16 августа/ 2022
(Не) дивный новый мир: как виртуальные антиутопии становятся реальностью
Автор: Анастасия Карпова
Редактор: Екатерина Штименко
Иллюстрации: Davian Ho
Еще недавно страшные сказки были поводом задуматься, теперь же они — руководство по выживанию.
Среди игроков и книголюбов найдется много поклонников жанра «антиутопия», способного погрузить нас в другие миры, полные противоположности вымышленных вселенных Marvel или «Властелина колец». В этих мирах не хочется оказаться, у них нет счастливого конца и надежды на светлое будущее, есть только цель — выжить любой ценой и попытаться не потерять себя в этом бездушном мире.

Однако в каждой сказке есть доля правды, которую теперь мы можем прочувствовать на себе. Чтобы подготовиться к встрече с наступающим «новым миром», предлагаем вашему вниманию подборку книг и видеоигр об антиутопиях, получивших признание фанатов во всем мире.
Евгений Замятин «Мы» (книга)
Роман-прародитель жанра антиутопий, опубликованный в 1921 году, рассказывает историю любви одного инженера Д-503. Историю любви в мире, где у людей нет собственных имен, ведение личных дневников запрещено, а на прием пищи выделено ровно 50 жевательных движений, отмеренных метрономом.

В этом мире, как и в мире Оруэлла, нет свобод, нет фантазий и нет права на личную жизнь. Все четко контролируется государством, поддерживающим идею безликой недумающей массы, так как только такими людьми легко управлять. В едином государстве все едины: один режим дня, одна модель поведения, одни мысли. Даже любовь здесь выдается по талончикам, словно кусок хлеба. Казалось бы, простая система, в которой нет тех, кто выше, и тех, кто ниже. Следуй правилам, иди за толпой, делай, как все, и Государство вознаградит тебя.

Однако для Д-503 это устройство мира мгновенно рушится после того, как он случайно влюбляется. Запрограммированное сознание инженера пребывает в полной неразберихе и, словно программный код, выдает ошибку. Д-503 начинает вести дневник и, следовательно, думать, а это уже шаг на пути к революции сознания и желанию освободиться. Но что такое желание свободы маленького человека в тоталитарном строе? Финал романа логичен и вполне предсказуем.
Джордж Оруэлл «1984» (книга)
Знаменитую антиутопию Оруэлла нередко называют справочником для живущих в трудные времена.

Роман, написанный в середина ХХ века после ужасной кровопролитной войны, в последние годы набирает все большую популярность. Произведение описывает ужасы тоталитарного режима, обезличенность масс и полный контроль над мыслями. Но не это пугает при прочтении, а параллели, которые мы все чаще стали проводить между миром Оруэлла и нашим собственным: слишком узнаваемые детали, слишком пугающе близки идеи Оруэлла. Сейчас мы читаем «1984» не для того, чтобы понять устройство тоталитаризма, а чтобы прикинуть, насколько далеко мы продвинулись по кривой дорожке, описанной автором. Это роман-пророчество, роман, заставляющий открыть глаза на происходящее, задуматься и признать его правдивость. Оруэлловский Большой брат медленно перекочевывает из телеэкранов в социальные сети, от чего его контроль над жизнью простых людей только растет. Он уже не просто выдумка, а один из столпов современного мира.
Orwell: Keeping an Eye on You (игра на основе книги Оруэлла)
Созданная на основе произведения Оруэлла серия игр-симуляторов, в которых игроку предстоит почувствовать себя правительственным «следователем», действующим в интересах партии. Вы будете следить за частной жизнью людей, собирать информацию из публичных и частных источников, расследовать преступления и составлять отчеты для властей, а также постоянно делать выбор между служением партии и помощью простым людям.
Beholder (игра)
Ваша задача устанавливать камеры слежения, находить у постояльцев запрещенные вещи и собирать компромат, чтобы шантажировать им, а в конце каждого дня докладывать обо всех нарушениях «наверх».

Игрок постоянно находится перед моральным выбором: стать бездушным орудием государственной машины или сохранить человечность, сострадание и верность своей семье? Донести на иностранного врача или шантажировать его, чтобы получить деньги на лечение больной дочери? Купить запрещенные лекарства или попросить помощи у Вождя за исправную службу?

В процессе игры вы познакомитесь с множеством людей, у каждого из которых своя история, свои переживания и свои тайны. Вам предстоит узнать их, но не попадитесь во время слежки! Вдруг за вами тоже следят… Каждое ваше решение будет влиять на ход истории и приближать к одной из множества развязок. Плохой или не очень — зависит от вас.
Not for broadcast (игра)
Оригинальная и ни на что не похожая игра от британской инди-студии NotGames, привлекла к себе внимание довольно неоднозначным сеттингом и злободневной повесткой.

Игроку предстоит сесть за пульт управления телеэфиром и стать режиссером новостей на федеральном канале. За окном 1984 (явная отсылка к Оруэллу), в вымышленной стране только что прошли выборы. Победу одержала партия «Прогресс», обещающая всем светлое будущее и материальный достаток. Однако вскоре появляется оппозиция в лице движения «Перебой» — начинается бунт, и протестующие всеми силами пытаются достучаться до людей через телеэкраны, врываясь в трансляцию.

Вам предстоит выбирать: придерживаться ли государственной идеологии и транслировать пропагандистские материалы или же пойти по «скользкой дорожке» и поддержать деятельность «Перебоя», подставив тем самым под удар себя, свою семью и коллег. В ваших руках монтажный пульт, записи эфиров и будущее миллионов людей по ту сторону экрана.
Как и прежде, решения будут влиять на сюжет, который выведет к одной из множества концовок, так что игру можно перепроходить снова и снова.

Not for broadcast — одновременно веселая и грустная игра, трогательная и местами пугающая, абсурдная, но при этом до ужаса узнаваемая. По ходу прохождения вы будете не раз задаваться вопросом сквозь слезы смеха: неужели такой цирк могут крутить по телевизору? А потом вспомните вчерашний выпуск вечерних новостей, и больше будет не до улыбок.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир» (книга)
Антиутопия о генетически модифицированном обществе является довольно частым тропом в научно-фантастических фильмах, но Хаксли видит в этом не научный прорыв, а проблему стирания идентичности и способности мыслить.

Все люди в этом «дивном мире» делятся на касты, а их жизнь расписана с рождения. Они делают, что им положено, говорят то, что следует, думают… Нет, в этом идеальном искусственном мире не думают, а те, кто говорят умные вещи и «шевелят мозгами» — изгои и клоуны, дикари. Как и в любом полностью подконтрольном власти государстве, инакомыслящих людей здесь презирают, так как они представляют угрозу для уже прижившейся тоталитарной идеологии. Они не могут выжить в искусственном потребительском мире. И самое страшное, что эта синтетическая масса считает себя счастливой в условиях отсутствия выбора, ей нравится быть бессмысленно ведомой.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (книга)
Роман-антиутопия о том, как люди под влиянием общества, времени и собственной лени перестали читать книги, и, соответственно, думать. Их больше не волнует происходящее за окном, чувства и проблемы близких, им даже плевать, кто близкий, а кто нет. Единственное, что важно — удовлетворение своих потребностей, получение удовольствия. Так и формируется каста, которой легко управлять. Пока общество пребывает в праздничном увеселении, государство сжигает книги, которые могли бы заставить этих самых праздных людей сомневаться.

Эта книга позволяет задуматься о том, как нам навязывают технологии, которые якобы облегчают нашу жизнь, но при этом приводят к деградации мышления, а вместе с ним и убеждений. Брэдбери показывает, как изменилось наше восприятие и как на него стали влиять извне. Он побуждает нас выглянуть за пределы нашего информационного кокона, оглядеться вокруг и понять, что общество нуждается в срочном лечении. Возможно, начать стоит с себя?
Fahrenheit 451 Video game (игра по книге Брэдбери)
Позже по мотивам романа была создана одноименная компьютерная игра в жанре текстового квеста.

События игры происходят спустя 5 лет после окончания основной сюжетной линии. Ваша цель — помочь Гаю Монтагу, главному герою романа, скрыться от властей и вступить в ряды подпольного движения. Игроку предстоит много читать и следить за иллюстрациями. Иногда нужно будет вводить ответы с клавиатуры. На первый взгляд ничего особенного, но сложность в том, что по разным причинам игрок часто будет умирать.

Продолжать этот антиутопичный список можно еще очень долго, но суть будет одна: нужно читать, думать, иметь свое собственное мнение и «мотать на ус». Познакомившись поближе хотя бы с парой из этих произведений, вы уже по-новому взглянете на нынешний мир, и, возможно, он откроется для вас с другой стороны.
Что почитать еще?