Только самое интересное
2024-09-02 12:00

Искусство романтизации: почему люди приписывают себе психические расстройства

Искусство
Романтизация психических расстройств уходит корнями в эпоху Романтизма. Современные фильмы и сериалы, а также модная индустрия лишь усиливают этот феномен. О возможных последствиях — в новом материале L!
Материал предназначен для лиц старше 18 лет.

Когда появилась романтизация психических расстройств

В эпоху Романтизма писатели и живописцы начали активно изображать психические заболевания в своих произведениях. Тогда архетип «страдающего гения» прочно закрепился в культурном восприятии. Примеры тому есть в произведениях поэта Гете, писателя Гофмана и других деятелей искусства.

Современная культура продолжает романтизировать психические расстройства, представляя их как атрибут уникальности. Например, киноиндустрия все чаще показывает зрителю персонажей с ментальными заболеваниями. Однако не каждый режиссер подходит к такой сложной и щепетильной теме ответственно, в результате чего на экранах можно увидеть переход от дестигматизации (устранение социально-психологической дискриминации какой-либо категории людей — прим. ред.) к романтизации.

Как фильмы и сериалы романтизируют психические расстройства

Кино — мощный механизм формирования общественного мнения. Фильмы способны задавать тренды, влиять на поведение людей и их самовосприятие. Наделяя персонажа психическим расстройством, сценарист берет на себя большую ответственность.

Ложное, одностороннее или субъективное представление ментальных нарушений в кинокартинах становится почвой для формирования непонимания или враждебных отношений между людьми с заболеваниями и социумом. В то же время искаженное изображение или неумение и нежелание создателей фильмов рассматривать проблему многогранно приводят также и к романтизации психических расстройств.

Когда начинается романтизация психических расстройств в кино

Клинический психолог Дарья Славина объясняет, в какой момент дестигматизация психических расстройств превращается в романтизацию:
«Переход между презентацией ментальных заболеваний в кино и их романтизацией случается, когда показывают слишком красивую картинку. Нужно давать понимание того, что жить с психическими расстройствами сложно и это, как правило, навсегда. Не все заболевания могут выйти в ремиссию. И потому демонстрация “хэппи-энда” без особых усилий для его достижения — это уже переход грани. Там, где показывают, что герои жили дальше долго и счастливо, но продолжали встречаться с трудностями, больше приближено к реальности. Важно показывать финал, в котором человек именно приспосабливается к своему диагнозу и учится с ним жить».

«13 причин почему нет»

Сериал «13 причин почему» посвящен самоубийству школьницы Ханны Бейкер, оставившей после себя кассеты, в которых она объясняет причины своего поступка. Первый сезон стал настоящей сенсацией, внимания ко второму сезону было еще больше.

Еще во время создания экранизации у многих зрителей возник вопрос: насколько этично снимать сериал о подростке-самоубийце? После выхода серий компания Netflix столкнулась с рядом обвинений в спровоцированном интересе подрастающего поколения к теме суицида.

Сразу после выхода экранизации «13 причин почему» Google провел опрос, согласно которому процент поисковых запросов, связанных с чувствительной темой, вырос на 20% по сравнению с обычным числом (на 0,9–1,5 млн). Кроме того, уровень смертности от суицида на момент выхода 1 сезона повысился на 28,9%. Некоторые родители, чьи дети покончили с собой после премьеры сериала, обвинили его создателей в случившейся трагедии.

Однако не все ученые посчитали корректным использование этих данных для обвинения экранизации. Так, представители Netflix обратили внимание публики на заявление директора медицинского фонда The Jed Foundation, Виктора Шварца. Эксперт отметил, что ученые обнаружили корреляцию между выходом сериала и повышенным уровнем самоубийств, а не причинно-следственную связь, поскольку не было известно, какой процент подростков, лишивших себя жизни, смотрел сериал.

Особый интерес вызывала сама сцена суицида, которая и была основной причиной всех обвинений. Изначально она длилась несколько минут. В кадре героиня, прежде чем свести счеты с жизнью, сидит с аккуратным макияжем, укладкой и пускает единственную слезу, драматично стекающую по щеке. Более того, зрители посчитали сцену самоубийства романтизацией селфхарма из-за роста ее популярности в социальных сетях. Пользователи выкладывали множество видео с нарезками этого эпизода под разную музыку.
Кадр из сцены с самоубийством Ханны Бэйкер. Источник: сериал «13 причин почему» на Netflix
По заявлению рабочей группы сериала, проект должен был привлечь внимание зрителей не к самому суициду, а к проблемам, которые к нему приводят: депрессии и школьному буллингу. Сцену самоубийства спустя время сократили, убрав из нее излишние детали.

Тем не менее, некоторые зрители усмотрели романтизацию не только в сцене суицида, но и в самой задумке экранизации: образ героини, ее «удавшаяся» месть обидчикам и внимание, полученное после трагедии, которого часто не хватает подросткам, — в этом часть аудитории сериала находит искажение реалий жизни людей с психическими проблемами.
Ханна Бэйкер, главная героиня сериала «13 причин почему». Источник: сериал «13 причин почему» на Netflix
Однако после выхода 2 сезона часть зрителей отметила положительный эффект от просмотра. Подростки рассказали, что стали больше обращать внимание на состояние своих одноклассников. А в ряде американских школ была запущена кампания «13 причин почему нет». Она акцентирует внимание на причинах, ради которых нельзя сдаваться, если вы находитесь в сложном психологическом состоянии.

Красота требует жертв

Что могут сделать режиссеры, чтобы избежать романтизации психических расстройств? Один из самых известных фильмов, посвященных фешен-индустрии, — «Дьявол носит Prada». Он не просто показывает моду как красивые образы на подиумах и глянцевых журналах, но и раскрывает «скелеты» профессии: жесткую конкуренцию, высокие стандарты, субъективность начальства и крайне напряженные условия труда.

Работа в фешен-индустрии требует разного рода ограничений. Первая помощница главы модного журнала, Эмили, рассказывала главной героине фильма, Андреа, о своей «новой диете» в преддверии Недели моды: девушка голодала, а когда оказывалась в предобморочном состоянии — ела кусок сыра.
Эмили, героиня фильма «Дьявол носит Prada». Источник: фильм «Дьявол носит Prada» на Google Play
Систематическое пренебрежение базовыми потребностями ведет к серьезным нарушениям в организме. В конце фильма все старания Эмили, направленные на карьерный рост, рушатся. Ограничения, которым девушка подвергала себя, оказываются бесплодными. Это сигнал для зрителей: подобные жертвы того не стоят.

Как уже было сказано, романтизация не имеет четких критериев. Однако можно говорить о том, какую работу проделывают режиссеры, чтобы ее избежать. Последние несколько лет появляется все больше кинокартин, которые объективно транслируют психические расстройства: «Мистер Робот», «Майор Гром: Чумной Доктор» и другие.

Романтизация психических расстройств в модной индустрии

РПП (расстройство пищевого поведения — прим. ред.) давно ассоциируется с модельным бизнесом. Есть множество известных случаев, когда манекенщицам и другим причастным к этой индустрии диагностировали психические заболевания из-за перенапряжения, которое оказало критическое воздействие на их психику. Кроме того, модельный бизнес обращается к ментальным расстройствам в поисках вдохновения, что находит отражение в необычных дизайнерских решениях.

Любой модный показ — грань между шоу и искусством, где модельеры стремятся найти эту черту и лавируют между злободневными и неоднозначными темами. Одна из них — психические расстройства.

В 2019 году модный бренд Gucci представил коллекцию белых рубашек с длинными рукавами, которые чем-то напоминали смирительные. Креативный директор Gucci Алессандро Микеле на пресс-конференции рассказал, что вдохновлялся концептом униформы. По его словам, она сковывает человека, придает анонимность и заставляет подчиняться приказам. А высшим проявлением такой униформы стала смирительная рубашка.

Модель Айеша Тан прямо на подиуме подняла ладони с надписью mental health is not fashion («психическое здоровье — это не мода» — прим. автора), демонстрируя свое несогласие с брендом. Девушка пояснила, что считает коллекцию Gucci нетактичной по отношению к тем, кто имеет психические расстройства. По ее мнению, общество навешивает ярлыки на людей с такими проблемами, либо не воспринимает их всерьез. Ее поступок поддержали многие поклонники бренда, что вызвало «бум» в социальных сетях. Вскоре после скандала компания Gucci принесла свои извинения, и коллекция была снята с продажи.
Показ модного бренда Gucci. Источник: shoppingscool.ru
В России похожий вызов обществу решил бросить дизайнер Дима Кустиков, который, вдохновившись темой психических заболеваний, выпустил коллекцию «Фантазия № 1» и представил ее на «Московской неделе моды 2024». Каждая модель олицетворяла определенное ментальное расстройство. С помощью некрореалистичного (некрореализм — художественное течение, возникшее в 2000-х годах, которое исследует темы смерти, разложения и увядания в контексте современной жизни — прим. ред.) грима, взбалмошной прически и рваной, мешковатой одежды дизайнер интерпретировал образы депрессии, шизофрении, РПП и других психических расстройств.

Например, парень с гримом зомби и волосами, торчащими во все стороны, олицетворял шизофрению. Еще одна модель стала воплощением тревожного расстройства: всклокоченная прическа, оборванные одежды и грим уставшего человека.
Модель, олицетворяющая безумие, коллекция «Фантазия № 1». Фото: Анастасия Шляхтина
Модель на показе «Фантазия № 1». Фото: Анастасия Шляхтина
Модель на показе «Фантазия № 1». Фото: Анастасия Шляхтина
На вопрос, не романтизирует ли показ психические расстройства, автор коллекции ответил так: «Ответственность за восприятие лежит на зрителе. Задача художника затронуть эту тему, максимально широко ее осветить, а взрослый человек уже сам должен сделать выводы».

Автор журнала Trends People Magazine считает иначе: «Заявленная цель художника сделать громкое художественное высказывание для обращения внимания к главной “болезни современности” — депрессии — была воплощена буквально в противоположном распространенном в обществе романтизирующем ключе».

Формула романтизации и чем она пагубна

Ментальные заболевания становятся источником вдохновения. При этом авторы зачастую стараются гиперболизировать то или иное психическое расстройство, чтобы, например, придать персонажу уникальности. Полученный результат они облекают в красивую обертку, дабы смотреть среднестатистическому зрителю было приятно. Два этих шага, гиперболизация и наделение притягательностью, становятся базой для романтизации душевных заболеваний.

Авторы почти никогда не ставят целью романтизировать какое-либо психическое расстройство и делают это или неосознанно, или от незнания. Тем не менее, как считает клинический психолог Дарья Славина, незнание о вреде романтизации не лишает ответственности: «Человек, у которого есть слово, имеет определенную власть. Этим нужно очень мягко управлять, чтобы не причинять вреда тем, кто его слушает».

Врач-психотерапевт «Нижневаторской психоневрологической больницы» Регина Кунаккулова отмечает что, «романтизация психического нездоровья происходит, когда кто-то изображает расстройство как нечто “гламурное” или “красиво болезненное”. Такая точка зрения нормализует ментальные заболевания, создавая вокруг них ореол романтики… вместо признания того факта, что расстройства — реальные проблемы, которые во многом влияют на жизнь людей».