19 мая/ 2023
«Главное для диспетчера – стрессоустойчивость»
Текст: Анастасия Кузьмичевская
Редактор: Ася Нарциссова
О профессии авиадиспетчера мало известно. Их работа почти не заметна для пассажиров. Однако без них не может состояться ни один полет. О принятии важных решений, стрессе на работе рассказывает Александр Деренский, старший диспетчер смены в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Он уже 9 лет работает диспетчером и каждый день отвечает за несколько сотен жизней.
Начало пути

Когда я только поступал в университет на авиадиспетчера, я думал, что авиадиспетчер — это работа только в аэропорту или на вышках. И когда уже пошел учиться, то в процессе узнал, что есть большая структура, куда входит несколько видов диспетчерского обслуживания. Позже мои ожидания от работы не совпали с реальностью, потому что работа диспетчером оказалась сложнее и ответственнее, чем я себе представлял в университете.

Сейчас мой рабочий день начинается с того, что мы приходим за час до начала рабочего дня, потому что необходимо пройти медицинский контроль. Там нам измеряют давление, пульс, могут проверить на состояние алкогольного опьянения. Через час начинается инструктаж, где нам говорят всю информацию о погоде, о состоянии аэродрома и об ограничениях, с которыми мы можем столкнуться. После инструктажа руководитель полетов доводит задачу до смены, и мы заступаем на дежурство.
Александр Деренский за рабочим монитором в МЦ АУВД
Фото: Анастасия Кузьмичевская
В мои обязанности как старшего диспетчера входит организация деятельности рабочей смены, распределение людей на секторы. Это нужно, чтобы было равное количество людей на секторах и чтобы они взаимно друг друга заменяли и получали равноценный отдых. А обычный диспетчер осуществляет управление воздушным движением, следит за самолетами по монитору, ведет радиосвязь с экипажем.
Сотрудник согласовывает полеты в зале по использованию воздушного пространства
Фото: сайт Госкорпорация по ОрВД
Сложности в работе диспетчера

Это не рутинная работа. Тут иногда требуется импровизация. Надо заранее прогнозировать воздушную обстановку, выстраивать очередность. Например, до пандемии, бывало, по 20 самолетов на связи одновременно, то есть был непрерывный разговор с пилотами, который приходилось контролировать.
Смена диспетчеров управляет воздушным движением в рабочем зале
Фото: сайт Госкорпорация по ОрВД
Иногда существует опасность сближения самолетов. В этот момент главное для диспетчера – стрессоустойчивость. Надо стараться учесть все факторы и принять оптимальное решение, чтобы развести два самолета. После сдачи дежурства можно пойти и посмотреть видео по специальной аппаратуре, что привело к такой ситуации.
Логотип Госкорпорации по ОрВД
Фото: Марина Лысцева/Livejournal
После напряженной ситуации можно выйти пройтись на улицу или сходить в комнату эмоциональной разгрузки. Это комната для сотрудников, где они могут отдохнуть во время смены. Там есть массажные кресла, аквариум, даже игровая приставка. Иногда могут включать расслабляющую музыку.
Здание МЦ АУВД снаружи
Фото: сайт Госкорпорация по ОрВД
Но я считаю, что в центре должен быть штатный психолог, потому что некоторым людям он может помочь разгрузиться эмоционально. Смены бывают разные и не каждый может справиться со стрессом самостоятельно. Но у нас в центре должности психолога нет. В других центрах в России, насколько я знаю, есть штатный психолог. Мы только каждые три года проходим обучение, повышение квалификации, и там есть предмет психология.
О работе в текущий момент

Россия закрыла свое воздушное пространство для самолетов из Евросоюза, и из-за этого количество работы в разы уменьшилось, к сожалению. При таком движении диспетчеру даже скучно становится смотреть в экран. Но не смотря на это, у меня нет тревоги по поводу потери работы и так далее. Даже никогда не было мысли сменить сферу деятельности. Наоборот, с каждым годом нравилось все больше и больше. Хотелось стремиться к чему-то большему, изучать новое. Думаю, что с работой все будет нормально. Движение рано или поздно восстановится.
Рабочий зал диспетчеров
Фото: Марина Лысцева/Livejournal
Диспетчер VS Искусственный интеллект

В ближайшем будущем компьютер не сможет полностью заменить человека. Техника может сломаться, могут произойти хакерские атаки и тогда вся система будет выведена из строя. Поэтому в ближайшем будущем компьютер точно не заменит человека в авиационной области. В связи с этим работа диспетчера перспективна. Когда люди начнут возвращаться к привычной жизни после всех сложных моментов, когда откроют воздушное пространство, то потребуется больше авиадиспетчеров, больше пилотов. Поэтому я думаю, что в целом, авиационное направление очень перспективное.
Boeing 737 в аэропорту Внуково
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?