Бэнкси — уличный художник, чьи граффити появляются в разных уголках мира. Его работы становятся сенсацией, потому что они освещают актуальные социальные проблемы: расслоение общества, охрану окружающей среды и будущее грядущих поколений.
Бэнкси — псевдоним британского андеграундного художника, который поднял стрит-арт на новые высоты, сделав граффити значимой частью современного искусства. Его произведения наполнены глубоким смыслом, скрытыми посланиями, а также сатирой и иронией. Об этом и многом другом читайте далее.
Граффити зародилось в конце 60-х годов XX века в Нью-Йорке, но лишь в 80-е годы оно эволюционировало в стрит-арт. Именно в этот период начали появляться загадочные надписи на стенах и заборах, созданные подростками из неблагополучных районов города. Молодые люди объединялись в группы, чтобы «пометить» территорию своего проживания с помощью ярких тегов (от англ. tag — метка — прим. ред.), которые украшали вагоны поездов и метро, а также фасады зданий и ограды.
Граффити зародилось в конце 60-х годов XX века в Нью-Йорке, но лишь в 80-е годы оно эволюционировало в стрит-арт. Именно в этот период начали появляться загадочные надписи на стенах и заборах, созданные подростками из неблагополучных районов города. Молодые люди объединялись в группы, чтобы «пометить» территорию своего проживания с помощью ярких тегов (от англ. tag — метка — прим. ред.), которые украшали вагоны поездов и метро, а также фасады зданий и ограды.
Ирония в творчестве

Стрит-художник изобразил сценку из анекдота: внезапно нагрянувший муж застал жену с любовником. В качестве «холста» для своей работы Бэнкси выбрал стену клиники сексуального здоровья (Brook Sexual Health Clinic). На ней сцена с застигнутым врасплох любовником выглядит особенно комично.

В апреле 2014 года на дверях молодежного центра в Бристоле появилось граффити «Мобильные любовники». Эта работа иллюстрирует идею того, что мир социальных сетей мешает подросткам полноценно наслаждаться юностью. Бэнкси стремился подчеркнуть: молодые люди утратили связь с реальностью, из-за чего упускают множество значимых моментов своей жизни.
При более внимательном рассмотрении можно заметить, что композиция работы «Мобильные любовники» перекликается с картиной Рене Магритта 1928 года «Влюбленные». На ней художник изобразил мужчину и женщину, чьи головы окутаны покрывалами. Возможно это метафора слепоты из-за страстной головокружительной любви. Или речь идет об отчуждении — мужчину и женщину разделяет «стена» непонимания. И вот, спустя столетие, Бэнкси предлагает свою интерпретацию. Только в 2014 году влюбленные разделены уже не покрывалами, а мобильными телефонами.
При более внимательном рассмотрении можно заметить, что композиция работы «Мобильные любовники» перекликается с картиной Рене Магритта 1928 года «Влюбленные». На ней художник изобразил мужчину и женщину, чьи головы окутаны покрывалами. Возможно это метафора слепоты из-за страстной головокружительной любви. Или речь идет об отчуждении — мужчину и женщину разделяет «стена» непонимания. И вот, спустя столетие, Бэнкси предлагает свою интерпретацию. Только в 2014 году влюбленные разделены уже не покрывалами, а мобильными телефонами.

Работа художника Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» тоже стала источником вдохновения для Бэнкси. Однако британский стрит-артист изобразил более злободневный сюжет: богиня красоты сделала себе ринопластику. Картина символизирует стремление современного общества соответствовать стандартам красоты. Бэнкси трансформирует божество в обычную женщину, которая пытается подстроиться под эти требования.
Символы в творчестве

Следующая работа — автопортрет британского уличного художника. Бэнкси отождествляет себя с обезьяной. Это может выглядеть агрессивно и странно, однако в творчестве стрит-артера животным отведена ведущая роль. У художника целая система символов, которые скрываются за определенными образами.
Так, обезьяна — символ творчества. Животное известно тем, что копирует и передразнивает все, что видит вокруг. С этой точки зрения художники подобны обезьянам. И потому, по мнению Бэнкси, миром будут править вовсе не обезьяны, а творцы, деятели искусства.
Так, обезьяна — символ творчества. Животное известно тем, что копирует и передразнивает все, что видит вокруг. С этой точки зрения художники подобны обезьянам. И потому, по мнению Бэнкси, миром будут править вовсе не обезьяны, а творцы, деятели искусства.
Отношение к власти
Трудно не узнать Елизавету II, карикатурным образом представленную на арте «Королева обезьян». Своей картиной Бэнкси хотел показать, что королевский титул — это привилегия, наследуемая исключительно при рождении, а не награда за заслуги человека. И несмотря на то, что обезьяны в творчестве художника обычно имеют положительную коннотацию, изображая Елизавету II таким образом, стрит-артер критикует монархию во всех ее проявлениях.
Бэнкси атакует знаменитые музеи
Некоторое время Бэнкси увлекался перформансами, примеряя образы, вдохновленные шпионскими фильмами (тренч, шляпа и очки). В таком обличии художник посещал известные музеи, оставляя свои «следы». Одна из подобных его акций запомнилась особенно: Бэнкси разрисовал древний камень в палеонтологическом музее, что зафиксировали камеры видеонаблюдения

В октябре 2004 года «загадочный посетитель» пришел в музей. Он достал из складок своего плаща картину и прикрепил ее с помощью клея к стене. На этот раз Бэнкси создал пародию на культовую картину Леонардо да Винчи — «Мону Лизу». Он сделал постер с репродукцией полотна, на котором вместо лица девушки был наклеен смайлик. Обманка Бэнкси до того хорошо слилась с экспозициями, что работники музея не сразу нашли подвох.

Бэнкси и видеокамеры
Ниже представлена фотография товара из магазина «Внутренний валовой продукт», созданного самим художником. Один из наиболее популярных объектов критики Бэнкси — общество тотальной слежки, организованное правительством посредством сети видеокамер. Британский художник убежден, что люди не осознают всей серьезности этой проблемы.
Бэнкси считает, что общество жестко контролируется средствами слежения и учета информации. А декларируемая свобода и неприкосновенность частной жизни — это всего лишь очередная иллюзия, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей. И потому Бэнкси создал экспозицию с детской кроваткой, на которую направлено множество камер, символизируя тем самым тотальный контроль.
Бэнкси считает, что общество жестко контролируется средствами слежения и учета информации. А декларируемая свобода и неприкосновенность частной жизни — это всего лишь очередная иллюзия, не имеющая ничего общего с реальным положением вещей. И потому Бэнкси создал экспозицию с детской кроваткой, на которую направлено множество камер, символизируя тем самым тотальный контроль.

Бэнкси против толпы

Одна из ключевых проблем в творчестве Бэнкси — зоозащита. Однако, несмотря на это, для инсталляции «Слон в комнате» британский художник использовал живого слона, кожу которого он покрасил в красный цвет. Работа олицетворяет игнорирование людьми серьезных проблем вокруг них.
Справедливости ради стоит сказать, что слониха была накормлена, а после выставки Бэнкси выгулял ее по вечернему Лос-Анджелесу и отвел к ветеринару. По всем показателем она была в норме. Слониха была раскрашена детским аквагримом, который не токсичен и безопасен для кожи животного.
Справедливости ради стоит сказать, что слониха была накормлена, а после выставки Бэнкси выгулял ее по вечернему Лос-Анджелесу и отвел к ветеринару. По всем показателем она была в норме. Слониха была раскрашена детским аквагримом, который не токсичен и безопасен для кожи животного.
Социальная позиция
Следующая работа создана по мотивам картины Джека Веттриано «Танцующий дворецкий». Только вместо дворецкого на холсте Бэнкси изображена танцующая пара, рядом с которой переносят канистру с биологически опасными отходами. Но молодым людям все равно, ведь танцевать на берегу моря так романтично. Этой работой Бэнкси высказал недовольство экологической ситуацией в мире.

Триптих «Вид на Средиземное море» — контраст между пейзажной живописью и мрачными деталями: спасательными жилетами, обломками корабля. Жилеты — это отсылки к Европейскому миграционному кризису 2015–2019 годов, когда беженцы из разных частей света мигрировали по Средиземному морю в поисках лучшей жизни в Европе. Многие рисковали, немногие выжили.



На арте «Пикник» можно увидеть африканских охотников, а посередине — среднестатистическую американскую семью. Здесь Бэнкси показывает разрыв в технологиях между разными странами, который существует и по сей день.

Воздушный шар в сюжетах Бэнкси — символ надежды. Однако, к сожалению, есть дети, у которых нет будущего, что и иллюстрирует британский уличный художник на картине «Девочка с воздушным шариком».

У Бэнкси есть и собственный отель. Он находится в 5 метрах от западного барьера, разделяющего Палестину и Израиль. На входе в одну из комнат отеля висят рогатки — символ детства в Палестине. Во время строительства гостиницы к рабочим подходили ребята и дарили им эти «сувениры».

А участники конфликта, дерущиеся подушками на настенном панно, иллюстрируют мнение Бэнкси по поводу того, как лучше решать конфликты.

Реакция на пандемию
Одна из последних работ Бэнкси — граффити в вагоне Лондонского метро. Эти надписи призывали к осторожности во время пандемии.

На работах, представленных ниже, изображены грызуны в масках или с антисептиком. Крысы — аллегория борьбы за выживание.


Благодаря Бэнкси стрит-арт стал значительной частью культуры, а его произведения привлекли внимание к остро-социальным проблемам человечества.
*BBC заблокирован Роскомнадзором на территории России.