Только самое интересное

Просмотр «Гравити Фолз» как сеанс психотерапии

Искусство
Многие думают, что мультсериалы ориентированы на детскую аудиторию, но в некоторых из них уже давно освещаются взрослые проблемы. Читайте далее о том, как художник Алекс Хирш раскрывает тему детских травм в сериале «Гравити Фолз».
Мультсериал «Гравити Фолз» был создан известным мультипликатором Алексом Хиршем в 2012 году. История разворачивается в маленьком выдуманном американском городке Гравити Фолз, куда двойняшки Диппер и Мейбл приезжают погостить к своему двоюродному дедушке Стенли Пайнсу. Ребята предстают настоящими антиподами друг друга. Мейбл очень легкомысленна и позитивна, в то время как ее брат обладает саркастичным характером и повышенной нервозностью. Вскоре двойняшки сталкиваются с мистическими загадками города. Они осознают, что это место не такое, каким кажется на первый взгляд.

Взросление в радужном свитере: Мейбл

В «Гравити Фолз» Хирш показал много ярких и интересных персонажей, отразил их переживания, кризисы и тайны. Но когда говоришь о «Гравити Фолз», на ум, конечно, первыми приходят двойняшки Диппер и Мейбл. Поговорим о последней.

Мы уже выяснили, что Мейбл — это ходячий позитив в брекетах и розовом свитере. Однако девочке, как и любому подростку, свойственно проходить через переломы, меняющие ее восприятие мира. Для 13-летней Мейбл таким кризисом становится страх взросления.

На протяжении всего первого сезона мы видим, как отчаянно Мейбл цепляется за каждый момент, в котором она может побыть ребенком. В одной из серий девочку пугают тем, что подростковая жизнь — это больше не про тусовки с друзьями, приключения и мальчиков, а про прыщи, пассивную агрессию, выбор своего пути и, конечно, про отдаление от близких людей.

Мейбл очень хотела повзрослеть, но разочаровалась и впустила в свою жизнь страх за будущее и сомнения, из-за которых впала в плохое эмоциональное состояние. Ее дух ослабевает после того, как она узнает, что Диппер планирует развести их дороги. И вот некогда сильная и позитивная героиня, теряя свои настрой и бдительность, попадает в ловушку главного антагониста сериала — Билла Сайфера.
Мейбл и свинка Пухля. Источник: Кадр из мультсериала «Гравити Фолз»
Хирш делает ход конем и изображает ловушку так, что для детей она выглядит яркой картинкой, а для взрослых — суровой правдой об избегании проблем.

Ловушка Сайфера — идеальный мир Мейбл, где люди не взрослеют, нет никаких правил (кроме запрета на разговор о реальности, в которой детство рано или поздно заканчивается) и царит вечное веселье. Однако это лишь яркие фантазии Мейбл, а не настоящий мир, в котором по сюжету происходит конец света и спасти человечество можно только повзрослев и набравшись смелости.
«Странногедон» и ловушка Сайфера для Мейбл. Источник: Кадр из мультсериала «Гравити Фолз»
Хирш гениально отражает страх взросления через метафоры и яркую картинку. Однако он также показывает, что важно выбираться из этого «мыльного пузыря фантазий». В последних сериях мультсериала «Гравити Фолз» мы видим, как сложно Мейбл дается принятие взросления, из-за чего она не может так просто уничтожить ловушку Сайфера. Но благодаря поддержке близких, правильно расставленным приоритетам, осознанию того, что в какой-то момент стать взрослой действительно необходимо, пузырь все же лопается.

Кризис взросления способен навредить психологическому здоровью человека, а также вызвать у него проблемы во взаимодействии с социумом. Личность, отрицающая свой переход к новой возрастной стадии, не сможет полноценно сформироваться психически. Человеку, переживающему такой этап, будет полезно посмотреть «Гравити Фолз». Автор мультсериала предлагает пути самостоятельного разрешения кризиса взросления, а именно: опору на родных и близких, компромиссы в спорах, решительность и веру в себя.

Диппер: нравственный выбор

Следующий персонаж для разбора — брат Мейбл, Диппер. Двойняшек связывают прочные братско-сестринские узы. Они растут вместе и вместе переживают кризис взросления. При просмотре «Гравити Фолз» у зрителя может возникнуть такое ощущение, что жизни брата и сестры всегда будут переплетаться друг с другом. Но под конец мультсериала Алекс Хирш вводит проблему сепарации двойняшек друг от друга.

Диппера терзают сомнения. Он не знает, как поступить, когда его с Мейбл дороги разделятся, ведь мальчик сам не готов так резко расстаться с сестрой. С одной стороны, Диппер может выбрать свою жизнь, отдельную от Мейбл. Жизнь, о которой он всегда мечтал, — погрузиться в науку и исследовать неизведанное. С другой стороны, Диппер может пожертвовать своим будущим, отказаться от личностного роста и выбрать Мейбл: отложить сепарацию в долгий ящик и продолжать расти вместе с сестрой. Эта проблема ведущая для мальчика. Однако он сталкивается и с другой.
Диппер вместе со своим дядей Фордом. Источник: Кадр из мультсериала «Гравити Фолз»
Диппер легко теряет бдительность и попадает под власть злодея, который овладевает его разумом. Но из-за чего? Есть несколько факторов. С наступлением переходного возраста Диппер познает первую влюбленность, которая оказывается неразделенной. В период пубертата, когда мальчика терзают страдания, он меняется физически и эмоционально, постоянно испытывает тревожность.

Совокупность факторов, которые способны негативно повлиять на человека в этом «нежном» возрасте, приводит к тому, что он может чаще ошибаться. Конечно, в реальности подросток не столкнется со злым волшебником. Однако если подойти к вопросу с психологической точки зрения, можно сказать, что Хирш приводит аллюзию на ситуацию, в которой страдающий от неразделенной любви молодой человек способен сильно оступиться на своем жизненном пути, совершить неправильные поступки. Например, связаться с плохой компанией, которая может негативно на него повлиять.
Билл Сайфер и Диппер Пайнс на фоне «Странногедона». Источник: Кадр из мультсериала «Гравити Фолз»
Хирш предлагает несколько решений для этих проблем: справиться с невзаимной любовью можно при помощи поддержки друзей, отвлечении внимания на другие вещи, а также занятий хобби. Решение вопроса сепарации Хирш ищет в ее медленном и осознанном совершении. Сепарируясь постепенно и обдуманно, человек не столкнется с психологическими трудностями, а, наоборот, извлечет для себя выгоду.

Известный русскоязычный интернет-сервис «Кинопоиск» выпустил видеоэссе по мультсериалу «Гравити Фолз». В нем команда сервиса разобрала, как устроен мультсериал и почему он сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Кинопоиск» говорит о том, что в «Гравити фолз» взросление брата и сестры становится главной темой.

В видеоэссе также отмечается, что анимация позволила визуализировать внутренние конфликты героев. Например, в серии «Летоуин» Диппер переживает, что бросил Мейбл в их праздник ради любимой девушки Венди. Он рефлексирует и понимает, что сестра и семейные ценности для него гораздо важнее, хоть этот выбор и дается ему с трудом.

Кроме того, «Кинопоиск» пишет, что паранормальное в мультсериале — способ научить героев осознавать свои ошибки, разбираться в себе и принимать недостатки других людей. Это делает «Гравити Фолз» более глубоким продуктом, чем просто детским телешоу. Эксперты «Кинопоиска» говорят: «За два сезона герои проходят большой путь. Мейбл буквально покидает воображаемый мир и принимает неизбежность взросления, а Диппер обещает больше не торопиться стать старше и выбирает взросление вместе с сестрой. “Гравити Фолз” не боится затрагивать серьезные психологические темы: как пережить безответную любовь, как взрослеть, когда тебя бросил родитель, как выражать свои чувства и как примириться с тем, что не все мечты сбываются».
Летоуин в «Гравити Фолз». Источник: Кадр из мультсериала «Гравити Фолз»

Отцовская фигура в жизни детей и последствия ее отсутствия: Зус

Редакция L! опросила около 60 молодых людей в возрасте до 20 лет и выяснила, что проблема безотцовщины действительно актуальна: 30% респондентов растут в неполных семьях, и только 14% из них не обеспокоены этим.
Результаты анкетирования. График: Варвара Полонская
С этой же проблемой столкнулся и работник магазина тайн, лавки, в которой жили и работали главные герои мультсериала, — Зус. О судьбе его родителей мы ничего не знаем. Алекс Хирш показывает только то, что мужчина с детства рос с бабушкой и каждый день рождения получал открытки от отца с обещаниями приехать. Но отец так и не появился, и к 25 годам Зус возненавидел этот праздник.

Зритель видит, как проблема неполной семьи отразилась на Зусе: он часто рефлексирует и грустит. Отец не принимал участия в жизни героя, из-за чего тот закрылся в себе еще в детстве. Это вполне могло повлиять на его умственное развитие, речь и отношения с людьми. Зус пытается заменить образ отца своим боссом Стенли Пайнсом. Однако он все же понимает, что это не родной ему человек, который не будет относиться к нему, как к сыну.
Зус представляет себя преемником Стенли Пайнса. Источник: Pinterest
Алекс Хирш снова отсылает нас к доверию и поддержке друзей. Мультипликатор предлагает зрителям, пережившим похожие проблемы, опереться на близких. Конечно, прошлое изменить нельзя, но можно создать новые и яркие воспоминания, и уже эти воспоминания смогут заместить травмирующие события. Хирш предлагает переключить фокус своего восприятия с людей, которые когда-то причинили боль, на тех, кто всегда был рядом.

Анкетирование также показало, что 71% респондентов переживал кризис взросления, 91% испытывал страх будущего и другие психологические проблемы. Более 60% респондентов отметили, что чувствовали сходство с персонажами «Гравити Фолз», и еще 45,5% сказали, что мультсериал действительно помог им справиться с собственными переживаниями.

Мультсериал «Гравити Фолз» стремится не только показать яркую картинку захватывающих приключений для детей, но и поговорить с каждым, в том числе с подростками и взрослыми людьми, которые испытывают психологические трудности и не могут с ними справиться. Не у всех есть возможность обратиться к специалисту для проработки детских травм, но посмотреть «Гравити Фолз» и попытаться найти в нем важные для себя ответы точно под силу всем.