«Гамильтон» — один из самых известных мюзиклов XXI века и сенсация Бродвея. Миллионные кассовые сборы, Пулитцеровская премия — и все это благодаря «диалогу» прошлого и настоящего. Что же помогло мюзиклу завоевать сердца зрителей?
Театральная постановка — это не просто способ приятно провести время на выходных, но и отражение настроений общества. Мюзикл «Гамильтон», волнующий сердца миллионов зрителей, прекрасно справляется с обеими функциями. Но какой путь должна пройти пьеса, чтобы стать социокультурным феноменом, не только отражающим реалии жизни конкретной группы людей, но и способным разжечь интерес у аудитории по всему миру?

Как все начиналось
Вернемся к истокам. Работа над постановкой началась в 2008 году, когда Лин-Мануэль Миранда (композитор, автор стихов, автор сценария, со-продюсер, со-режиссер и исполнитель главной роли в собственном же мюзикле — прим. автора) прочитал 800-страничную биографию Александра Гамильтона за авторством Рона Черноу. Интересно в книге то, что она представляет личность Гамильтона в более позитивном ключе, чем это принято среди историков и общественности.
Именно его образ из-за постоянных конфликтов с такими важными деятелями истории штатов как, например, Томас Джефферсон (государственный деятель, автор Декларации независимости и 3-й президент США — прим. ред.) редко рассматривался в положительном свете. В отличие от других отцов-основателей о Гамильтоне не снимали фильмов, не создавали постановок и не писали вдохновляющие книги. Такое пренебрежение показалось Лин-Мануэлю Миранде особенно несправедливым.
Именно его образ из-за постоянных конфликтов с такими важными деятелями истории штатов как, например, Томас Джефферсон (государственный деятель, автор Декларации независимости и 3-й президент США — прим. ред.) редко рассматривался в положительном свете. В отличие от других отцов-основателей о Гамильтоне не снимали фильмов, не создавали постановок и не писали вдохновляющие книги. Такое пренебрежение показалось Лин-Мануэлю Миранде особенно несправедливым.

Слияние прошлого и настоящего
Прежде чем переходить к особенностям мюзикла, позволим себе еще одну историческую справку и впишем «Гамильтона» в социокультурный контекст. Не секрет, что современное американское общество очень разнообразно как в расовом, так и в идеологическом плане. Новый виток политического оптимизма эпохи Барака Обамы ознаменовал время, когда казалось, что избрание первого темнокожего президента положит конец межнациональным конфликтам и так называемым культурным войнам. Для многих иммигрантов история афроамериканского главы штатов, сына выходца из Кении, казалась чудом и вдохновляющим примером успеха. Не случайно американский журналист Крис Хэйес в статье для Биллборда писал о «Гамильтоне», что шоу «чем-то действительно похоже на Америку Б. Обамы».
Именно при таких обстоятельствах появляется мюзикл, в котором многонациональный состав актеров рассказывает историю иммигранта Александра Гамильтона, ставшего одним из отцов-основателей США. И даже сам Лин-Мануэль Миранда родился в семье выходцев из Пуэрто-Рико.
В этом плане «Гамильтон» может считаться поистине революционным мюзиклом. Он рассказывает историю старой Америки, используя элементы современных, уже совершенно других США. Использование прошлого для рефлексии актуальных культурных и политических процессов отнюдь не новая практика, однако до этого она не применялась на Бродвее. И даже многозадачность Лин-Мануэля Миранды в отношении своего детища можно назвать уникальной. Единственный похожий случай — мюзикл «Богема», где Джонатан Ларсен был автором и пьесы, и музыки, и стихов. Любопытно, что Миранда совершит свой режиссерский дебют именно в фильме-байопике (фильм-биография — прим. ред.) о нем.
Именно при таких обстоятельствах появляется мюзикл, в котором многонациональный состав актеров рассказывает историю иммигранта Александра Гамильтона, ставшего одним из отцов-основателей США. И даже сам Лин-Мануэль Миранда родился в семье выходцев из Пуэрто-Рико.
В этом плане «Гамильтон» может считаться поистине революционным мюзиклом. Он рассказывает историю старой Америки, используя элементы современных, уже совершенно других США. Использование прошлого для рефлексии актуальных культурных и политических процессов отнюдь не новая практика, однако до этого она не применялась на Бродвее. И даже многозадачность Лин-Мануэля Миранды в отношении своего детища можно назвать уникальной. Единственный похожий случай — мюзикл «Богема», где Джонатан Ларсен был автором и пьесы, и музыки, и стихов. Любопытно, что Миранда совершит свой режиссерский дебют именно в фильме-байопике (фильм-биография — прим. ред.) о нем.
Уникальность театральной постановки
Визитная карточка «Гамильтона» — его многонациональный актерский состав. Подбирая артистов для мюзикла, Миранда составил описания для кастинга, где требования большей части ролей начинались с неизменного Non-white («не белый/не белая»). Финальный каст состоял в основном из афроамериканцев и латиноамериканцев, подчеркивая не только современное положение в стране, но и тот факт, что США, по сути, построены иммигрантами для иммигрантов.

Единственный белый мужчина в мюзикле о мертвых белых мужчинах — король Георг III, комичный персонаж. Правда, такой подход к подбору актеров неизбежно породил споры вокруг постановки. Уместно ли сглаживать проблему рабовладения, остро стоявшую в те времена, с помощью многонационального каста? Очевидно, что реальный Томас Джефферсон мало чем напоминал свою известную miku binder версию, вдохновленную мюзиклом.

Все в «Гамильтоне» работает на слияние прошлого и настоящего, в особенности музыка. Музыкальная часть шоу состоит из уникальной смеси хип-хопа, R&B, дэнсхолла, фанка и, конечно же, классических для Бродвея жанров, например, баллады. Определяющими направлениями стали хип-хоп и рэп, что сам Миранда объясняет так: «Я считаю, что рэп — единственный подходящий жанр для того, чтобы рассказать историю Гамильтона. Потому что в нем больше слов, чем в любом другом музыкальном жанре. Потому что у него есть ритм, и он имеет определенную насыщенность, концентрированность». Кроме того, Миранда отмечает, что хип-хоп и рэп — музыка сегодняшнего дня.
Благодаря этим решениям, «Гамильтону» удается «говорить» на сложные, узконаправленные темы понятным, а главное — интересным языком. Например, исторические дебаты в Конгрессе о том, как справиться с долгом страны, превращаются в бодрящий рэп-баттл, а рассказ о сложностях составления «Записок Федералиста» (сборник из 85 статей в поддержку ратификации Конституции США — прим. ред.) — в R&B балладу. Король Георг III — истеричный брошенный любовник, который просто не может смириться с тем, что отношения США и Великобритании закончились. Его раздражение выражается в песне «Ты вернешься» (You'll Be Back), пародии на британскую поп-музыку 1960-х годов.
Благодаря этим решениям, «Гамильтону» удается «говорить» на сложные, узконаправленные темы понятным, а главное — интересным языком. Например, исторические дебаты в Конгрессе о том, как справиться с долгом страны, превращаются в бодрящий рэп-баттл, а рассказ о сложностях составления «Записок Федералиста» (сборник из 85 статей в поддержку ратификации Конституции США — прим. ред.) — в R&B балладу. Король Георг III — истеричный брошенный любовник, который просто не может смириться с тем, что отношения США и Великобритании закончились. Его раздражение выражается в песне «Ты вернешься» (You'll Be Back), пародии на британскую поп-музыку 1960-х годов.

Но пусть первое впечатление о легкомысленности постановки не сбивает вас с толку! Весь мюзикл пронизан глубоким уважением к истории. Лин-Мануэль Миранда использует в своих текстах реальные строчки из исторических речей и документов, что делает его театральную постановку фактологической. Например, композиция One Last Time включает в себя последние абзацы «Прощального послания» Джорджа Вашингтона. А в песне The Reynolds Pamphlet цитируются предложения из одноименного 95-страничного памфлета, написанного Александром Гамильтоном в 1797 году в ответ на обвинения в коррупции. Композиция Cabinet Battle #1 с помощью рэп-баттла иллюстрирует спор за или против создания национального банка и даже используется американскими преподавателями для того, чтобы разъяснять детям сложные подробности исторических событий.
Отклик и мировая известность
«Гамильтон» был обречен на успех и стал хитом, едва успела отгреметь первая постановка. Цены на билеты тут же невероятно выросли, доходя до 1500$. Мюзикл стал культурным феноменом, на него ходили такие звезды как Дженнифер Лопес, Эмма Уотсон, Мэрил Стрип и Бейонсе. Общая стоимость проданных билетов достигла 1 млрд долларов, а постановка удостоилась всех театральных премий, включая Пулитцеровскую премию в категории «Лучшая драма».

Однако по-настоящему массовую известность мюзикл обрел после выпуска фильма-представления на стриминговой площадке Disney+ в 2020 году, в разгар пандемии COVID-19. В этот период невозможно было зайти в Интернет и избежать разговоров, мемов и прочего контента, связанного с «Гамильтоном». Мюзикл хорошо вписался в контекст массовой культуры благодаря взаимодействиям актеров с аудиторией. Каст «Гамильтона» снимает видео в TikTok, артисты отвечают на комментарии фанатов, а те выражают свою любовь с помощью творчества, не давая популярности постановки угаснуть.
Несомненно, «Гамильтон» оказал значительное влияние на современное общество и культуру. В период пандемии он помог многим людям узнать больше о мюзиклах и стал зеркалом целой эпохи — не только Америки прошлого, но и настоящего.