Только самое интересное

Как художники-перформансисты изменили искусство

Искусство
Перформансы вызывают одновременно вопросы и восторг у зрителя. В новом материале рассказываем про небезызвестных арт-деятелей, занимающихся таким искусством, и их работы: Йоко Оно, Марину Абрамович, Яеи Кусаму.
Перформанс — вид искусства, в котором объект произведения — сам автор. Такое творчество размывает границы между зрителем и художником, удивляя тем самым публику. Кроме того, наблюдение за ходом перформанса — это не просто увлекательное времяпрепровождение, но и возможность узнать о социальных проблемах.

Понятие «перформанс» зародилось в ХХ веке, когда футуристы решили заявить о себе. Подобные выступления вызывали у публики интерес и потому активно обсуждались. И если изначально перформанс подразумевал взаимодействие художника и зрителя с целью привлечения внимания к личности выступающего, то уже 1960-х годах арт-деятели стали заниматься перфомансами, чтобы привлечь внимание к проблемам политики, экологии и дискриминации женщин.

Йоко Оно

Йоко Оно — японская художница, авангардистка, которая в 1964 году изменила роль зрителя в искусстве с помощью перформанса Cut Piece (в переводе — «Отрежь кусок»). Это был первый случай, когда зритель не просто принимал участие в интерактивном шоу, а творил вместо мастера. Так, каждый мог подойти с ножницами к неподвижно сидящей на полу Йоко Оно и отрезать часть ее одежды, волос или всего остального, что только посчитал бы нужным. С помощью подобного перформанса автор хотела показать негативную сторону человеческой натуры.

Изначально люди действовали осторожно, но постепенно эксперимент набирал обороты: «куски», отрезанные ножницами, становились все больше. В результате перформанс показал, к чему приводит вседозволенность: люди проявляют жестокость, если осознают собственную безнаказанность. Некоторые участники подходили к художнице по несколько раз, потому что они получали удовольствие от процесса.

Йоко Оно повторяла свой легендарный перформанс до 2003 года. И каждый раз «Отрежь кусок» заканчивался отрешенным лицом художницы, ведь на деле эксперимент был ужасающим и оказывал негативное воздействие на ее ментальное здоровье. В конце перформанса Йоко Оно практически всегда оставалась обнаженной, иначе говоря, незащищенной перед толпой людей.

При этом концепт перфоманса по сей день знаком многим людям, даже тем, кто ни разу не слышал о Йоко Оно и о таком виде искусства. Дело в том, что эксперимент художницы неоднократно повторяли, и в медиапространстве можно найти немало видео с его версиями.
Йоко Оно сидит на полу, пока с нее срезают одежду. Фото: Minoru Niizuma. Источник: LiveJournal

Марина Абрамович

Марина Абрамович — сербская художница-перформансистка. Ее работы «сохранились» во множестве фотографий и вдохновляют других арт-деятелей даже спустя десятилетия благодаря своей уникальности и изящности. Перформансы Абрамович можно узнать по неповторимому стилю. Художница также известна своей трагичной историей любви, о которой выпущено множество видеоматериалов и статей.
Марина Абрамович. Фото: Paula Murray. Источник: The Blueprint
Особенно известен ее перформанс «Энергия покоя» (1980 год) — это пара, которая держит оружие: Марина стояла напротив своего возлюбленного, Улая, и держала лук, а он натягивал его тетиву. Зрители могли интерпретировать такой эксперимент как иллюстрацию доверия. Но для художницы суть перформанса строилась не на доверии, а на биологических процессах обоих партнеров.

Улай и Марина вслушивались в дыхание и стук сердца друг друга с помощью специальных микрофонов. Это помогало понять, кому в какую сторону отклониться, чтобы удержать равновесие. Ведь от последнего зависел не только успех эксперимента, но и жизнь девушки. Перформанс длился всего полторы минуты и был крайне сложен и опасен в исполнении.
Перформанс «Энергия покоя». Источник: «Правила жизни»

Яеи Кусама

Яеи Кусама — японская художница, которая знаменита не только чудесными и сложными в исполнении перформансами, но и тем, что она первая стала продавать детали своих композиций.
Яеи Кусама, необычный портрет. Источник: The Blueprint
Перформанс «Сад нарциссов» (1966 год) выглядел следующим образом: Кусама разложила на земле полторы тысячи зеркальных сфер диаметром 30 см, а сама стояла в центре между ними с табличкой «Ваш нарциссизм на продажу». Зрители могли приобрести сферу прямиком из инсталляции всего за 2 доллара.

По задумке художницы это иллюстрировало то, как люди, пытающиеся заработать на искусстве, в прямом смысле слова разрушают его. Помимо скрытого подтекста, Яеи Кусама также стерла грань между зрителем и художником. Ведь перформанс «Сад нарциссов» получился только благодаря тому, что люди напрямую взаимодействовали с объектами искусства.
Яеи Кусама держит часть своей экспозиции, зеркальную сферу. Фото: David Zwirner. Источник: Buro 24
Некоторые современные искусствоведы интерпретируют перформанс Яеи Кусама как изображение идеального общества, в котором все члены помогают друг другу и поддерживают своих близких. Кроме того, каждая сфера по отдельности олицетворяет то, как нарциссизм может разрушить единство социума.

Наблюдая за перформансами, стоит попытаться вникнуть в смысл, заложенный авторами в их произведения искусства. Конечно, не всегда понятно, что именно хотел сказать арт-деятель. Однако практически любой перформанс посвящен какой-либо социально важной проблеме, волнующей не только самого творца, но и других людей.