Только самое интересное

Стереоизображение: как фотографии обретают глубину

Искусство
Вам тоже казалось, что 3D — недавнее изобретение? Спешим развеять этот миф! Первый прототип прибора для просмотра стереоизображений появился два столетия назад. Подробнее об истории 3D фотографий, а также о том, как они создаются и где их можно посмотреть, рассказываем в материале L!Media.
Старинный стереоскоп конца XIX века. Источник: habartorg.com

Принцип бинокулярного зрения

Стереоизображение представляет собой пару изображений (стереопару), при слиянии которых создается эффект объема и глубины.

В жизни мы видим все предметы объемными благодаря бинокулярному зрению. Оно заключается в способности видеть одновременно двумя глазами и совмещать информацию каждого органа зрения в единый трехмерный образ.

Стереоскоп — прибор для просмотра объемных изображений — работает как раз по принципу бинокулярности. Он одновременно показывает две фотографии одного объекта, но под разным углом, так, как это видели бы человеческие глаза.
Принцип работы бинокулярного зрения. Источник: okocentr.ru

История стереоизображений

История стереоизображений началась не с фотографий, а с рисунков. Первый стереоскоп был изобретен в 1829 году учителем математики из Эдинбурга — мистером Элиотом. Компетентность в области пространственной геометрии помогла ему создать прибор для просмотра нарисованных на прозрачной пленке пейзажей. Стереоскоп был выполнен в виде коробки длиной 18 дюймов (чуть больше 45 сантиметров) с щелью, через которую рассматривали изображение. В 1833 году английский физик Чарльз Уитстон придумал зеркальный стереоскоп, в котором была задействована пара зеркал, расположенных под углом 45 градусов к глазам наблюдателя. Каждое зеркало отражало изображение, находящееся сбоку. Изготовление стереоизображений вручную требовало много усилий и времени, поэтому активное развитие они получили с распространением фототехники.
История стереофотографий началась в 1844 году, когда немецкий оптик Людвиг Мозер изобрел первый стереофотоаппарат с двумя объективами. Уже в 1850-х английский физик Дэвид Брюстер преподнес королеве Виктории усовершенствованный стереоскоп для просмотра фотографий и несколько снимков к нему.

В дальнейшем техника для создания и просмотра объемных изображений продолжала совершенствоваться и набирать популярность. В XIX веке в каждой состоятельной семье был стереоскоп и несколько стереопар. Трехмерные изображения позволяли своим зрителям совершать «виртуальные путешествия»: рассматривать пейзажами других стран, жизнь и быт разных народов, не выходя из своего дома. Такие возможности поддерживали популярность стереофотографий до активного развития кинематографа.

В настоящее время интерес к стереофотографии все еще существует, но он держится скорее на энтузиастах и коллекционерах, а не на широкой аудитории. Одним из современных фотографов, который увлекается стереосъемками выступает Алексей Колпаков.
«Вот такая валентинка». Фото: Алексей Колпаков. Источник: photographer.ru
«На ходу». Фото: Алексей Колпаков. Источник: photographer.ru
«Кленовый». Фото: Алексей Колпаков. Источник: photographer.ru
«В тумане». Фото: Алексей Колпаков. Источник: photographer.ru

Способы создания стереофотографий

Процесс изготовления стереофотографий сложнее, чем создание обычного двухмерного изображения. Есть несколько способов сделать снимок объемным, но главным принципом остается наличие кадра для каждого глаза. Создать стереофотографию можно с помощью специального оборудования. К примеру, можно использовать стереокамеру с двумя объективами или установить особую насадку на обычный фотоаппарат. Проще всего сделать два снимка на одну камеру, но со смещением в несколько сантиметров. Также можно поставить два фотоаппарата на расстоянии и сделать кадры одновременно.

Выставка со стереофотографиями в Москве

ля того, чтобы увидеть стереофотографии, необязательно делать их самостоятельно и искать стереоскоп для просмотра. С 5 марта по 1 июня в Мультимедиа Арт Музее в Москве проходит выставка «Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского», где представлены такие изображения.

Выставка, на которой размещены стереопары, посвящена Михаилу Голосовскому — советскому коллекционеру фотографий. В основном он собирал пикториальные снимки. Пикториализм (от англ. pictorial — живописный) — течение в художественной фотографии, которое подразумевает использование приемов, сближающих фотографию с живописью. Также в его коллекции значимое место занимали «раскрашенные» фотографии и стереоснимки.
Посетители выставки «Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского». Фото: Злата Тимофеева
На выставке представлены стереопары, сделанные в начале прошлого века. Чтобы увидеть трехмерную фотографию, нужно поднести глаза к стереоскопу и поморгать — так органы зрения фокусируются на объекте. Когда глаза привыкают, плоское изображение обретает глубину. Появляется ощущение, что фотография превращается в маленький кукольный театр. Люди и предметы становятся объемными, как куклы и декорации, которые можно перемещать одним взглядом.
Стереоскопы в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Злата Тимофеева
Смотритель музея Татьяна Комина поделилась своими эмоциями от просмотра стереофотографий. Для нее такие снимки — перемещение во времени. Действительно, во время просмотра стереопары можно перенестись в Вашингтон 1900-х годов, находясь в Москве в 2025.

«Я сама будто становлюсь этой дамой в шляпке», — прокомментировала фотографию Татьяна Комина.

Это пример эффекта присутствия, который усиливает эмоциональную реакцию на изображение. Стереопары могут передавать движения и динамику, создавая ощущение, что события происходят прямо перед зрителем. Глаза воспринимают пространство так, как если бы человек находился в нем, со всеми деталями. Все это может эффективно воздействовать на аудиторию.
Стереопара неизвестного автора из выставки Мультимедиа Арт Музея Москвы. Фото: Злата Тимофеева
Работники Мультимедиа Арт Музея рассказали, что стереофотографии выставляются очень редко. Однако они удивляют посетителей глубиной и эффектом присутствия. Объемные снимки предоставляют возможность ненадолго побывать в той обстановке, где был сделан кадр, совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени. Они погружают в атмосферу и позволяют увидеть те детали и текстуры, которые часто остаются незамеченными на обычных фотографиях. Хотя стереопары менее популярны в эпоху цифровых технологий, они все же находят свою аудиторию среди любителей искусства, стремящихся к новым визуальным впечатлениям. Стереофотографии остаются не просто артефактами, а окнами в мир, который мы можем регулярно исследовать заново.