Вам тоже казалось, что 3D — недавнее изобретение? Спешим развеять этот миф! Первый прототип прибора для просмотра стереоизображений появился два столетия назад. Подробнее об истории 3D фотографий, а также о том, как они создаются и где их можно посмотреть, рассказываем в материале L!Media.

Принцип бинокулярного зрения
Стереоизображение представляет собой пару изображений (стереопару), при слиянии которых создается эффект объема и глубины.
В жизни мы видим все предметы объемными благодаря бинокулярному зрению. Оно заключается в способности видеть одновременно двумя глазами и совмещать информацию каждого органа зрения в единый трехмерный образ.
Стереоскоп — прибор для просмотра объемных изображений — работает как раз по принципу бинокулярности. Он одновременно показывает две фотографии одного объекта, но под разным углом, так, как это видели бы человеческие глаза.
В жизни мы видим все предметы объемными благодаря бинокулярному зрению. Оно заключается в способности видеть одновременно двумя глазами и совмещать информацию каждого органа зрения в единый трехмерный образ.
Стереоскоп — прибор для просмотра объемных изображений — работает как раз по принципу бинокулярности. Он одновременно показывает две фотографии одного объекта, но под разным углом, так, как это видели бы человеческие глаза.

История стереоизображений
История стереоизображений началась не с фотографий, а с рисунков. Первый стереоскоп был изобретен в 1829 году учителем математики из Эдинбурга — мистером Элиотом. Компетентность в области пространственной геометрии помогла ему создать прибор для просмотра нарисованных на прозрачной пленке пейзажей. Стереоскоп был выполнен в виде коробки длиной 18 дюймов (чуть больше 45 сантиметров) с щелью, через которую рассматривали изображение. В 1833 году английский физик Чарльз Уитстон придумал зеркальный стереоскоп, в котором была задействована пара зеркал, расположенных под углом 45 градусов к глазам наблюдателя. Каждое зеркало отражало изображение, находящееся сбоку. Изготовление стереоизображений вручную требовало много усилий и времени, поэтому активное развитие они получили с распространением фототехники.
История стереофотографий началась в 1844 году, когда немецкий оптик Людвиг Мозер изобрел первый стереофотоаппарат с двумя объективами. Уже в 1850-х английский физик Дэвид Брюстер преподнес королеве Виктории усовершенствованный стереоскоп для просмотра фотографий и несколько снимков к нему.
В дальнейшем техника для создания и просмотра объемных изображений продолжала совершенствоваться и набирать популярность. В XIX веке в каждой состоятельной семье был стереоскоп и несколько стереопар. Трехмерные изображения позволяли своим зрителям совершать «виртуальные путешествия»: рассматривать пейзажами других стран, жизнь и быт разных народов, не выходя из своего дома. Такие возможности поддерживали популярность стереофотографий до активного развития кинематографа.
В настоящее время интерес к стереофотографии все еще существует, но он держится скорее на энтузиастах и коллекционерах, а не на широкой аудитории. Одним из современных фотографов, который увлекается стереосъемками выступает Алексей Колпаков.
В дальнейшем техника для создания и просмотра объемных изображений продолжала совершенствоваться и набирать популярность. В XIX веке в каждой состоятельной семье был стереоскоп и несколько стереопар. Трехмерные изображения позволяли своим зрителям совершать «виртуальные путешествия»: рассматривать пейзажами других стран, жизнь и быт разных народов, не выходя из своего дома. Такие возможности поддерживали популярность стереофотографий до активного развития кинематографа.
В настоящее время интерес к стереофотографии все еще существует, но он держится скорее на энтузиастах и коллекционерах, а не на широкой аудитории. Одним из современных фотографов, который увлекается стереосъемками выступает Алексей Колпаков.




Способы создания стереофотографий
Процесс изготовления стереофотографий сложнее, чем создание обычного двухмерного изображения. Есть несколько способов сделать снимок объемным, но главным принципом остается наличие кадра для каждого глаза. Создать стереофотографию можно с помощью специального оборудования. К примеру, можно использовать стереокамеру с двумя объективами или установить особую насадку на обычный фотоаппарат. Проще всего сделать два снимка на одну камеру, но со смещением в несколько сантиметров. Также можно поставить два фотоаппарата на расстоянии и сделать кадры одновременно.
Выставка со стереофотографиями в Москве
ля того, чтобы увидеть стереофотографии, необязательно делать их самостоятельно и искать стереоскоп для просмотра. С 5 марта по 1 июня в Мультимедиа Арт Музее в Москве проходит выставка «Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского», где представлены такие изображения.
Выставка, на которой размещены стереопары, посвящена Михаилу Голосовскому — советскому коллекционеру фотографий. В основном он собирал пикториальные снимки. Пикториализм (от англ. pictorial — живописный) — течение в художественной фотографии, которое подразумевает использование приемов, сближающих фотографию с живописью. Также в его коллекции значимое место занимали «раскрашенные» фотографии и стереоснимки.
Выставка, на которой размещены стереопары, посвящена Михаилу Голосовскому — советскому коллекционеру фотографий. В основном он собирал пикториальные снимки. Пикториализм (от англ. pictorial — живописный) — течение в художественной фотографии, которое подразумевает использование приемов, сближающих фотографию с живописью. Также в его коллекции значимое место занимали «раскрашенные» фотографии и стереоснимки.

На выставке представлены стереопары, сделанные в начале прошлого века. Чтобы увидеть трехмерную фотографию, нужно поднести глаза к стереоскопу и поморгать — так органы зрения фокусируются на объекте. Когда глаза привыкают, плоское изображение обретает глубину. Появляется ощущение, что фотография превращается в маленький кукольный театр. Люди и предметы становятся объемными, как куклы и декорации, которые можно перемещать одним взглядом.

Смотритель музея Татьяна Комина поделилась своими эмоциями от просмотра стереофотографий. Для нее такие снимки — перемещение во времени. Действительно, во время просмотра стереопары можно перенестись в Вашингтон 1900-х годов, находясь в Москве в 2025.
«Я сама будто становлюсь этой дамой в шляпке», — прокомментировала фотографию Татьяна Комина.
Это пример эффекта присутствия, который усиливает эмоциональную реакцию на изображение. Стереопары могут передавать движения и динамику, создавая ощущение, что события происходят прямо перед зрителем. Глаза воспринимают пространство так, как если бы человек находился в нем, со всеми деталями. Все это может эффективно воздействовать на аудиторию.
«Я сама будто становлюсь этой дамой в шляпке», — прокомментировала фотографию Татьяна Комина.
Это пример эффекта присутствия, который усиливает эмоциональную реакцию на изображение. Стереопары могут передавать движения и динамику, создавая ощущение, что события происходят прямо перед зрителем. Глаза воспринимают пространство так, как если бы человек находился в нем, со всеми деталями. Все это может эффективно воздействовать на аудиторию.

Работники Мультимедиа Арт Музея рассказали, что стереофотографии выставляются очень редко. Однако они удивляют посетителей глубиной и эффектом присутствия. Объемные снимки предоставляют возможность ненадолго побывать в той обстановке, где был сделан кадр, совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени. Они погружают в атмосферу и позволяют увидеть те детали и текстуры, которые часто остаются незамеченными на обычных фотографиях. Хотя стереопары менее популярны в эпоху цифровых технологий, они все же находят свою аудиторию среди любителей искусства, стремящихся к новым визуальным впечатлениям. Стереофотографии остаются не просто артефактами, а окнами в мир, который мы можем регулярно исследовать заново.