подходит для коррекции психоэмоционального состояния как детям, так и взрослым. Сам метод решения ментальных проблем может помочь дойти до бессознательного, раскрыть внутренние блоки и исключить повторяющиеся паттерны. Основоположником метода в России стала психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Само же направление появилось в середине ХХ века.
Примеры взяты из практики психолога, все имена изменены.
Примеры взяты из практики психолога, все имена изменены.
Саша и ее волшебные помощники
Саша, 19 лет, сепарация от родителей, переезд. Девушка жила вместе с родителями, но когда поступила в университет, решила переехать в другой город в одиночку. В семье построили сказку: создали мнимый образ того, что у Саши уже есть все условия для комфортной жизни и беспокоиться больше не о чем. На деле все обстояло иначе.
Сепарация, переезд и выход во взрослую жизнь — это нормальный этап, который проходит каждый человек. Пытаясь исправить возникшие трудности своими силами, когда обычные методы уже не помогают, люди часто путаются и принимают неправильные решения. Прийти к нужному выводу можно с помощью нестандартных практических подходов. Все чаще психологи применяют методы глубинной психологии, работу с метафорическими картами, проективные методики. Одним из наиболее распространенных стала сказкотерапия.
«Сказкотерапия позволяет взглянуть на ситуацию с новой стороны и увидеть потенциал, который скрыт в каждом человеке», — рассказала редакции L! практикующий психолог, сказкотерапевт Ольга Лаврова.
Сепарация, переезд и выход во взрослую жизнь — это нормальный этап, который проходит каждый человек. Пытаясь исправить возникшие трудности своими силами, когда обычные методы уже не помогают, люди часто путаются и принимают неправильные решения. Прийти к нужному выводу можно с помощью нестандартных практических подходов. Все чаще психологи применяют методы глубинной психологии, работу с метафорическими картами, проективные методики. Одним из наиболее распространенных стала сказкотерапия.
«Сказкотерапия позволяет взглянуть на ситуацию с новой стороны и увидеть потенциал, который скрыт в каждом человеке», — рассказала редакции L! практикующий психолог, сказкотерапевт Ольга Лаврова.
«В затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой можно найти выход и справиться со стоящими задачами», — писал в своей книге исследователь по мифологии Кэмпбелл.
Почему сказки?
Сказки лежат в основе одноименного метода. По Проппу (советский ученый, фольклорист, создатель трудов «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки» — прим. автора), в каждой истории есть определенный сюжет с повторяющимися героями, событиями и этапами взросления (инициациями). Такие повторы или, говоря на языке психологии, паттерны встречаются во всех сказках. Этот прием связывает события в художественных историях с реальной жизнью, помогая решать психологические проблемы у детей и взрослых.
Вот почему метод сказкотерапии пришелся по душе как специалистам в области психологии, так и их клиентам. Ведь с помощью таких историй можно добраться до глубин подсознания и понять, как сказка превращается в быль.
Это подтверждает и специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе Натэла Ханэлия: «Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему».
Неслучайно в народном фольклоре отражены универсальные модели поведения и вневременные ситуации, которые до сих пор встречаются в жизни. Так, каждый человек может сопоставить героя или сюжет волшебных историй с реальностью.
«Сказка — это всегда повторяющиеся паттерны, которые в дальнейшем переходят в жизнь», — считает практикующий психолог Ольга Лаврова.
Часто специалисты ставят сказкотерапию наравне с «архетипическим анализом», поскольку каждый человек может узнать себя в героях историй.
Вот почему метод сказкотерапии пришелся по душе как специалистам в области психологии, так и их клиентам. Ведь с помощью таких историй можно добраться до глубин подсознания и понять, как сказка превращается в быль.
Это подтверждает и специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе Натэла Ханэлия: «Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему».
Неслучайно в народном фольклоре отражены универсальные модели поведения и вневременные ситуации, которые до сих пор встречаются в жизни. Так, каждый человек может сопоставить героя или сюжет волшебных историй с реальностью.
«Сказка — это всегда повторяющиеся паттерны, которые в дальнейшем переходят в жизнь», — считает практикующий психолог Ольга Лаврова.
Часто специалисты ставят сказкотерапию наравне с «архетипическим анализом», поскольку каждый человек может узнать себя в героях историй.
Работает ли сказкотерапия?
Методология становится наиболее безопасной при работе с бессознательным. Начиная с того, что человек произносит вслух свои беспокойства, и заканчивая тем, как он рассказывает историю. Актуальна сказкотерапия и в детской психологии, и в педагогике, так как остается максимально эффективной, не блокируя при этом эмоции и воспоминания.
Но истории не заканчиваются только на детях.
Но истории не заканчиваются только на детях.
Вера и ее новая жизнь
Вере 40 лет, у нее 1 ребенок, который был уже совершеннолетним на момент ее развода. В терапии прорабатывалась история с остаточными чувствами.
На сеансе психолог предложил рассказать Вере ее любимую сказку. Выбор пал на «Принцессу на горошине». Во время сеанса внимание было сосредоточено не столько на сюжете, сколько на том, как клиент его рассказывал: на событиях, линиях и героях, которые ум бессознательно стирал, а другие, наоборот, описывал очень ярко.
Вскоре выяснилось, что Вера перестала принимать себя и буквально заблокировала образ принцессы. В самой сказке героиня была из простой семьи, но чувствовала себя знатной девушкой. Ее избранник, принц, оценил это — в итоге они поженились.
Разбирая сказку, психолог находил больные точки, в которых Вера стыдилась или стирала воспоминания, исправлял ложное и восстанавливал правильный сюжет.
Сценарий художественной истории также был взят за основу разбора отношений с бывшим мужем. Вера приняла и поняла героя сказки, и в конце концов перестала оспаривать сюжет. Благодаря этому методу она пережила кризис отрицания своей собственной жизни.
«Задача психолога — помочь клиенту самостоятельно обнаружить и осознать свои “слепые зоны”, а затем вместе их проработать. Поскольку в сказкотерапии много творчества и свободы, то это не создает дистанцию между клиентом и психологом», — поделилась с редакцией психолог Ольга Лаврова.
На сеансе психолог предложил рассказать Вере ее любимую сказку. Выбор пал на «Принцессу на горошине». Во время сеанса внимание было сосредоточено не столько на сюжете, сколько на том, как клиент его рассказывал: на событиях, линиях и героях, которые ум бессознательно стирал, а другие, наоборот, описывал очень ярко.
Вскоре выяснилось, что Вера перестала принимать себя и буквально заблокировала образ принцессы. В самой сказке героиня была из простой семьи, но чувствовала себя знатной девушкой. Ее избранник, принц, оценил это — в итоге они поженились.
Разбирая сказку, психолог находил больные точки, в которых Вера стыдилась или стирала воспоминания, исправлял ложное и восстанавливал правильный сюжет.
Сценарий художественной истории также был взят за основу разбора отношений с бывшим мужем. Вера приняла и поняла героя сказки, и в конце концов перестала оспаривать сюжет. Благодаря этому методу она пережила кризис отрицания своей собственной жизни.
«Задача психолога — помочь клиенту самостоятельно обнаружить и осознать свои “слепые зоны”, а затем вместе их проработать. Поскольку в сказкотерапии много творчества и свободы, то это не создает дистанцию между клиентом и психологом», — поделилась с редакцией психолог Ольга Лаврова.
Что случилось с Сашей и ее переездом?
Девятнадцатилетняя девушка Саша, которая переехала от родителей, столкнулась с сепарацией. Она вышла в социум и поняла, что нет ни гарантированного дома (семья всегда говорила, что наследство достанется ей — прим. автора), ни безопасности (защищенность была только в кругу семьи, а вне его девушку ждали лишь запреты: туда не ходи, то не бери — прим. автора), а отношения никак не решают трудности на пути. Общество не создает псевдореальность, оно уличает правду и порой отрезвляет.
В процессе работы с психологом было много нерешенных конфликтов с родителями и неадаптивность к реальности. Также Сашу беспокоила тема отношений. Она думала, что ей обязательно нужен партнер для более легкой жизни во взрослом мире и много друзей, знакомых и коллег, которые решали бы все ее проблемы. Но в реальности это создавало только сложности, а не решало настоящие задачи: оплату квартиры, устройство на работу, успеваемость по учебе.
Она была в сказке, и в реальности оказалась только после переезда, увидев все таким, каким оно есть.
В процессе работы с психологом было много нерешенных конфликтов с родителями и неадаптивность к реальности. Также Сашу беспокоила тема отношений. Она думала, что ей обязательно нужен партнер для более легкой жизни во взрослом мире и много друзей, знакомых и коллег, которые решали бы все ее проблемы. Но в реальности это создавало только сложности, а не решало настоящие задачи: оплату квартиры, устройство на работу, успеваемость по учебе.
Она была в сказке, и в реальности оказалась только после переезда, увидев все таким, каким оно есть.
В работе психолог выбрал другую тактику, в отличие от прошлой героини. Если с Верой они вспоминали любимую сказку и так шли к бессознательному, то Саше было предложено сочинить свою. Психолог искала элементы и героев через знакомые сюжетные линии, которые встречались в реальной жизни девушки.
Например, Саша пыталась найти волшебного помощника, который бы решил все ее трудности. Цепляясь за каждого человека, она верила, что ее спасут. Однако в сказках волшебные помощники лишь помогают, а не решают все проблемы за героев.
Привычка жаловаться окружающим на родителей, искать виноватых не решала проблем, а лишь создавала их. Психолог нашла в этом вторичную выгоду, так как Саше нравилось перекладывать ответственность на других и верить в иллюзии. Она хотела верить в сказку, что больше трудностей не будет, — все тяготы уже несли за нее родители.
В социуме она поняла, что ее прошлые убеждения не работают. Несмотря на это, ей очень хотелось остаться в старой сказке, в том времени, когда она проживала другую реальность.
С психологом девушка осознала, что ее окружает и в какую сказку она играет сейчас. Результатом стал выход в реальность и создание уже новой жизни, своей.
Например, Саша пыталась найти волшебного помощника, который бы решил все ее трудности. Цепляясь за каждого человека, она верила, что ее спасут. Однако в сказках волшебные помощники лишь помогают, а не решают все проблемы за героев.
Привычка жаловаться окружающим на родителей, искать виноватых не решала проблем, а лишь создавала их. Психолог нашла в этом вторичную выгоду, так как Саше нравилось перекладывать ответственность на других и верить в иллюзии. Она хотела верить в сказку, что больше трудностей не будет, — все тяготы уже несли за нее родители.
В социуме она поняла, что ее прошлые убеждения не работают. Несмотря на это, ей очень хотелось остаться в старой сказке, в том времени, когда она проживала другую реальность.
С психологом девушка осознала, что ее окружает и в какую сказку она играет сейчас. Результатом стал выход в реальность и создание уже новой жизни, своей.
Как работают со сказкотерапией?
Этот метод применяют как индивидуально, так и в группах. В зависимости от того, пришел на сеанс ребенок, подросток или взрослый, психолог работает, подстраиваясь под запрос каждого.
Обычно специалист в области психологии предлагает клиенту вспомнить любимую сказку. При этом подмечает не только сюжет, но и способ, который клиент выбирает для его рассказа.
Также одним из упражнений может быть создание собственной сказки. Клиент выбирает персонажей и события, которые с ним происходят, и сочиняет новую историю. При создании сказки клиент бессознательно включает в повествование элементы из своей жизни.
На практике психолог, сказкотерапевт Ольга Лаврова, сталкивается с тем, что ограничения и ложные представления начинают закладываться именно в детском возрасте. Так и выходит, что в безопасной форме во время терапии подсознание и сознание становятся союзниками и не противоречат друг другу.
В большинстве случаев человеку хочется воплотить в реальность мечты окружения. Через время он понимает, что это вовсе не его желания, а навязанные обществом картинки.
«Cказки нужны еще не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать», — писала известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс.
Обычно специалист в области психологии предлагает клиенту вспомнить любимую сказку. При этом подмечает не только сюжет, но и способ, который клиент выбирает для его рассказа.
Также одним из упражнений может быть создание собственной сказки. Клиент выбирает персонажей и события, которые с ним происходят, и сочиняет новую историю. При создании сказки клиент бессознательно включает в повествование элементы из своей жизни.
На практике психолог, сказкотерапевт Ольга Лаврова, сталкивается с тем, что ограничения и ложные представления начинают закладываться именно в детском возрасте. Так и выходит, что в безопасной форме во время терапии подсознание и сознание становятся союзниками и не противоречат друг другу.
В большинстве случаев человеку хочется воплотить в реальность мечты окружения. Через время он понимает, что это вовсе не его желания, а навязанные обществом картинки.
«Cказки нужны еще не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать», — писала известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс.