4 мая/ 2022
Почему инфоцыгане
до сих пор в авторитете?

Авторы: Анастасия Евсикова, Кристина Евсикова, Карина Панина
Редактор: Елизавета Зуева
Иллюстрации: 13chrisart, Anton Fritsler
Инфоцыгане продают курсы, тренинги, книги и другие обучающие материалы, не несущие никакой реальной ценности. Как им это удаётся? Почему им до сих пор верят и доверяют?
В наше время уже нет смысла объяснять роль СМИ для общества. Все просто. Интернет дает возможности и является сетевой инфраструктурой больших масштабов, а мы ее добровольные пользователи. И все же есть большое «Но». В такой системе можно столкнуться с троллингом, киберпреступлениями, кибербуллингом, как и в каждой структуре общества. А если затрагивать тему мошенничества, то обратить внимание стоит на количество жертв.

По статистическим данным издания и информационной бюллетени «The Bell»* (Минюст признал СМИ-иноагентами основательницу The Bell Елизавету Осетинскую и главного редактора издания Ирину Малкову), можно убедиться, как сильно вырос процент интернет-мошенничества за время самоизоляции. Несмотря на улучшение ситуации с пандемией, цифра, к сожалению, увеличивается. Неужели примеры пострадавших мало влияют на них? Откуда такое доверие, и почему масштаб этих преступлений только увеличивается?
Русские инфоцыгане

С каждым годом дистанционное обучение в РФ становится все более актуальным. По причине развития информационных технологий онлайн-уроки стали намного комфортнее, не говоря уже о бизнес-встречах и международных конференциях. В связи с этим число желающих проводить свои собственные тренинги увеличивается. Появляются лидеры мнений на онлайн-платформах, и их показной успех заставляет людей просить о помощи и проводить любые тренинги. Таким образом создаются совершенно разные онлайн-курсы.

В России были выявлены и раскрыты многие собственники курсов, например, марафоны российского спикера Елены Блиновской, которая по сей день является известным блогером среди не только молодого поколения. Она известна как автор и ведущая марафона личностного роста «Марафон желаний». Кроме того, у Елены есть еще несколько проектов: «Стань и получишь», «Финансовый марафон», «Предназначение» и «Про отношения». По информации Forbes, аудитория тренингов составляет свыше ста тысяч человек, а прибыль от курсов оценивается в 300 миллионов рублей.

Блиновская заверяет людей, что может помочь реализовать свои мечты с помощью психологии. Довольно быстро из простого блогера она превратилась буквально в самого обсуждаемого человека в Сети. Теперь ее тренинги прошли не меньше 300 тысяч человек. Среди отзывов встречается много положительных рекомендаций, но есть и те, кто такие тренинги называет чистой воды «разводом». Возникает вопрос: и вправду Елена Блиновская является профессиональным Инстаграм-психологом или ее можно назвать новым мошенником?
Инстаграм-психологи — новые миллионеры

Не забываем, что создатели таких подозрительных онлайн-курсов — в основном публичные люди с большой аудиторией. Преимущество русской формы коуч-бизнеса — смешать одну часть личной инстаграм-харизмы с двумя частями алгоритмизированной популярной психологии. Таким образом можно с минимальными начальными инвестициями утешать разведенных жен и мотивировать их на успешную самостоятельную жизнь. С технической стороны онлайн-курсы устроены просто: вдохновляешься личностью, подписываешься на курсы, получаешь задания и избавляешься в заданном темпе от предрассудков.

Свои комментарии о курсах Блиновской также дала конфликтолог РАНХиГС Ольга Крапивина.
— Я сама лично проходила марафон Блиновской. В нем есть много полезных упражнений. Почему же он популярен? Блиновская продаёт чудо. Она говорит, что нам нужно настроиться на космическую энергию, и даёт помечтать как следует. Потом, возможно, результат у вас появится, а может и нет. Этого никто не знает. Полезность марафона можно будет оценить через некоторое время.
Типичная жертва инфоцыган

Инфомошенничество — отсутствие экспертности. Проблема нечетких результатов онлайн-обучения часто заключается в нас самих. Мы не всегда знаем, что хотим получить от того или иного курса. Вместо конкретного алгоритма людям предлагается поверить в магическую формулу.

Директор «Коучинг-центра Станислава Гринберга» Евгений Гринберг обозначает таких людей «потеряшками» — это потребители, которые утратили смысл работы и жизни. Нередко это женщины после декрета, люди, чей бизнес провалился, или те, кто не может найти себя в жизни.

Типичная жертва инфоцыган, по версии Платона Маматова, директора коммуникационного агентства Magic, Inc, обладает определенным складом ума и характером, ведет особый образ жизни — это мечтатели, верящие в чудеса.

Только способность к критическому мышлению, умение скептически относиться к получаемой информации — то, что сможет защитить от инфоцыган.
Поколение Y с малых лет начало читать рассказы онлайн и пыталось что-то сочинять самостоятельно. Самый известный и крупный в России архив с фанфиками появился в 2009 году и существует до сих пор именно из-за этих ребят.

Многие известные авторы начинали с Wattpad и «Фикбука». Сейчас их книги стоят на полках магазинов и переводятся на все языки мира. Возможно, некоторые произведения покажутся вам примитивными, но романы раньше тоже не считались серьезной литературой, несмотря на их огромную популярность.

Многие ребята сейчас занимаются печатью любимых фанфиков и их продажей неофициально. Конечно, они запрашивают разрешение у автора на печать, но я сомневаюсь, что все они отдают ему хоть какой-то процент с продаж. Тираж маленький, обычно это 50-100 копий, но это уже что-то. «Игрик» до сих пор любит держать в руках «живую» книгу, даже если это тяжело и неудобно. Они видят в бумажных экземплярах некую эстетику, поэтому готовы потратить последние деньги на покупку своего любимого фанфика, который есть в открытом доступе в интернете, просто чтобы иметь его физическую копию.
Почему верим?

С точки зрения психологии все эти попытки получить решение своих проблем в одном флаконе говорят о низком уровне ответственности за себя. Нам гораздо проще заказать услуги гадалки и приворожить суженого, чем разобрать свои ошибочные убеждения с психологом. Когда бизнес забуксовал, нам требуется мотивация или конкретные знания. За первым люди и идут на обучение к инфоцыганам. Там всегда можно послушать про «успешный успех» и вспомнить давно забытые истины.
Но есть и обратная сторона медали. Покупка курса становится отмазкой для апатичных и не инициативных. Пусть гуру сделает меня богатым и успешным.
Таким образом, именно визуальный образ лектора можно считать ключом к успешному инфобизнесу. По этой причине мошенники полюбили YouTube и Instagram*, где можно часто светить лицом и продавать себя как эксперта в любой области. Так что, доверять, но не забываем проверять.

*Meta решением Тверского районного суда Москвы признана экстремистской организацией, Instagram и Facebook запрещены на территории РФ.
Что почитать еще?