Только самое интересное

Косплей, как искусство перевоплощения

Искусство
В последнее время косплей стал особо популярен: люди переодеваются в любимых героев, ходят на фестивали и создают комьюнити. В новом материале L! разбираемся, чем многих привлекают перевоплощения и почему некоторые наоборот сторонятся этого.

Что это такое и с чем его едят

Источник: «Сделай сам»
Косплей — искусство перевоплощения в образ какого-либо персонажа. Помимо воспроизведения внешних аспектов (костюм, элементы атрибутики), косплеер также перенимает личностные особенности (мимика, голос, темперамент) героя. Кроме того, косплей имеет определенное сходство с ролевым движением. Отличие между ними заключается в том, что последнее фокусируется на развитии сюжета и характере персонажа.

История возникновения и развития косплея

Источник: «Мир фантастики»
Косплей впервые появился в 1930-х годах среди фанатов фэнтези и стимпанка, вдохновленных новой волной научной фантастики. Его основателем считается писатель Форрест Акерман. Он пришел на научно-фантастический конвент (The World Science Fiction Convention) в футуристическом костюме. Идея настолько понравилась другим участникам, что в следующем году они тоже необычно нарядились на этот фестиваль. Позднее даже был придуман специальный конкурс на лучший костюм.

Так поклонники фантастики начали перевоплощаться в пришельцев, космонавтов и ученых. Эти костюмы даже получили специальное название — «футуристикостюм». В то время люди наряжались просто для веселья, и их образы были более примитивными, чем в наши дни.

К началу 60-х годов произошли изменения. Во-первых, отношение к созданию костюмов стало более серьезным: люди уделяли этому занятию больше времени и средств. Во-вторых, на фестивалях начали появляться известные деятели культуры. Кроме того, костюмы перестали быть строго футуристическими. А среди участников, изображавших прежде только пилотов космических кораблей и злых пришельцев, чаще можно было встретить супергероев и эльфов.

Термин «косплей» был создан японским журналистом Нобуюки Такахаси в 1983 году. Он первым придумал соединить слова «костюм» (costume) и «игра» (play), а затем использовал получившееся слово в статье для журнала My Anime. Активно применять термин Такахаси начал уже в 1984 году для описания увиденного на Всемирном конвенте научной фантастики в Лос-Анджелесе. Слово «маскарад» не подходило: на японском оно звучало слишком пафосно и старомодно.

Если американцы изобрели косплей, то японцы сыграли ключевую роль в его популяризации: в 90-е годы термин «косплей» прочно вошел в японский лексикон. Даже Нобуюки Такахаси оказался не готов к такому!

В Америке участники конвентов не пытались полностью соответствовать персонажам. Они модифицировали многие костюмы под себя, погружаясь целиком в творчество. Косплееры в Японии, напротив, не только повторяли до мельчайших деталей костюмы, но и отыгрывали роль персонажа, воспроизводя его жесты и мимику. Так люди начали соревноваться в точности повторения не только внешнего образа, но и личных данных героя.

Культура перевоплощений пришла в Россию вместе с первым упоминанием в СМИ — в 1999 году статью опубликовал журнал «Великий Дракон». А уже в 2001 году появился первый русскоязычный сайт о косплее. Изначально там публиковались фотографии зарубежных мастеров, но вскоре начали появляться и работы соотечественников.

Популяризация косплея происходила в основном за счет фестивалей и выставок, организованных в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. В частности, на воронежском аниме-фестивале 2002 года был впервые представлен блок демонстрации костюмов и отыгрыш персонажей на сцене, а также проведена масштабная фотосессия. В настоящее время все больше людей погружаются в этот вид искусства, создавая свои онлайн и оффлайн проекты.

Сколько тратят и зарабатывают косплееры

Источник: «Пикабу»
Существует множество факторов, оказывающих влияние на стоимость образа. Основной из них — количество деталей: чем их больше, тем выше цена. Важна и популярность персонажа: при небольшой известности поиск костюма и стоимость наряда могут значительно усложниться и увеличиться соответственно. Так цена образа во многом зависит от того, насколько косплеер готов в него вложиться финансово и морально.

Известный косплеер Le Soleil Profecy дала комментарий для «Эльдоблога» о стоимости одного из своих образов: «Косплей на Скарамуччу (персонаж из игры Genshin Impact — прим. автора) — один из первых масштабных проектов среди моих работ. Парик с “Алиэкспресс” за 900 рублей. Выбирала по отзывам — на удивление очень качественный. Костюм также с “Алиэкспресс”, от магазина DokiDoki, SR качества, за ≈14 тыс. рублей. Цена на головной убор (это главная деталь персонажа) в том же DokiDoki слишком высокая (тогда была ≈11,5 тыс. рублей, сейчас 6 тыс. рублей). Поэтому его пришлось делать самостоятельно. На шляпу ушло ≈8 тыс. рублей. Немного о материалах: Eva foam (этот материал чаще всего используют для создания мечей, щитов, доспехов и т. п. в косплее; продается в специализированных магазинах), баллончики краски, акрил, кисти, лак, ткань с заготовленным рисунком (делалась на заказ у мастера, из-за чего было потрачено больше, нежели возьми я просто серый шелк), нити, колокольчики, деревянные вырезки. Сложнее всего было не промахнуться с размерами, чтобы шляпу было легко собрать и она смотрелась хорошо. Затраты на полный образ — почти 23 тыс. рублей. И много-много проведенного над крафтом времени».

Косплеер Анастасия Введенская рассказала о стоимости образа Белль из мультфильма «Красавица и чудовище»: «Сейчас я ищу качественные материалы, хорошее сырье, иногда и профессиональных рукастых исполнителей, поэтому и финансовая нагрузка разнится от костюма к костюму. Если прикинуть, сколько будет стоить косплей на принцессу Белль: парик ≈7 тыс. рублей; услуги вигмейкера (человек, который профессионально укладывает и подстригает парики — прим. ред.) ≈3–5 тыс. рублей; ткани на платье (берем бальное, желтое) ≈15–30 тыс. рублей; услуги портного ≈10–20 тыс. рублей; материалы на украшения ≈5–10 тыс. рублей; услуги крафтера ≈5 тыс. рублей; визажист ≈2–5 тыс. рублей».

Откуда косплееры берут такие суммы

Вера Андреева, косплеер из Москвы рассказала о своем заработке: «Вообще, мало для кого косплей — основная работа. Я лишь слегка отбиваю затраты на костюмы, съемки, реквизит, декорации и рекламу, хотя и занимаюсь этим уже 5 лет. В основном — это поддержка поклонников моего творчества на платформе Patreon. В среднем получаю от 45 до 600 долларов в месяц — все зависит от активности поклонников».

Еще один вариант заработка — создание костюмов для дальнейшей продажи. Об этом рассказала Нинелька Нуретдинова, увлекающаяся косплеем с 2009 года: «Больше всего прибыли приносит создание костюмов: максимально дорогой заказ был в 10 тыс. рублей. За очень сложные наряды не возьмусь: все же опыта не так много. В мечтах у меня — собственная мастерская. В принципе, можно сшить костюм и за 1 тыс. рублей, если это, например, японская школьная форма. Мой самый дорогой — костюм Эмили из игры Dishonored. Я выбирала для него самые лучшие и дорогие ткани и фурнитуру, поэтому он обошелся в 16 тыс. рублей».

Взгляд изнутри

Екатерина в образе Тартальи из игры Genshin Impact Источник: https://t.me/puzyavrik
Екатерина — косплеер с большой буквы, ведет аккаунт TikTok на 39 тысяч подписчиков, участвует в тематических фестивалях и фотосессиях. Специально для L! она рассказала о своем увлечении, творческом пути и возможностях заработка.

«Начиналось все несерьезно: заказала с подругой парики, чтобы снять видео», — поделилась воспоминанием девушка. Теперь же, по ее словам, на создание готового образа уходит ≈10 тыс. рублей. Екатерина также уточнила, что иногда получается сэкономить: «Некоторые парики могут подходить для разных персонажей».

Кроме того, косплеерша рассказала о том, что ее поддерживают многие друзья. «Родители относятся нормально, как и к любому другому хобби», — прокомментировала также отношение родителей Екатерина. По словам девушки, увлечение косплеем никак не мешает ей в жизни, и она не помнит ни одной конфликтной ситуации на своем творческом пути.

Екатерина также поделилась мнением по поводу коллег с несерьезным отношением к их делу: «Ну, все с чего-то начинали. Мне кажется, что это хороший способ самовыражения и, по возможности, заработка». Однако девушка уточнила, что заработать можно, только если косплеер действительно известен.

«На фестах можно выиграть денежный приз, но за то, что человек просто пришел, увы, не платят», — рассказала Екатерина. Она также призналась, что, хоть и имеет доход от своих социальных сетей, ей все еще необходима основная работа. Но, несмотря на это, Екатерина точно знает, почему и зачем занимается косплеем. И на вопрос, хотела ли она бросить это увлечение, девушка твердо ответила: «Нет».