Только самое интересное

Новая старая одежда

Искусство
Можно подумать, что русский народный костюм остался далеко в прошлом. Но это не так. В новом материале L!Media рассказываем о традиционном женском наряде и современных дизайнерах, которые сохраняют память о нем.

Одежда русской девицы

На Руси ни один наряд не обходился без рубахи. Часто они были длинными, по щиколотку. Будничные рубахи шили из простых тканей (льна, хлопка) и практически не украшали. Праздничные расшивали куда щедрее и изготавливали из более дорогих материалов, например шелка. Их надевали по случаю сбора урожая, свадьбы или других важных событий. Часто невесты носили «долгорукавку» — рубаху с рукавами, длина которых могла достигать 3 метров. В одних деревнях девушки их собирали, а в других — опускали вниз и продевали кисти в специальные отверстия.
Долгорукавка из Тверской губернии. Источник: mif-mira.ru
Поверх рубахи надевался сарафан. Они встречались разных типов, можно выделить четыре основных:
  • туникообразный сарафан (сшитый из цельного полотнища, сложенного пополам, на сгибе вырезали горловину);
  • косоклинный (два передних полотнища соединялись пуговицами, петлями либо же швом);
  • прямой, или круглый (сарафан в виде высокой свободной юбки на лямках, собранной под грудью);
  • прямой с лифом (к пышной юбке пришивали облегающий лиф — часть, закрывающую грудь и спину).
Сарафан. Конец XIX – начало ХХ в. Область Уральского казачьего войска. Источник: Государственный исторический музей
«Круглый» сарафан. Начало ХХ века. Новгородская губерния. Источник: Виртуальный Русский музей
Обязательным элементом гардероба замужней женщины была понёва — юбка (обычно распашная) из нескольких кусков ткани, которая надевалась поверх рубахи. Понёву, сарафан или рубаху спереди накрывали передником. Часто он был щедро украшен узорами и кружевом, благодаря чему образ становился более нарядным.
Пояса носили все: мужчины и женщины, дети и старики. Их практически никогда не снимали, разве что в бане. Считалось, что он защищает человека от нечисти, а ходить неподпоясанным было грехом. Этот элемент костюма указывал как и на материальное состояние владельца, так и на то, откуда он — в разных местах пояса завязывали разными способами. Среди женщин было принято носить пояс высоко под грудью. Многие девушки прикрепляли к нему карман-лакомник, куда складывали деньги, вкусности или другие небольшие предметы.
Костюм рязанский. Источник: ARTEFACT
Головной убор мог многое сказать о возрасте и статусе своей владелицы. Молодые незамужние девушки носили ленты и венцы, выставляя косу напоказ. На свадьбе невесте переплетали ее в две и прятали волосы под головной убор — больше показывать она их не могла. Считалось, что косы впитывают негативную энергию. Богатые женщины скрывали их дополнительно с помощью волосника, поверх которого уже надевался головной убор. Одним из самых древних была кичка рогатая. Длина ее рогов могла указывать на возраст женщины или даже на количество ее детей. Встречалась и копытообразная кичка, которая оберегала владелицу от сглаза.
Самый известный русский головной убор — это, конечно же, кокошник. Их носили преимущественно знатные и богатые женщины, оттого и обшиты они были щедро — жемчугом, бархатом, золотом. Внешний вид кокошников мог сильно различаться: от цилиндрических московского типа до владимиро-суздальских «лунников».
Женщина в традиционном костюме. 1890-е гг. Рязанская губерния. Источник: Российский Этнографический музей
Константин Маковский. Боярышня. Конец XIX века. Источник: Gallerix

Сохраняя традиции

Культура того времени продолжает жить в одежде и сегодня. Люди больше не носят традиционные костюмы на постоянной основе, встретить на улице девушку в русском народном наряде — что-то совершенно невероятное. Однако многие дизайнеры все еще хранят память о прошлом и переплетают былое с современностью.
Один из брендов, которые не дают традициям исчезнуть навсегда, — «сарафай». Они изготавливают рубахи, пояса, поневы и, конечно же, сарафаны — все, напоминающее о корнях русского народа.
«Я стремлюсь приложить руку к развитию и обогащению моей культуры. Мой бренд объединяет одежду и предметы интерьера, вдохновленные допетровским периодом русской истории, былинами и сказками. Идея бренда — лаконичное и ненавязчивое “врастание” элементов русской культуры в современный быт, создание ценных, зачастую уникальных предметов, претендующих на семейные реликвии, как это было в течение многих лет до меня. Я бы пожелала больше читать, смотреть, узнавать, интересоваться. (Со)хранение предметов в музеях ничего не значит без понимающих зрителей», — Мария Романова, создатель бренда «сарафай», для L!Media.
Источник: сарафай
«ДИЛ» приспосабливает традиционные вещи для повседневной носки, делая их минималистичными и простыми. «Одежда для нас — не просто вещь, это элемент культуры, который несет в себе определённый смысл и культурный код», — написано на сайте бренда. Косынки, юбки, передники и прочее, вдохновленные христианством и Допетровской Россией, органично вписываются в современный гардероб.
Источник: ДИЛ
Дизайнер Маша Андрианова сохраняет традиции народного костюма в одежде одноименного бренда. Создавая вещи, вдохновленные прошлым, она связывает поколения и делает повседневность наших предков привычной и нам. Некоторые из ее коллекций посвящены Русскому Северу, течению времени и традиционным рубахам.
Источник: Masha Andrianova
Эти и многие другие бренды вместе не дают культуре исчезнуть. Она продолжает жить в наших гардеробах, как бы громко это ни звучало. Память — в мелочах. В каждой фотографии, каждом воспоминании и каждом кусочке ткани.