Только самое интересное

Обзор фильма «Бедные-несчастные»: от безумия к поиску смысла жизни

Искусство
Материал предназначен для лиц старше 18 лет
Фильм «Бедные-несчастные» вызвал множество обсуждений и споров среди зрителей. В материале анализируем все аспекты кинокартины: от операторской работы до содержания.
«Викторианский Лондон. Сумасшедший хирург Годвин вылавливает из Темзы тело молодой беременной женщины, прыгнувшей с моста. Он реанимирует девушку, пересаживая ей мозг нерожденного младенца. Поначалу Белла передвигается как сломанная кукла и имеет весьма ограниченный словарный запас, но быстро всему учится. Чтобы наблюдать за ней, Годвин призывает на помощь студента-медика Макса, который, кажется, мог бы быть хорошей партией для девушки. Однако на Беллу кладет глаз плейбой Данкан и увлекает ее в путешествие, где она заново познает мир и себя».

Источник: «Кинопоиск»
Коллаж: Ксения Баженова. Источник: RUTUBE

Жанр

Фильм снят сразу в 3 жанрах: комедия, стимпанк (направление научной фантастики — прим. ред.), драма. Кроме того, начало кинокартины настолько сумбурное и невразумительное, что она также вписывается в фантасмагорию (поджанр кинофантастики, отличающийся нагромождением причудливых видений — прим. ред.). Собака с головой гуся, взрослая девушка с мозгом младенца, экспериментатор с изуродованным лицом — все это герои фильма «Бедные-несчастные».

Операторская работа

Картинка фильма совершенно дезориентирует зрителя. Так, крупный план резко сменяется широким — это осуществляется при помощи чередования объективов с кардинально разным фокусным расстоянием. Кроме того, ирреальность происходящего на экране усиливает и контрастная склейка кадров. Все это вынуждает зрителя остановиться на несколько миллисекунд и проанализировать увиденное.
Сцена, снятая на «рыбий глаз» (сверхширокоугольный объектив — прим. ред.). Источник: RUTUBE
Сцена, снятая с эффектом дверного глазка. Источник: RUTUBE

Музыкальное сопровождение

Зрители видят Беллу за пианино, но вместо красивой игры на инструменте она беспорядочно барабанит по клавишам. Аналогичная музыка сопровождает зрителя на протяжении всего фильма. Гармоничная мелодия играет только в финале кинокартины, создавая впечатление завершенности истории героини.
Белла за пианино. Источник: RUTUBE

Сюжет

В центре сюжета история Беллы — на это указывают и перемещение камеры, и ракурсы. Чувства других персонажей остаются загадкой до тех пор, пока они не будут прямым текстом озвучены главной героине. Так зрители следуют за Беллой и будто бы проживают вместе с девушкой все моменты ее жизни.
Несмотря на то, что у Дункана на лице буря эмоций, в центре кадра именно девушка, которая не понимает его чувств. Источник: RUTUBE

Цветовая работа

Одна половина фильма черно-белая, другая — цветная, с насыщенностью, выкрученной на максимум. Вполне логично задать вопрос: почему такое решение? Если отследить основной момент перехода от одного цветового решения к другому, можно сделать несколько предположений:

1. Белла впервые вырывается из родительской «клетки». Вне дома ее ждут новые открытия и приключения. Жизнь делится на до и после, а граница между обозначается цветовым переходом.

2. Не зря сценой в цвете оказывается именно постельная. В ходе фильма возникает ощущение, будто Белла отождествляет познание мира с сексом. Она постоянно говорит, что проводит эксперименты, которые открывают ей что-то новое. Но это чаще всего касается телесных удовольствий. Она не знает об общественно неприемлемом. Для Беллы все просто: противного избегать, а к хорошему и приносящему удовольствие стремиться.

Психологический возраст Беллы

В начале фильма несложно угадать возраст Беллы: внутренне она ребенок. Девушка закидывает ноги на фортепиано, учит новые слова и двигается так, словно плохо контролирует свое тело. Зрителям дают подсказку, которая помогает наблюдать за прогрессом Беллы: ее волосы растут по три сантиметра в день (физиологически главная героиня больше никак не меняется). Это и указывает на изменение психологического возраста девушки. Кроме того, наряды Беллы также совершенствуются со временем: фасон и цвет платьев становятся более строгим и сдержанным.
Изменение нарядов Беллы. Источник: RUTUBE
И все же сложно точно определить психологический возраст Беллы в конце фильма. Она красиво выражает свои мысли, которые явно контрастируют с болтовней окружающих людей. Правда, девушка иногда делает паузы в речи, чтобы подобрать нужные выражения. Кроме того, ее детские мечты приобретают четкие формы и превращаются в цели. Возрастает и тяга к знаниям. Белла образована, но по-прежнему не скрывает свои намерения: что на уме, то и на языке.

Господь

Годвин Бакстер — эксцентричный ученый и хирург с изуродованным лицом, так называемый отец Беллы. Сама же девушка называет его «Господом», так как он подарил ей новую жизнь, сделав операцию по пересадке мозга. Имя героя отчасти объясняет такое обращение: Годвин с английского дословно переводится как «Бог побеждает».
Доктор Годвин Бакстер (Господь). Источник: RUTUBE
Господь действительно проникся к Белле отцовскими чувствами, был мягок с ней, все позволял. Он даже отпустил девушку в путешествие, хотя внутренне был против этого. Но не стоит обманываться его сердечностью. Несмотря на теплоту чувств, есть кое-что, что он ставит выше. Годвин по своей сути экспериментатор, который жаждет открытий. По его двору бегают несчастные жертвы операций: странное нечто с чертами свиньи и петуха, собакогусь, песокурица и другие.
Жертвы операций Годвина. Источник: RUTUBE
Белла также попала к нему под хирургический нож. По его словам, он легко мог реанимировать девушку ударом тока, но выбрал другой путь — эксперимент по пересадке мозга ее нерожденного ребенка.

Годвин психологически ранен и не может избавиться от травмы всю жизнь. Это легко проследить по его словам: «Когда я еще был маленьким, отец зажал мои пальцы в маленьком железном футляре, чтобы выяснить, может ли он замедлить цикл костей. Боль была невыносимой. Чтобы не разрыдаться, я пристально вглядывался в свои пальцы и просто наблюдал за механизмом действия. Когда он вернулся, к его удивлению, я улыбался».

Отец врача тоже был экспериментатором, который жаждал понять устройство человеческого тела. Годвин легко и непринужденно рассказывает, как его отец издевался над ним: обжигал раскаленным металлом его гениталии и удалял желудочные железы, чтобы узнать, сможет ли человек обойтись без них. Про лицо хирург ничего не рассказал, но зритель и так осознает весь ужас содеянного (оно изувечено из-за ужасных пыток — очередных экспериментов отца). Интересно, что Белла называет Господа красивым. Годвин претерпел много боли, и тем не менее в разговорах он всегда оправдывает своего отца, называя его человеком науки.
После удаления желудочных желез Годвин может питаться только с помощью специального оборудования. Источник: RUTUBE
Единственное, что имеет значение для Годвина после появления в его жизни Беллы, — это она сама. Поэтому он отпускает девушку, когда та жаждет приключений. Финал для Годвина стал счастливым. Он умер в объятиях Беллы, заслужив ее любовь, и ушел из жизни как настоящий исследователь: холод от наступающей смерти вызвал в нем научный интерес.

В чем смысл фильма?

Белла познает мир заново. Что это дает? Ребенок в теле взрослого человека получает большие возможности. Например, изучение мира через чувственное познание и интимные касания, получение материальных благ, общение с другими взрослыми и многое другое. Так Белла знакомится со страданиями людей, и у нее появляется мечта — сделать жизнь лучше.

Однако Гарри, знакомый девушки, хочет доказать ей, что несовершенство мира нельзя исправить, потому как люди бессильны в этом вопросе. Белла же называет его сломленным мальчиком. После этой беседы девушка не отказывается от своих убеждений, и мечта в какой-то момент становится целью. Она хочет стать врачом, подобно ее создателю.

Один из смыслов — улучшение мира. Даже если это кажется невозможным, не стоит опускать руки. Каждый должен обнаружить в себе силы творить добро.

Какие еще есть преимущества у положения, в котором оказалась Белла? Она может отстраниться от своих прошлых проблем и взглянуть на них со стороны. Девушка получает возможность начать все с чистого листа. В своей жизни «до» ее сдерживали жестокость мужа и груз обстоятельств, сейчас же она свободна и вольна творить свою жизнь.

В фильме также прослеживаются феминистские мотивы. Белла сталкивается в недалекими мужчинами, которые навязывают свои чувства и пытаются манипулировать. В «бою» с ними, несмотря на все трудности, девушка завоевывает право распоряжаться ресурсами, ставить цели и идти по намеченному пути. В финале Белла живет самостоятельно, учится, а рядом жует траву бывший муж, которому она пересадила мозг козла.
Бывший муж с мозгом козла поедает зелень. Источник: RUTUBE
Йоргос Лантимос (режиссер фильма — прим. ред.) сделал все, чтобы зритель чувствовал себя некомфортно. Он использовал «кричащие» цвета, противные звуки, странные ракурсы. Лантимос буквально поставил зрителя в тупик вопросами Беллы, которая, в отличие от современного общества, не стеснена никакими «рамками». Он сделал все для того, чтобы люди поняли, насколько искусственен наш мир. Неспроста девушка мыслит как ребенок и не имеет воспоминаний из прошлой жизни. Она не часть «спектакля», поэтому так ясно видит, что реальность напоминает театр абсурда. А вместе с ней это видят и зрители.

Главная цитата фильма

«Мы должны работать. Мы должны зарабатывать деньги. Но более того, мы должны испытать все — не только хорошее, но и деградацию, ужас, печаль… Это делает нас целостными, Белла. Делает нас состоятельными людьми, а не капризными и нетронутыми детьми. Тогда мы сможем познать мир. И когда мы знаем мир, мир принадлежит нам».
Источник: RUTUBE

На что похож фильм?

TheCimemaholic отмечает, что фильм Лантимоса «Бедные-несчастные» основан на одноименной книге Аласдэра Грея, который в некотором смысле вдохновлялся романом «Франкенштейн».

«Мир Фантастики» сравнил фильм с «Барби». Обе истории изображают эмансипацию и социализацию девушек, которые сталкиваются с патриархальными установками и идут против системы, борются за права женщин.