Только самое интересное
2025-05-21 14:00

Граница искусства: рама как способ выделить то, что действительно важно

Искусство

Эстетическая культура есть культура границ…

М.М. Бахтин

Что стало прототипом рам для картин? Как икона повлияла на оформление произведений искусств в музеях? Что символизировали рамы в Российской империи? Расскажем в новом материале L!
В истории взаимоотношений человека и образа рама как определенный способ восприятия множеством невидимых нитей связана с картиной мира человека. Причем это касается как материальной рамы, так и «невидимой» смысловой рамы. Материальная рама — это форма подачи визуального образа, будь то поля, или оклад древней иконы, или орнаментальное обрамление средневековой миниатюры. Наконец, это и хорошо нам знакомая рама живописной картины. Рама смысловая и «невидимая» — это в широком смысле идейный контекст визуального образа, который играет важнейшую роль в его понимании и восприятии. Если материальная рама организует изображение, то концептуальная рама неизменно соотносит его с историко-культурным фоном эпохи. Одно оказывается неотделимым от другого: икона или картина живет не только в окружающем пространстве, но и в пространстве нашей мысли, нашего сознания, важнейшим свойством которого является способность разграничивать и в то же время связывать внутреннее и внешнее.

Иконопись

Об «обрамлении» идеи красоты можно говорить лишь со второй половины XVII века, когда на Московской Руси появляется само понятие «свободного художества» в иконописи, то есть автономного миметического искусства. С появлением эстетической теории ренессансного типа икона начинает рассматриваться как авторское искусство, то есть превращается в научно-эстетический и философский идеал божественной мудрости. До этого момента древнерусская икона представляла собой канонический образ — богословский идеал небесной красоты, не отделенный от сакрального пространства церкви и противопоставленный окружающей реальности. Теперь икона зависит от свободного выбора художника, искусство которого используется во время службы в церкви. Эти новые иконы-картины начинают создаваться в кругу мастеров Оружейной палаты царя Алексея Михайловича, когда в Москву приезжают западноевропейские художники, обучающие русских мастеров основам ренессансной живописи.
По мере продвижения вглубь веков рамы приобретают вид, связанный исключительно с церковной символикой. Поля иконы образуются в результате того, что посередине доски вырезается углубление, в котором и пишется образ Христа, Богоматери или святого. Конструкция такой рамы явно несет влияние позднеантичной погребальной стелы. Античная рама — это ниша, или постамент статуи, или архитектурный декор оформления двери, окна и стены. Однако все они — часть самого произведения и их функция заключается в том, чтобы по-новому подчеркнуть гармонию и чувство целого. В отличие от античности, наскальное искусство не знало рамы: в сознании древнего человека рисунки не отделялись от окружающего пространства и «жили» в разных пространственно-временных измерениях. Не знало рамы как замыкающей границы и искусство буддизма. В контексте пантеистической мистики буддийская картина — это не окно в другое пространство, а как бы сам окружающий космос в его непрерывности и многообразии.
Если на Западе картинная рама происходит из конструкции готического алтаря, то в России она точно так же выделяется из символической конструкции иконостаса или ковчега иконы. Западное влияние на русскую культуру наблюдалось давно: только с появлением западно-латинской риторики можно серьезно говорить о развитии в российском государстве принципиально другой культуры визуальных образов, а следовательно, и о картинной раме как о знаке нового, светского изобразительного искусства. Человек при помощи рамы ставит перед собой и для себя «образ мира», который становится для него объектом как эстетического наслаждения, так и научного наблюдения. Светское живописное искусство в России было представлено портретами-парсунами (от слова «персона»). При этом рама такого изображения имела своим источником именно оклад иконы.

Поля подобного изображения в самом начале еще были выдержаны в духе церковной традиции, несмотря на мирской характер самого полотна.

Реформы Петра I

В последней четверти XVII столетия российские художники начинают писать парадные портреты монархов и видных аристократов. Значительный импульс отечественной живописи придал Петр I, пригласивший в страну множество живописцев.
С началом реформ Петра I встает вопрос о влиянии европейской культуры, которое меняет не только образ жизни, но и мышление русской аристократии. Известные западные архитекторы, художники и скульпторы, сотрудничая с русскими мастерами, создавали в России произведения, отражающие величие империи и ее правителя. Эти произведения использовали символику и метафоры для того, чтобы возвысить портрет монарха, выделяя его личность и делая ее узнаваемой. Рама подчеркивала, что в таких «сверхимпериях», как Россия, государство представляет монарх как главное действующее лицо. Конструкция дворцового портрета и рамы символически подтверждает известную формулу абсолютизма: «Государство — это я».
Одним из показательных примеров может стать картина И. Е. Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Рама здесь не просто обрамляет картину, а служит символом величия и статуса монарха, подчеркивая его роль центральной фигуры в российском государстве. Именно рама вводит изображение императора Александра III в мифологический контекст. Рама становится неотъемлемой частью композиции, создавая контекст для изображения важного исторического события. Трофеи императора убеждают зрителя в том, что в военных кампаниях он — ведущий вождь. Одержанная победа связывалась с ним и только с ним, а рама оказывалась неразрывно связана с церемонией коронации и символикой придворного ритуала.

XIX век

В Средние века выбор рамы зависел от заказчика; в эпоху барокко и классицизма рамами занимался архитектор. И только в XIX веке картинная рама начинает интересовать самого художника. Это связано с появлением в культуре романтизма концепции гения, не подчиняющегося риторическим схемам и общим правилам — гений создает их заново. В силу этого художник-романтик по-иному соотносит искусство и действительность. На первый план он ставит собственное «я», поскольку у него возникает потребность убедить зрителя в правдивости личного наблюдения, воображения и ощущения. Так как романтическое искусство постоянно спорит с литературой, политикой и религией, рама нагружается дополнительными смыслами, вещами и атрибутами, помогающими зрителю соотнести с реальностью то, что он видит на картине. В Европе (в частности, во Франции) наблюдается расцвет искусства картинной рамы, которая была призвана украсить и картину, и интерьер и одновременно привлечь к себе внимание, будучи непреодолимой границей между миром условным и миром реальным.

Таков был путь рамы в живописи: от иконописи со следом Божьего откровения, удостоверенного мастерством анонимного иконописца, до романтизма художников-пророков, желающих вывернуть наизнанку свое толкование мира. Но как художники подбирают рамы своим картинам? Какие материалы самые востребованные или, наоборот, редкие для изготовления? Меняют ли рамы при попадании произведения искусств в музеи? Узнаете в следующей части! Следите за сайтом и анонсами L!