Только самое интересное

Возвращение иностранных брендов одежды — угроза для отечественного масс-маркета

POV
Иностранные масс-маркет бренды рассматривают возможность вернуться в Россию спустя 3 года отсутствия на рынке. С 2022 года отечественные производители смогли закрыть пустующий сегмент, однако теперь им предстоит столкнуться с крупными конкурентами.
Источник: pravo.ru
Уход компаний с российского рынка одежды дал шанс проявить себя отечественным маркам. К середине 2024 года их стало больше на 7,6%, а общее число превысило 33 тыс. Теперь же, когда зарубежные фирмы задумались над тем, чтобы вернуться в Россию, такие гиганты, как Uniqlo, Zara и Bershka могут значительно изменить ситуацию на рынке масс-маркета. Но что будет с российскими брендами одежды, которые за 3 года успели занять освободившуюся нишу?

Исследователи Йельского университета количественно оценивают ушедший из России западный бизнес в 1028 компаний. Более 80 из них — модные бренды, приостановившие свою деятельность в стране. В общей структуре рынка крупные зарубежные игроки обеспечивали около 17% продаж одежды в России, по данным «РБК Исследования рынков».

Некоторые зарубежные бренды, например H&M, полностью отказываются от возможности вернуться в Россию и ликвидируют российское юридическое лицо после того, как погасят свои задолженности. Другие же, такие как Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius, рассматривают возможность вернуться на российский рынок после своего ухода в 2022 году. В феврале вице-президент Союза торговых центров (СТЦ) Павел Люлин заявил, что Россия ведет переговоры с представителями группы Inditex о возвращении известных брендов.

Однако эксперты прогнозируют сложное возвращение: брендам придется столкнуться с дефицитом свободных торговых площадей. Все центральные места в ТЦ уже заняты отечественными компаниями, а договоры аренды заключены на 5–10 лет. Вакантных помещений осталось порядка 5–6%.

Согласно исследованию сервиса онлайн-опросов Anketolog.ru, 74% опрошенных россиян от 18 до 44 лет в целом ожидают, что иностранные бренды вернутся на российский рынок. 46% потребителей положительно относятся к их возможному возвращению, а 18% — очень ждут.

Всероссийский центр изучения общественного мнения не дает точной статистики, подтверждающей нынешнее отношение россиян к ушедшим брендам. Тем не менее, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров заявил, что потребители воспринимают ушедшие с рынка бренды как «недругов», покинувших страну в сложный период:
Валерий Федоров. Источник: ВЦИОМ
«Мы уже замеряли общественное мнение на этот счет и выяснили, что общество наше очень обижено на иностранные компании, которые в тяжелый час вместо того, чтобы остаться со своими любимыми покупателями, потребителями, почитателями, сбежали… Ну и, конечно, сегодня наши потребители и покупатели настроены к ним очень, я бы сказал так, злопамятно».

Однако существует другое мнение насчет дальнейшего поведения российских потребителей. Сергей Леликов, бренд-консультант и основатель высших курсов брендинга BRAND EFFECT, дал эксклюзивный комментарий о возвращении иностранного масс-маркета:
Сергей Леликов. Источник: BRAND EFFECT
«Когда стоит вопрос, купить вещь или не купить ее, потому что “они плохие”, перевешивает “купить вещь”. Если придет сюда McDonald's, все с удовольствием будут называть его McDonald's и покупать как McDonald's, потому что бренд остается в голове, хоть ты трижды уезжай, выгоняй отсюда или создавай условия, чтобы он уехал, он остается в голове, и из головы его просто так политически или любыми другими методами не убрать… Если бренды, которые себя спозиционировали до ухода в головах потребителей, вернутся назад, адекватная часть населения будет ими дальше пользоваться».

По мнению Сергея Леликова, если уникальные локальные бренды сложно заменить, то российский масс-маркет оказывается под угрозой: отечественные компании может затмить иностранный сегмент рынка. Такие марки, как Lime, Befree и GJ, могут столкнуться с оттоком аудитории и сильной конкуренцией с вернувшимися брендами.

Лина, основательница швейного производства по пошиву женской одежды AgeLin, считает, что возвращение западных брендов порадует многих российских потребителей, несмотря на то что многие уже перешли на отечественные марки:
Лина. Источник: Instagram*
«Возвращение западных брендов, безусловно, порадует многих граждан нашей страны, которые успели соскучиться по привычному ассортименту и качеству товаров. Часть людей уже привыкли к российским брендам, но зарубежные бренды не потеряли популярности на российском рынке. Лояльная аудитория с радостью к ним вернется».
Источник: AgeLin
Согласно опросу Anketolog.ru, большая часть потребителей (66%) по-прежнему доверяют импортным брендам. 51% опрошенных признались, что рассматривают возможность приобретения западных брендов сразу после их возвращения, а 43% — точно будут приобретать. Тем не менее, 36% респондентов предпочтут российскую компанию иностранной, если она не уступает по качеству. Также 42% потребителей уверены, что отечественные бренды сохранят свое место на рынке и смогут конкурировать с иностранными.

Российский масс-маркет стоит на пороге изменений из-за возможного возвращения крупных иностранных компаний, и сложно предсказать будущий выбор отечественного потребителя. Быстро меняющаяся политическая ситуация затрудняет оценку перспектив возвращения того или иного бренда, однако восстановление позиций ушедших марок станет вызовом для местных производителей одежды, которые за последние 3 года получили шанс заявить о себе. И иностранным, и отечественным брендам остается только следить за ситуацией на рынке и оперативно подстраиваться под его изменения.

*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ