Фотографии айдолов не только запечатлевают моменты из жизни кумиров, но и становятся мощными инструментами фетишизации артистов. В материале разбираем, как визуальный контент усиливает привязанность к кумирам.

Особенность корейской поп-культуры
За последние несколько лет популярность корейской массовой культуры выросла на глазах. Это проявилось как в спросе на ассортимент корейских товаров в магазинах и на маркетплейсах, так и в росте подписчиков в тематических группах в соцсетях. Фанаты айдолов стали отдельной субкультурой из-за особенностей вступления в сообщества и участия в их жизни.
Айдолы — очень популярные медиаперсоны (певцы, актеры, модели и другие) в Южной Корее, Японии. Айдолы, как правило, являются участниками групп или сольными исполнителями, прошедшими строгий отбор и подготовку, и они не только поют и танцуют, но и активно взаимодействуют с фанатами через социальные сети, шоу, интервью и другие медиаформаты. Часто они представляют «идеал» внешности и поведения, их образы тщательно продумывают и формируют управляющие компании.
Для того чтобы стать истинным поклонником, нужно совершить целый «ритуал»: 1) скачать приложение Weverse (здесь фанаты музыкальных групп и исполнителей создают сообщества и общаются между собой и с айдолами — прим. ред.) или его аналог, где нужно заплатить взнос за вступление в фандом; 2) регулярно покупать мерч; 3) обязательно приобретать новые альбомы и собирать карточки с артистами.
Статус фаната обязатывает посвящать достаточно времени и средств своему увлечению, чтобы оставаться «настоящим» поклонником.
Статус фаната обязатывает посвящать достаточно времени и средств своему увлечению, чтобы оставаться «настоящим» поклонником.

Карточки с артистами — особенность физических музыкальных альбомов в Корее. В каждом из них есть несколько случайных экземпляров. Обычно фанаты коллекционируют их и пытаются собрать весь состав группы. Некоторые карточки настолько редкие, что ради них скупают десятки альбомов или перекупают уже найденные айтемы (вещи, предметы — прим. ред.). Если в детстве у многих были альбомы для наклеек, то сейчас такие же используют для хранения карточек. Это может быть и обычное хобби, но некоторые фанаты доводят его до крайности.

«О фотографии»
«Сфотографировать — значит присвоить фотографируемое. А это значит поставить себя в некие отношения с миром, которые ощущаются как знание, а следовательно, как сила», — говорит американская писательница Сьюзен Сонтаг в своей работе «О фотографии».
Если у человека есть изображение, у него формируется связь с содержанием фотографии. А если на ней любимый артист, у фаната может исказиться представление реальности, ведь, по сути, он владеет максимально реалистичным изображением кумира.
Если у человека есть изображение, у него формируется связь с содержанием фотографии. А если на ней любимый артист, у фаната может исказиться представление реальности, ведь, по сути, он владеет максимально реалистичным изображением кумира.

По словам Сьюзен, фотографии могут иметь сентиментальное и «неявно магическое» значение. «…Они суть попытки установить связь с иной реальностью, предъявить на нее права». Если у фаната есть, например, романтические фантазии в отношении айдола, владение карточкой с его изображением усилит самообман.
Особенность карточки в k-pop альбоме — ее ценность с точки зрения самого изображения. Это не обычный кадр или снимок кумира на улице. На карточках исключительно селфи. Айдолы снимают себя на камеру, подходящие фотографии отбирают, печатают необходимое количество экземпляров и вкладывают в альбомы или наборы мерча.
Особенность карточки в k-pop альбоме — ее ценность с точки зрения самого изображения. Это не обычный кадр или снимок кумира на улице. На карточках исключительно селфи. Айдолы снимают себя на камеру, подходящие фотографии отбирают, печатают необходимое количество экземпляров и вкладывают в альбомы или наборы мерча.

Карточка из плотного картона, глянцевая, а на задней части — название группы, иногда и подписи участников. Если попадается желаемое изображение, ощущение, словно выиграл в лотерею: фанат чувствует себя счастливым и, самое главное, особенным, будто сам айдол выбрал его.
Парадокс знаменитости
Из-за чего человек воспринимает селебрити и обычных людей по-разному? Почему фотографии друзей и членов семьи обычно не вызывают таких сильных эмоций, как карточки с айдолами? Ответы на эти вопросы можно найти в работе культуролога Екатерины Колпинец «Фигуры из пустоты».

По ее словам, образ селебрити формируется благодаря телевидению и Интернету, что позволяет фанатам добиться ощущения максимальной приближенности к своему кумиру: «…Звезды вездесущи и легкодоступны через обманчивую близость динамика или экрана, но одновременно недосягаемы и оторваны от публики тусовкой менеджеров и агентов». Это противоречие лежит в самой основе феномена селебрити.

С появлением соцсетей, где доступно многообразие форматов коммуникации, у фанатов развиваются парасоциальные отношения с кумирами.
Парасоциальные отношения — это односторонние отношения, которые человек устанавливает с медийной личностью (например, актёром, певцом, спортивной звездой), не имея обратной связи или взаимодействия. Они формируются через визуальный, аудиальный и текстовый контакт с медийной личностью, создание чувства совместного опыта, основанного на общих интересах и ценностях.
Им доступна ранее недосягаемая сторона жизни айдолов: обустройство квартиры, повседневный стиль одежды, предпочтения в еде и много другое. Из-за того, что кумир делится личным, вроде историй о неудачном дне или какой-то новой покупке, он перестает казаться недоступным. Это создает крайне реалистичную иллюзию близости к быту и жизни звезды. Только суть парасоциальных отношений в их односторонней направленности — им некуда развиваться. Они никогда не станут настоящей коммуникацией, но со временем могут превращаться в манию и одержимость.
Глазами айдола
K-pop индустрия славится своим фансервисом (в контексте азиатской поп-культуры — удовлетворение запросов и пожеланий фанатов). Если понаблюдать за публичной жизнью корейских групп, можно заметить, что почти ни у кого из участников нет официально подтвержденных отношений. На премиях и публичных мероприятиях айдолы всегда обращаются к своим фанатам и благодарят их, напоминают о важности их существования.
Участники групп флиртуют с публикой на стримах, выполняют просьбы на фан-встречах. Со временем у обожателей возникает ощущение владения айдолом, ведь от поддержки аудитории напрямую зависит успех группы. Если у кого-то из звезд появляются отношения или планы покинуть коллектив, чаще всего поклонники воспринимают это крайне негативно: продажи альбомов падают, преданность публики снижается — артиста больше нельзя романтизировать. В итоге чаще всего айдол публично заявляет о расставании и извиняется перед фанатами.
Из-за того, что индустрия поощряет парасоциальные отношения, контраст между видимой близостью с кумиром и его реальной недоступностью усиливается. Сакральность образа айдола тоже повышается.
Участники групп флиртуют с публикой на стримах, выполняют просьбы на фан-встречах. Со временем у обожателей возникает ощущение владения айдолом, ведь от поддержки аудитории напрямую зависит успех группы. Если у кого-то из звезд появляются отношения или планы покинуть коллектив, чаще всего поклонники воспринимают это крайне негативно: продажи альбомов падают, преданность публики снижается — артиста больше нельзя романтизировать. В итоге чаще всего айдол публично заявляет о расставании и извиняется перед фанатами.
Из-за того, что индустрия поощряет парасоциальные отношения, контраст между видимой близостью с кумиром и его реальной недоступностью усиливается. Сакральность образа айдола тоже повышается.

Специфика восприятия фотографий похожа на взаимодействие с айдолами в соцсетях. «Фотография — псевдоприсутствие и в то же время символ отсутствия», — говорит Сьюзен Сонтаг. С одной стороны, она позволяет держать кумира на расстоянии вытянутой руки, а с другой — олицетворяет его недосягаемость в реальности. Со временем артист обезличивается.
Фанаты уверяют самих себя, что им известно все о кумире, хотя это далеко от правды. Поклонники приходят в ярость, если образ айдола разрушается и перед ними оказывается обычный человек. Они презирают звезд и обвиняют в «подрыве доверия» и несоответствии ожиданиям.
Селебрити перестают воспринимать как живых неидеальных людей с правом на ошибку. Айдолы становятся идеей, единственная цель которой — удовлетворение желаний фанатов. Из-за этого публичные личности страдают, ведь выйти из образа невозможно до самого завершения карьеры, а иногда и после этого.
Фанаты уверяют самих себя, что им известно все о кумире, хотя это далеко от правды. Поклонники приходят в ярость, если образ айдола разрушается и перед ними оказывается обычный человек. Они презирают звезд и обвиняют в «подрыве доверия» и несоответствии ожиданиям.
Селебрити перестают воспринимать как живых неидеальных людей с правом на ошибку. Айдолы становятся идеей, единственная цель которой — удовлетворение желаний фанатов. Из-за этого публичные личности страдают, ведь выйти из образа невозможно до самого завершения карьеры, а иногда и после этого.

Такой уровень давления часто становится причиной психологических заболеваний, а в некоторых случаях и суицидальных мыслей. При этом под угрозой психика и жизнь не только айдолов, но и их фанатов. Поощрение развития парасоциальных отношений «привязывает» к кумиру, вынуждает все свободное время посвящать фандому и поддержке любимой группы, в том числе тратить время и деньги на новые альбомы, билеты на концерты и официальный мерч. Столкновение с реальностью, в которой айдол не знает о существовании конкретного фаната, может быть шоком и казаться ужасной несправедливостью, ведь публика уделяет много сил поддержке группы.