Только самое интересное

Как мода СССР возвращается в нашу жизнь. Часть 3

Общество
Что такое «cлавик кор»? Как СССР вдохновил Пако Рабанна? И как на нас повлиял VI Международный фестиваль молодежи и студентов? Расскажем в новом материале L!

А что дальше?

Де-юре мода в СССР оставалась плановой вплоть до 19 ноября 1986 года. В тот день был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», который разрешил частную деятельность в сфере производства одежды в том числе. Однако де-факто мода после 60-х годов стала менее зависимой от идеологии. Модная индустрия в то время претерпела сильные изменения из-за «оттепели» и VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.). Молодое поколение сильно вдохновилось западными фасонами. В моду вошли каблуки и мини юбки. В позднем СССР молодые люди пытались «доставать» у спекулянтов и фарцовщиков популярные американские джинсы, кроссовки и другие узнаваемые элементы западной моды. События «оттепели» сильно повлияли на сознание советского человека в отношении моды. Тогда и произошел сдвиг в сторону европоцентричности в индустрии, влияние которого чувствуется и сейчас.
«В эпоху оттепели наметилось определенное “облегчение“, более свободное отношение к моде. В общество стали постепенно проникать элементы зарубежной моды. Особенно сильно это стало заметно после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве», — отметила историк Наталья Анисимова.
VI Международный фестиваль молодежи и студентов. Источник: Slovarikslov.ru
«Модой движут две противоположные человеческие потребности: выделяться и при этом быть таким, как все», — Мари Гринде Арнтцен в книге «Голая правда о моде».
Во времена СССР выделяться было неприлично, а иногда и опасно, отношение общества к стилягам прекрасно это иллюстрирует. Сливаться с толпой и быть как все — единственный безопасный вариант. Все отрасли экономики были подчинены государству. Мода не стала исключением. К такому контексту применимо понятие дресс-кода. Сейчас это слово употребляется исключительно в рабочей или учебной среде, там, где происходит объединение группы людей по какому-то общему признаку. В СССР одежда отражала идеологию социализма.

Влияние советской моды

В интервью fashion-журналист историк моды и автор телеграм-канала frontfashion Ольга Михайловская рассказала: «Российское влияние (на глобальную моду) было очень сильное — вот этот парадокс. Россия никогда не была fashion страной, но влияла очень часто. Авангард, он на все повлиял. […] Мы можем говорить все, что угодно, но спутник и Гагарин были первые в СССР. В западной Европе, в целом, была мода на коммунистические идеи, то есть все интеллектуалы были подвержены этим идеям».

Космос и футуризм

12 апреля 1961 года — день, когда внимание всего мира было приковано к Советскому Союзу. После полета Юрия Гагарина в космос в моде возрождается футуризм.

Первопроходцами стали Пьер Карден и Андре Курреж. В индустрии появились ткани с металлическим блеском и облегающие силуэты. В 1964 году выходит коллекция «Cosmocorps». Пьер Карден вдохновлялся образом первой женщины в космосе — Валентины Терешковой. В коллекции присутствуют геометрические фигуры, металлические украшения, серебро и пластик. Андре Курреж брал за основу образ Юрия Гагарина. Коллекция была выполнена в белых, голубых и бледно-розовых оттенках, что напоминало космическое пространство, а ярко-оранжевый — прямая отсылка к скафандру Юрия Гагарина. Пако Рабанн интерпретировал полет человека в космос, как начало новой эпохи с продвинутыми технологиями и новым образом женщины. Он использовал нестандартные материалы и откровенность. Дизайнер совмещал футуризм и сексуальность.
Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена. Источник: Theblueprint.ru

Наследие СССР в работах современных дизайнеров

Многие иностранные дизайнеры вдохновлялись эскизами русских авангардистов. Один из таких дизайнеров — Жан Поль Готье. В 1986 году он выпустил «Русскую коллекцию». Французский модельер вдохновлялся конструктивизмом и архивами известных художниц: Варвары Степановой и Любови Поповой.

Спустя почти сто лет к авангарду отсылают работы модного российского дизайнера Гоши Рубчинского. Он делает отсылки на работы Казимира Малевича, одного из самых популярных супрематистов. Это видно в коллекции «Осень-2017» для Adidas Football.
Показ Г. Рубчинского «Осень-2017». Источник: Vogue.com
Ex-креативный директор Balenciaga, Демна Гвасалия, в начале творческого пути часто обращался к эстетике СССР и постсоветского пространства: неоднократные упоминания кириллицы, национальных флагов и советского культурного кода. Примером служат спортивный костюм, сочетание классических брюк и спортивной куртки, силуэт женского платья эстетики 80–90-ых годов, а также принт платья, отсылающий к формам и расцветкам скатерти, обоев или штор в советской квартире. В первых коллекциях Balenciaga дизайнер часто обращался к своему детству и элементам советского общества, сочетая свободный, гиперболизированный крой с нарочито кричащими принтами.
Показ Balenciaga RTW SS 2020. Источник: Vogue.com

Slavic core — самый свежий тренд, отсылающий к СССР

Core (с англ. — стержень, ядро) в модной индустрии означает определенную эстетику или быстро обретший популярность трендовый элемент. Осенью и зимой 2024-го во многих социальных сетях обрел популярность Slavic core. Девушки в меховых шапках и шубах записывали короткие видео под песню Кати Лель — «Мой мармеладный». Этот тренд охватил не только Россию, но и другие страны.
Отличительная черта Slavic core — это стереотипные элементы славянской культуры: шуба, меховая шапка, нитка жемчуга и золотые украшения. Есть ли след СССР в этом тренде? Меховая шапка была особым предметом в гардеробе советского человека: она подчеркивала его социальный статус. В повести Владимира Войнича «Шапка» описывается условная социальная иерархия писателей в зависимости от материала, из которого был изготовлен головной убор: выдающимся авторам предоставляют шапки из пыжика, известным — из ондатры, видным — из сурка. Меховой головной убор был предметом роскоши и гордости, поэтому женщины не сдавали их в гардероб, а сидели в них в кафе и даже танцевали.
Этот мимолетный тренд снова обратил внимание на прошлое нашей страны. Отличительные культурные коды славянской национальности распространялись во многих странах, обретая новую популярность под хэштегом #slaviccore.
Пример Slavic core. Источник: Pinterest

Неутешительный прогноз

Мода в Советском Союзе находилась в двойственном положении. Советское общество вынуждено училось жить под влиянием двух противоположных начал: с одной стороны — цикличной и непредсказуемой моды со своими правилами, с другой — централизованной экономикой планирования.
Историк моды Ольга Михайловская: «Советская мода плохо повлияла на современную индустрию в России, в том смысле, что она ограничивала творческую составляющую и, соответственно, мешала любому развитию, поскольку любая креативная индустрия строится на новых идеях отдельных личностей — все это было нивелировано.
Моды не было, потому что многое копировалось у Запада. Был провал в 70 лет, это не ограничение информации, что тоже очень важно, а ограничение именно профессиональной деятельности, мода во всем мире развивалась из-за новаторских и прогрессивных идей, вся среда была не конкурентной, в итоге, все застопорилось».
Ольга также отметила, что главной характеристикой советской моды была провинциальность, то есть вторичность. В СССР было много талантливых дизайнеров, опережающих свое время, но этого недостаточно для продвижения страны на мировую fashion арену. По этой причине, по мнению историка моды, современная индустрия моды в России остается провинциальной, продолжает отставать и копировать Запад.
«— То есть провинциальность сохраняется?
— С точки зрения моды — да. У кого есть деньги, покупают Balenciaga, у кого нет — UShatáva (UShatáva – российский бренд, стремительно набирающий популярность в последние годы. — прим. ред.)», — считает Ольга Михайловская.
Несмотря на богатое наследие, которое оставил Советский Союз, современные дизайнеры в России редко вдохновляются советской модой, а если такое и происходит, то быстро забывается. Некоторые стилисты говорят о грядущем возвращении моды СССР. А Ольга Михайловская, модный журналист с тридцатилетним стажем, уверена, что советские тренды не вернутся в ближайшее время.