Отечественное искусство привлекает внимание международной аудитории, несмотря на санкции. Рассказываем, как Россия выстраивает культурный диалог с другими странами в условиях политических ограничений.
«Нельзя прекратить изучение искусства и его создание…» — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Е. С. Лихачева.
Политические ограничения не смогли прервать культурный обмен между Россией и странами дальнего зарубежья. Однако в некоторых областях все же возникли серьезные разногласия. Одним из ярких примеров такого конфликта стала ситуация вокруг библиотеки Шнеерсона в Нью-Йорке, которая привела к прекращению сотрудничества между музеями России и США еще задолго до введения нынешних санкций.

Обмен между музеями России и США прекратился в 2010 году. Этому предшествовала национализация Советским Союзом коллекции древнееврейских книг и рукописей из библиотеки Шнеерсона — уникального собрания, считающегося старинной религиозной святыней.
В 1990 году проживающий в США зять Шнеерсона потребовал вернуть коллекцию книг. Однако представители Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (нынешняя РГБ им. В. И. Ленина) заявили, что это собственность и достояние советского народа.
В 1992 году Высший арбитражный суд вынес решение оставить коллекцию в российской библиотеке. Впоследствии это дело стало причиной для приостановки обмена между музеями России и США и еще одним барьером в нелегких отношениях стран. В 2010 году отечественные музеи отказались от участия в выставках на территории Америки из-за угрозы претензий третьих лиц, а Вашингтон в ответ принял аналогичное решение.
В 1990 году проживающий в США зять Шнеерсона потребовал вернуть коллекцию книг. Однако представители Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (нынешняя РГБ им. В. И. Ленина) заявили, что это собственность и достояние советского народа.
В 1992 году Высший арбитражный суд вынес решение оставить коллекцию в российской библиотеке. Впоследствии это дело стало причиной для приостановки обмена между музеями России и США и еще одним барьером в нелегких отношениях стран. В 2010 году отечественные музеи отказались от участия в выставках на территории Америки из-за угрозы претензий третьих лиц, а Вашингтон в ответ принял аналогичное решение.
Аукционные дома и музеи: новые правила игры
Из-за санкций, введенных после 24 февраля 2022 года, крупнейшие аукционные дома Christie's и Sotheby's отменили ежегодные торги российским искусством и временно закрыли свои офисы в Москве.
По словам официального представителя Christie’s, закрытие специализированных отделов российского искусства не входило в планы аукционных домов. Однако появились новые правила, которые запретили продавать предметы искусства тем, кто внесен в санкционные списки или чей основной доход поступает из России.
В результате ставки от зарегистрированных участников, имеющих связь с Россией, начали отклонять. Даже если фамилия человека не фигурирует в санкционных списках, но он находится на территории РФ или Республики Беларусь, то покупка и импорт предметов роскоши будут ему недоступны.
По словам официального представителя Christie’s, закрытие специализированных отделов российского искусства не входило в планы аукционных домов. Однако появились новые правила, которые запретили продавать предметы искусства тем, кто внесен в санкционные списки или чей основной доход поступает из России.
В результате ставки от зарегистрированных участников, имеющих связь с Россией, начали отклонять. Даже если фамилия человека не фигурирует в санкционных списках, но он находится на территории РФ или Республики Беларусь, то покупка и импорт предметов роскоши будут ему недоступны.
Аукционный дом Phillips
Неоднозначная ситуация произошла в начале 2022 года с аукционным домом Phillips, контрольным пакетом акций которого владеет компания Mercury, основанная российскими предпринимателями. Хотя аукционный дом строго соблюдает правила о запрете продажи предметов искусства гражданам РФ, отношение акционеров к России послужило для влиятельных людей причиной бойкота Phillips.

Вопреки этим требованиям, на следующих торгах было продано 95% лотов, а сумма продаж достигла £30 млн. Многие не поддержали «отмену» аукционного дома. Например, китайский художник Ай Вэйвэй, который назвал такой бойкот «актом демонстрации и запугиванием».

Финский прецедент
Сотрудничество с европейскими музеями тоже усложнилось из-за санкций. Например, в марте 2022 года экспонаты из крупнейших российских музеев, возвращавшихся с выставок в Италии, задержали на пограничном пункте между Финляндией и Россией. Финская таможня заявила, что музейные ценности входят в список запрещенных для экспорта в Россию, так как их можно считать предметами роскоши. После реакции МИД РФ Еврокомиссия ответила, что санкции не распространяются на предметы искусства из государственных коллекций, и экспонаты вернулись в российские музеи.
Условия «турбулентности»: отмена выставок
Истории, описанные выше, — это лишь несколько примеров изоляции российского искусства. Отечественные музеи и галереи были вынуждены пересмотреть свои выставочные планы.
Немецкий фонд срочно потребовал свернуть в Новой Третьяковке экспозицию «Единство в многообразии», а в петербургском «Манеже» еще до его открытия была отменена первая выставка французского художника Кристиана Болтански. Не состоялась и давно запланированная выставка итальянского художника Микеланджело Пистолетто.
Некоторые государства ограничиваются призывом к тому, чтобы «воздержаться от представления произведений русской культуры и русских художников». Другие — не возлагают ответственность на вандалов за совершенные преступные деяния. Например, 11 марта 2022 года группа злоумышленников совершила нападение на «Русский Дом» в Берлине. Неизвестные нанесли надпись «Убийцы» на немецком языке на одну из колонн при входе и впоследствии не понесли за это наказание.
Немецкий фонд срочно потребовал свернуть в Новой Третьяковке экспозицию «Единство в многообразии», а в петербургском «Манеже» еще до его открытия была отменена первая выставка французского художника Кристиана Болтански. Не состоялась и давно запланированная выставка итальянского художника Микеланджело Пистолетто.
Некоторые государства ограничиваются призывом к тому, чтобы «воздержаться от представления произведений русской культуры и русских художников». Другие — не возлагают ответственность на вандалов за совершенные преступные деяния. Например, 11 марта 2022 года группа злоумышленников совершила нападение на «Русский Дом» в Берлине. Неизвестные нанесли надпись «Убийцы» на немецком языке на одну из колонн при входе и впоследствии не понесли за это наказание.

Эрмитаж Амстердам
Еще одна показательная попытка бойкотировать российское искусство на международной арене — Эрмитаж в Амстердаме. Музей открыли в 2009 году в центре столицы Нидерландов качестве филиала российского Эрмитажа. Все это время он был местом, где выставляли произведения искусства из коллекций знаменитого санкт-петербургского музея.
Однако в 2022 году по решению амстердамского руководства музей прекратил работу с партнерами из России, а в дальнейшем — в рамках «ребрендинга» — сменил свое название. С недавних пор бывший «Эрмитаж» называется H'Art Museum. От российской культуры, которая имела непосредственное отношение к этому музею в Нидерландах, не осталось и следа.
Однако в 2022 году по решению амстердамского руководства музей прекратил работу с партнерами из России, а в дальнейшем — в рамках «ребрендинга» — сменил свое название. С недавних пор бывший «Эрмитаж» называется H'Art Museum. От российской культуры, которая имела непосредственное отношение к этому музею в Нидерландах, не осталось и следа.

Искусство без границ: продолжение культурного диалога
В 2023 году в мире состоялось более 10 персональных выставок российских художников. Они прошли в таких странах, как США, Италия, Франция, Великобритания и Германия, где московские концептуалисты Юрий Альберт и Вадим Захаров были удостоены престижной Кайзеровской премии города Гослар.
Работы российских художников продолжают выставлять в галереях и на ярмарках по всему миру. Отечественное искусство находит свое место от Милана до Брюсселя и Мадрида. А галереи, основанные российскими коллекционерами (например, Voskhod в Швейцарии), активно продвигают отечественных авторов за рубежом.
Работы российских художников продолжают выставлять в галереях и на ярмарках по всему миру. Отечественное искусство находит свое место от Милана до Брюсселя и Мадрида. А галереи, основанные российскими коллекционерами (например, Voskhod в Швейцарии), активно продвигают отечественных авторов за рубежом.
Положительная динамика
Статистику по положению российского искусства на глобальной арт-сцене за первое полугодие 2024 года приводит ARTinvestment.RU. В основе портала лежат данные с 2000 года о произведениях русских художников XVII–XXI веков, полученные с аукционов США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Австрии, России и Израиля.
Несмотря на некоторые взлеты и падения в первой половине 2024 года, во втором полугодии рынок российского искусства показывает стабильно хорошие результаты. Все больше аукционных домов за рубежом включают российские произведения искусства в свои торги. Продавцы и покупатели верят в светлое будущее рынка: первые находят лучшие работы, а вторые — не скупятся на по-настоящему ценные лоты.
Второй квартал 2024 года и вовсе удивил: по сравнению с первым кварталом, объем продаж взлетел с 23,6 млн $ до 57,5 млн $. И большинство проданных работ принадлежит кисти русских художников.
Многие отечественные деятели искусства и коллекционеры принимают участие в международных мероприятиях. Организаторы выставок и ярмарок в разных странах отмечают, что в планах еще немало проектов с участием российских художников. Хотя отечественный арт-рынок и сталкивается с определенными трудностями в текущих условиях, говорить о полной изоляции России на международной арене не приходится.
Политические ограничения могут временно прекратить культурный обмен, но полностью перекрыть это невозможно: искусство всегда найдет путь к зрителю. Процесс его изучения и переосмысления не прекращается, и потенциал накапливается с обеих сторон «занавеса». Когда открытый диалог снова станет возможным, страны вернутся к культурному диалогу с большим интересом.
Несмотря на некоторые взлеты и падения в первой половине 2024 года, во втором полугодии рынок российского искусства показывает стабильно хорошие результаты. Все больше аукционных домов за рубежом включают российские произведения искусства в свои торги. Продавцы и покупатели верят в светлое будущее рынка: первые находят лучшие работы, а вторые — не скупятся на по-настоящему ценные лоты.
Второй квартал 2024 года и вовсе удивил: по сравнению с первым кварталом, объем продаж взлетел с 23,6 млн $ до 57,5 млн $. И большинство проданных работ принадлежит кисти русских художников.
Многие отечественные деятели искусства и коллекционеры принимают участие в международных мероприятиях. Организаторы выставок и ярмарок в разных странах отмечают, что в планах еще немало проектов с участием российских художников. Хотя отечественный арт-рынок и сталкивается с определенными трудностями в текущих условиях, говорить о полной изоляции России на международной арене не приходится.
Политические ограничения могут временно прекратить культурный обмен, но полностью перекрыть это невозможно: искусство всегда найдет путь к зрителю. Процесс его изучения и переосмысления не прекращается, и потенциал накапливается с обеих сторон «занавеса». Когда открытый диалог снова станет возможным, страны вернутся к культурному диалогу с большим интересом.