Пропадают остановки и пустеют автобусы — общественный транспорт в России стремительно теряет свою доступность. Почему привычные маршруты заменяются долгими пересадками? В материале L! выясняем причины этой тенденции.
В России за 2022 год транспортных маршрутов стало меньше на 200 линий, как сообщает компания Simetra. Это 7% от общего количества маршрутов городского транспорта в стране.
Выйдя к автобусной остановке, можно обнаружить, что некоторые автобусы и троллейбусы сменили номера и расстояние пути. При этом каждые полгода количество городского транспорта уменьшается, а вот среднее ожидание наземного транспорта, по данным центра компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования, увеличилось с 1,8 до 2 минут. Почему же во многих городах России сокращается количество общественного транспорта, куда уходят старые добрые «усатые-рогатые» троллейбусы и почему меняются привычные маршруты автобусов и электробусов?
Выйдя к автобусной остановке, можно обнаружить, что некоторые автобусы и троллейбусы сменили номера и расстояние пути. При этом каждые полгода количество городского транспорта уменьшается, а вот среднее ожидание наземного транспорта, по данным центра компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования, увеличилось с 1,8 до 2 минут. Почему же во многих городах России сокращается количество общественного транспорта, куда уходят старые добрые «усатые-рогатые» троллейбусы и почему меняются привычные маршруты автобусов и электробусов?
В отчете Министерства транспорта отражены крупные затраты. Тем не менее, несмотря на значительные результаты и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, уровень его развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением для решения задач ускорения экономического роста являются «состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта», как сообщает обновленное в 2022 году Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие транспортной системы”».
Существенным ограничением для решения задач ускорения экономического роста являются «состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта», как сообщает обновленное в 2022 году Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие транспортной системы”».





Анализируя объем бюджетного финансирования в сфере транспорта из информационно-статистического бюллетеня от 2022 года, можно было ожидать увеличение количества транспортных средств для городов России. Однако отчеты Росстата показывают обратную картину: количество производимых средств для общественного передвижения стало в разы меньше. С чем же это связано? Почему для одного вида транспорта производство осуществляется в больших объемах, например, для автобусов, а троллейбусов становится все меньше?

«Средний срок работы трамвая и троллейбуса в зависимости от его модели — 10–12 лет. Это срок амортизации. Когда происходит массовое списание, города приезжают и смотрят. Приезжают представители управления и с инженером оценивают. Сейчас с ремонтом подобной техники обстоят большие проблемы, так как после начала военной спецоперации западные страны ввели против России масштабные санкции, а зарубежные поставщики отказались работать с нашими компаниями, поэтому некоторым из них пришлось резко снижать производство», — рассказал ведущий инженер Центра стандартизации электротранспорта Семен Земцев на вопрос о сложностях с поставкой компонентов для обновления городского транспорта.

«У меня есть троллейбус 1991 года выпуска, и он еще ходит на линии. А есть 2002-го, который мы были вынуждены по техническим причинам списать. Если говорить о службе, то троллейбус и трамвай пробегают примерно 1 млн километров до списания. Конечно, троллейбусы теряют свою актуальность на рынке. Надеюсь, что в рамках федерального проекта “Развитие общественного транспорта” в 21 городскую агломерацию поступит 1161 единица нового общественного транспорта», — поделился своим мнением о ситуации с общественным транспортом в России генеральный директор АО «Электротранспорт» Леонид Миронос.
Исходя из комментариев специалистов, можно предположить, что на уменьшение количества маршрутов и общественного транспорта в России в большей степени повлияли санкции, с которыми тяжело справиться. Государству на этом этапе важно начать процесс импортозамещения, найти альтернативу деталям для современных автобусов, электробусов и троллейбусов. Так почему же последние исчезают быстрее всех с улиц страны?

Троллейбус — всем известный вид транспорта. Контактные сети троллейбусов, как и любое техническое сооружение, изнашиваются. Для их восстановления требуются значительные финансовые вложения. Кроме того, провода ухудшают визуальное восприятие городской среды.
По этим причинам троллейбусы исчезли с дорог Архангельска, Тюмени, Кургана, Владикавказа, Благовещенска и Перми. В Москве с 2020 года остался только один троллейбусный маршрут: от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. В материале газеты «Коммерсантъ» упоминается, что власти столицы неоднократно критиковали троллейбусы.
По этим причинам троллейбусы исчезли с дорог Архангельска, Тюмени, Кургана, Владикавказа, Благовещенска и Перми. В Москве с 2020 года остался только один троллейбусный маршрут: от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. В материале газеты «Коммерсантъ» упоминается, что власти столицы неоднократно критиковали троллейбусы.

«Основные претензии к троллейбусу состоят в его привязке к контактной сети. Считается, что это резко снижает его маневренность и портит городские пейзажи», — утверждает начальник Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта МИИТ Алексей Колин.
Каковы же основные причины сокращения маршрутов в России?
- Санкции и разрыв логистических цепочек осложнили работу производителей пассажирской техники и операторов перевозок. В результате стагнации систем городских перевозок в стране сократился парк наземного транспорта. Это также отразилось на их качестве, так как на фоне санкций ряд региональных перевозчиков объявил о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. В частности, с подобными инициативами выступили местные власти в Воронеже и Перми.
- В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируется закупить более 1100 единиц наземного транспорта для 21 региона страны, как сообщает Министерство транспорта РФ. Из федерального бюджета на эти цели выделено около 10 млрд рублей. Однако количество распределяемой техники по сравнению с предыдущими двумя годами уменьшилось, а часть средств на покупку транспорта регионы должны найти самостоятельно. Но как быть остальным агломерациям? Один из вариантов решения проблемы — передача списанного транспорта из крупных регионов в агломерации, которые не могут себе позволить закупку новой техники.
- Проблемы с финансированием городов. Суммарно бюджет всех городов-миллионников составляет 603 миллиарда рублей, как сообщает ВЭБ.РФ в 21 выпуске журнала «Развитие общественного транспорта в городах России». Из них 15% приходится на бюджет столицы. Из этих данных можно сделать вывод, что если у Москвы есть возможность закупать троллейбусы, трамваи и вагоны метро, то в регионах с этим все обстоит гораздо сложнее.
- Схема государственно-частного партнерства будет эффективно работать лишь при жестком контроле за тарифной политикой частных перевозчиков. В противном случае велика вероятность того, что бизнес, получив доступ к маршрутам пассажирского транспорта, установит высокие тарифы на перевозку.
- Контактная сеть троллейбусов изношена и требует больших вложений. Кроме того, этот вид транспорта создает заторы, а его провода портят внешний облик города — объяснял ликвидацию троллейбусных сетей в интервью радиостанции «Говорит Москва» заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. Тренд на замену троллейбусов электробусами распространяется по всей России. Подобные решения имеют логическое обоснование: если в городе нет троллейбусной контактной сети, то покупка электробусов будет дешевле, чем строительство с нуля целой инфраструктуры. К тому же, электробус эффективнее на сложных участках дороги, хотя длина его маршрута будет существенно меньше. Почти треть времени электробус простаивает для подзарядки.
Несмотря на сокращение некоторых маршрутов и постепенный уход троллейбусов, транспортная система России переживает важный этап обновления. Вместо старых маршрутов появляются более протяженные и современные линии, обеспечивающие комфорт и быстроту передвижения. Электробусы, приходящие на смену троллейбусам, обещают стать удобным и экологичным решением для миллионов жителей регионов, открывая новую эру мобильности и устойчивого развития городской инфраструктуры.