Только самое интересное

Образы «иного» в фильме «Форма воды» Гильермо дель Торо

Искусство
В мире, где границы между реальностью и фантазией стираются, фильм «Форма воды» Гильермо дель Торо открывает перед зрителем дверь в удивительную вселенную, полную тайн. Новый материал L! заставляет задуматься о том, что значит быть другим и как мы относимся к тем, кто отличается от нас.

Это желание иного становится в случае фантастического кино движущей силой.

«Фантастическое кино. Эпизод первый», Самутина Н.В.

В XXI веке авторы кино обращаются к архетипическим образам, которые привычны зрителям, также режиссеры пытаются привнести нечто новое в устоявшихся персонажей, чтобы не дать публике заскучать. События «Формы воды» режиссера Гильермо дель Торо разворачиваются в 1963-ем, во времена холодной войны в Балтиморе. В центре сюжета — немая уборщица Элайза, которая работает в засекреченной военной лаборатории. Она ведет уединенный образ жизни, общается только с коллегой в лице темнокожей женщины и с соседом по квартире, старым художником, который пытается вернуться в профессию. Однажды в лабораторию привозят загадочное существо-амфибию, которое становится предметом исследований ученых на базе. Элайза начинает проявлять интерес к существу и постепенно устанавливает с ним связь.
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
«Научно-фантастические фильмы посвящены не науке. Они посвящены катастрофе, одному из древнейших предметов искусства», — пишет Сьюзен Сонтаг в своей работе об особенностях подобных произведений кинематографа. В то же время фильм Гильермо дель Торо хоть и рассказывает о деятельности США в период Холодной войны, но делает акцент не на масштабном соперничестве между двумя странами, не на научной гонке за фантастическим монстром и трагичных событиях, а на истории трепетной любви между существом и совершенно обычной женщиной. В «Форме воды» есть нетипичный вариант отступления от правил: персонаж-ученый уходит на второй план, уступая место обыкновенной женщине-уборщице (которая не является жгучей красоткой-блондинкой или гением). Она не пытается использовать существо во благо науке, так как желает лишь понять его, обуздать, как равного самой себе.
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
В эстетическом плане существо-амфибия из фильма «Формы воды» относится к более позднему периоду научной фантастики и ужасов. Это время пришлось примерно на вторую половину 1970-х–конец 1980-х годов, когда в западной культуре стала популярной экологическая тематика. Тогда человекообразные существа и монстры, похожие на домашних питомцев, перестали восприниматься как чудовища. Они больше не были агрессивными и не представляли угрозы для человечества. В качестве примера можно привести фильмы, снятые в 8–9 десятилетии XX века, где инопланетные существа вызывают у зрителей жалость и сострадание, вроде «Нечто» (1982), «Инопланетянин» (1982) и «Кот из космоса» (1978). В отличие от них, главный антагонист из кино «Чужой» представляет явную угрозу человечеству, поэтому он внешне не похож на людей в первых трех частях франшизы.
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
Антагонист фильма, Ричард Стрикланд — руководитель службы безопасности научного центра «Оккам» — становится своего рода ориентиром, относительно которого остальные герои воспринимаются как «другие». Он представляет собой белого американца, традиционных взглядов консерватора, занимающего высокий пост в военном ведомстве. Как пишет Сонтаг, рассуждая о заложенном смысле в подобных произведениях: «Научно-фантастические фильмы предельно моралистичны». Это значит, что в кино есть четко разграниченные добро и зло, которые могут перейти на сторону друг друга. В «Форме воды» тяжело дать оценку действиям героев: с одной стороны, амфибия является чем-то пугающим, даже съедает кошку друга Элайзы и ранит человека когтями, с другой — это существо умеет залечивать увечья и впоследствии заводит романтические отношения с главной героиней, при этом безжалостно вырывая сердце антагониста в финале.
Оно является чем-то средним между добром и злом. Так и советский ученый-шпион (тема холодной войны и образ «плохих русских» еще процветают) под псевдонимом Роберт Хофштеттер сначала помогает Элайзе забрать амбифию из лаборатории, а после сдает ее Стрикланду, заведующему службы безопасности, следуя поведению своего персонажа, которого описывала Сонтаг: «Явственно отмеченные как интеллектуалы, ученые в научно-фантастических фильмах всегда отвечают за то, что окружающие их люди гибнут или оказываются на краю бездны». Как и все «другие», Хофштеттер одинок. Работа заставляет его часто переезжать, поэтому у него нет возможности построить близкие отношения с кем-либо. Он чужой не только для американцев, но и для своих соотечественников. Во время тайных встреч со своими коллегами по шпионским делам он просит называть его настоящим именем — Дмитрий.
Зельда, чернокожая уборщица в «Оккаме», представляет собой расового другого. В ней сочетаются различные типы инаковости: национальный, гендерный и социальный. Это позволяет говорить о ее «множественной другости». В начале фильма ее образ соответствует традиционной для США 1960-х годов модели изображения чернокожей женщины, которая транслирует идеи жертвенности и покорности. Несмотря на то что Зельда постоянно жалуется на своего ленивого мужа, она не пытается ничего изменить, поэтому полностью берет на себя заботу не только о домашнем хозяйстве, но и о доходе семьи. На все вопросы Стрикланда Зельда отвечает почтительно, добавляя в конце «сэр», что выводит героя из себя. Он считает, что афроамериканцы должны знать свое место: на рабочем месте и в школах у них не должны быть те же права, что и у белых людей.
В этом фильме Гильермо дель Торо нативно порицает технологическую гонку двух стран, расовые стереотипы и эйблизм (дискриминацию людей с ограниченными возможностями здоровья). Но, как и остальные «другие» в романе, в конце смелая уборщица проявляет бунтарский дух: осмеливается ослушаться своего мужа и помогает Элайзе. Таким образом, она выходит за рамки заданной модели поведения.
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
Главная героиня Элайза — самый яркий представитель «других». Она сочетает в себе несколько ипостасей инаковости. Первое, что выделяет эту женщину среди остальных — немота, определяющая ее как физическую «другую». С детства она осознавала свою непохожесть и страдала от издевательств сначала в детском доме, а потом и в других местах. Ее особенность не вызывала сострадания у окружающих, наоборот, она выделяла Элайзу и заставляла людей относиться к ней как к «враждебной». Отсутствие голоса лишало Элайзу человеческого начала в глазах окружающих. Единственными близкими, с которыми она могла общаться без посредников, были Джайлс и Зельда. Они выучили язык жестов и сами были «другими». Подобный герой помогает людям с ограниченными возможностями по-другому взглянуть на себя. Наталья Самутина в своей работе упоминает, что в кино, где присутствует образ «иного», основными действующими лицами становятся дети или взрослые с детским мышлением.
Но «Форма воды» показывает другого персонажа, взрослую женщину, у которой на многое в жизни есть лишь три минуты: Элайза варит яйца на завтрак, принимает душ и собирается одинаковое количество времени. В связи со своей немотой она скорее привыкла слушать, чем фантазировать вслух, однако монстр из лаборатории своей инаковостью и неспособностью говорить на человеческом языке вызывает в ней новые чувства, родство. Шрамы на шее Элайзы символизируют ее инаковость. В фильме не объясняется их происхождение, но можно предположить, что именно они стали причиной немоты женщины.
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017, реж. Г. Дель Торо, США)
Если Элайза становится иной физически только в конце, то существо-амфибия является монструозным с самого начала. У него нет одного конкретного имени, каждый персонаж называет его по-своему. Стрикланд в Южной Америке называет его Жабробогом, в «Оккаме» — Образцом, Боб — девонианцем, Элайза — существом или просто местоимением «он». Этот образ можно интерпретировать по-разному. Для одних он воплощение божественной сущности (так как ему поклоняются племена аборигенов на Амазонке), для других — животное (когда над ним проводят эксперименты в научном центре). Его инаковость заключается в первую очередь в его внешности: наличие чешуи, синий цвет кожи, жабры и необычные черные глаза, похожие на пуговицы.
Авторы «Формы воды» продемонстрировали в своем произведении новые мотивы фантастического кино и типы «иных». Романтическая линия между главной героиней и амфибией открывает уникальный взгляд на взаимодействие между монстром и человеком. Фильм также затрагивает темы одиночества, непонимания и дискриминации. Эти мотивы редко встречаются в чистом виде в подобном жанре. Благодаря кино дель Торо зрители могут взглянуть на нечто новое, ощутить то самое желание прикоснуться к иному и на пару часов уйти в мир, оставив серую наружность.