«Лицо со шрамом» ― классический фильм, цементированный в поп-культуре и в мемах. Чего стоит только картинка с Тони Монтаной, смотрящим на пачки запрещенных веществ или коллекция культовых изречений этого кубинца-мигранта (от «The eyes, chico, they never lie» до «Say hello to my little friend»).
Брайан де Пальма, представитель поколения Нового Голливуда, вместе с Оливером Стоуном, на то время уже оскароносным сценаристом, объединяются для ремейка «Лица со шрамом» Говарда Хоукса. Оригинальный фильм снят по одноимённому роману Армитэджа Трэйла. Оливер Стоун переработал первоисточник, превратив главного героя итальянца Тони Камонте в кубинца Тони Монтану.
Аль Пачино перевоплощается в кубинца, сам будучи итальянского происхождения… Тот факт, что актер сходит и за итальянца, и за испанца отыгрывается в фильме «Путь Карлито» ― итальянская мафия говорит Карлито, что он похож на своего.
«Лицо со шрамом» ― очень энергетически заряженное кино. Тони Монтана ― голодный до успеха и денег кубинский мигрант, готовый на все в погоне за «американской мечтой». Дела у него идут хорошо: под конец фильма у Монтаны огромный особняк ― символ его успеха в преступной жизни.
Режиссер фильма Брайан де Пальма не дает превратиться картине в апологию ганстерства. Монтана заканчивает свою историю, упав лицом в бассейн после того, как его особняк захватывают десятки наемников. Аль Пачино в образе Монтаны со своей пушкой-гранатометом не выглядит героем. Кульминация жизни Тони Монтаны абсолютно бесславна, бессмысленна. Персонаж Аль Пачино остается совершенно одиноким. Он стал большим американцем, чем сами американцы. Тони Монтана, действительно, образцовый предприниматель, взявший на себя все риски и издержки создания бизнеса. «Американскую мечту» воплощает кубинец, который «приехал в Америку не для того, чтобы надрывать спину».
«Путь Карлито» выходит спустя 10 лет после «Лица со шрамом». Фильм снимает опять Брайан де Пальма по сценарию Дэвида Кеппа (после «Карлито» он напишет «Парк Юрского периода» и «Человека-паука»). «Путь Карлито» гораздо менее масштабный в своем историческом размахе. «Лицо со шрамом» ― это история и про Кубу, Кастро, саму Америку, капитализм. «Карлито» ― история про относительно мелкого наркоторговца, который благодаря ошибкам следователя чудом выходит из тюрьмы раньше. Карлито решает измениться, следовать мечте о нормальной жизни без криминала. Тем не менее, прошлое затягивает Карлито глубже и глубже. «Just when I thought I was out, they pull me back in», ― говорит Аль Пачино в третьем «Крестном отце». Эту фразу будут с грустной иронией высмеивать потом в сериале «Клан Сопрано»...
Роль Аль Пачино в «Карлито» более лирична, чем в «Лице со шрамом». Карлито, похоже, на самом деле всерьез говорит про перемены в жизни. Он практически не срывается на крик. Такой персонаж не может защищать свой особняк гранатометом, произнося на ходу яркие фразы. Карлито даже принимает свою внезапную смерть не в одиночестве, а с любимой после тревожной финальной сцены: пряток в метро от итальянской мафии.
В двух фильмах мы видим разные образы гангстеров. В «Лице со шрамом» ― безумие, в «Пути Карлито» ― примирение. Мы видим кризис американской мечты через призму кокаинового кошмара Тони Монтаны и лирической безысходности Карлито. «Путь Карлито» полон рефлексии над временами «Лица со шрамом». Все было по-другому: кокаин, гранатометы… Может ли такой человек, как Тони Монтана, добиться успеха в мире Карлито? В этом мире даже юристы становятся гангстерами.
С помощью персонажей Аль Пачино мы можем проследить эволюцию образа гангстера. Карлито и Тони Монтана живут в мире, где нет места искуплению и чести. Преступность становится настолько организованной, что ею занимаются люди в однотонных костюмах, которые сидят в офисах. Зачатки такого мира видны и в «Лице со шрамом». Именно отказ Монтаны принимать правила игры и становятся причиной его гибели. Карлито принимает смерть, Монтана продолжает бороться за пустоту.