– Какие темы сегодня, на ваш взгляд, требуют более широкого обсуждения в российских медиа? Почему?
– Скорее всего это проблемы людей с ограниченными возможностями, чаще мы не замечаем их просто потому, что их нет в медиапространстве, нет на улице. Но и у этого есть логичное объяснение – для людей с ограниченными возможностями попросту нет условий: для работы, досуга и банального «выйти за хлебом». В моем городе нет нормальных пандусов, светофоров со звуком для инвалидов по зрению, зато в нем есть люди, которые нуждаются во всем этом.
Не менее актуальны вопросы сохранения культуры и языка народов РФ, да, существуют какие-то программы, но, к сожалению, языки умирают, несмотря на то, что какая-то видимость работы над этим есть.
В целом в российских медиа очень мало уделяется времени на рассмотрение проблем дискриминации по разным признакам. Ответа на вопрос «почему?» у меня нет.
– Размышляя над современным состоянием российских медиа, можете ли вы описать тенденции, которые наблюдаются в последние годы? Какой российский журналист вступает в двадцатые годы?
– Если смотреть на российскую журналистику сквозь призму «осовременивания», то можно с уверенностью сказать, что значительная часть программ уходит в интернет-пространство, доказывая, что эта площадка более удобная, более открытая и более свободная от цензуры, устанавливающейся при работе в конкретной редакции. Это если не вспоминать вопрос самоцензуры, конечно.
Можно также отметить тенденцию, что те люди, которые были у истоков телевизионной российской журналистики, переходят в уже не новое пространство YouTube. К примеру, некогда популярная программа «Намедни» спустя почти 15 лет вернулась на канал Леонида Парфенова «Парфенон» на YouTube. Проект трансформировался, спустя какое-то время поменял название из-за претензий НТВ, но в конечном итоге всё равно остается популярным. Возрос интерес к такому жанру, как интервью, причем с какими-то полудокументальными вкраплениями. К примеру, «Вдудь» Юрия Дудя, «А поговорить?» Ирины Шихман, «Редакция» Алексея Пивоварова, «Еще не Познер» Николая Солодовникова. В целом, думаю, что такой жанр будет развиваться, контента будет все больше, так как у аудитории есть спрос на такую журналистику. Всё же блогерами этих людей не совсем корректно называть.
Вдобавок ко всему, пандемия коронавируса показала всем нам, что для того, чтобы делать хороший продукт, необязательно сидеть в красивой студии с десятком камер, режиссерами и гримерами, все это можно сделать самому при помощи ноутбука и Интернета. Хороший пример - выпуск Дудя о Кремниевой долине и «домашние» выпуски «Редакции» Алексея Пивоварова.
– Какую роль по вашему мнению играют современные СМИ в общественной жизни России? Менялись ли эти задачи в последнее десятилетие?
У российских СМИ, как и у СМИ других стран, есть много функций: информационная, воспитательная, просветительная и пропагандистская. К сожалению, или, может, для кого-то наоборот, в последние годы идет явная асимметрия в сторону последней функции. Все это в конечном счёте приводит к недоверию к СМИ.
– На какие последствия сегодня вы рассчитываете, обнародуя свой материал?
– Отвечая на этот вопрос, нужно уточнить, какой конкретно жанр материала выходит. Если это специальный репортаж на злободневную тему, то, конечно, условно «не продажный» журналист будет рассчитывать на разрешение проблемы – это в лучшем случае. Но на первом этапе следует понимать, что если на твой материал хотя бы обратили внимание в таком огромном информационном потоке, то это уже маленькая победа, которая в дальнейшем поможет разрешению проблемы, о которой говорилось в спец.репе.
– В чем и как проявляется ответственность журналиста сегодня? Что сегодня означает для журналиста его репутация?
– К сожалению, работая на региональном ТВ, я замечаю тенденцию недостаточного фактчекинга. И такая неряшливость проявляется не только у моих республиканских коллег, но и у федералов. Журналисты не всегда проверяют достоверность информации и даже не пытаются проверить источник, зачастую это происходит в погоне за горячими новостями. Заканчивается это по- разному, но даже в малейшем искажении проявляется лицо журналиста. Иногда изменение данных случается по некомпетентности, иногда это происходит нарочно.
– Какая подготовка журналиста обеспечивает ему качественное выполнение профессиональных обязанностей сегодня?
– Думаю, что журналист, который берется за какую-либо тему, прежде, чем поехать к любому спикеру, должен настолько хорошо разобраться, чтобы в случае чего самому выступить экспертом по этой теме. К примеру, я отдаю предпочтение документальным жанрам, а именно – историческим очеркам, что означает тщательное изучение вопроса: дни и даже недели в библиотеках, архивах, сотни страниц газет столетней давности. Помимо внутреннего содержания нужно красиво упаковать свой продукт, если говорить о ТВ, то это непременно красивая картинка, монтаж, звуковые эффекты и визуализация, нельзя забывать и о языке. Средства художественной выразительности в дискурсе российских СМИ постепенно уходят на второй план, особенно в информационных жанрах.
– Какую роль сегодня выполняет аудитория в формировании медиаповестки? Что должны учитывать медиа сегодня, устанавливая контакт с аудиторией?
– Медиаповестку скорее формируют события, ну а их в свою очередь люди. Это стихийный процесс, как-то упорядочить его нельзя, но нужно учитывать мнение своей аудитории, если говорить о специфике или специализации СМИ. При этом нужно понимать, что полностью прогинаться не стоит, ведь массмедиа также формируют взгляды, воспитывают и вырабатывают вкус у аудитории.