10 мая/ 2021
История рабства в арабском мире и современный Тунис
Автор: Анастасия Некипелова
Редактор: Верченко Лариса
Иллюстрации: Tim Boelaars, Jorrien Peterson
В последний год мы много обсуждаем рабство и расизм в Америке, но совсем не говорим об этом в контексте других стран.
В октябре 2020 года Тунис сделал еще один шаг в борьбе с расовой дискриминацией: мужчине разрешили убрать часть имени, указывающую на рабское происхождение. В этой статье мы погрузимся в историю арабской работорговли и подробно остановимся на ситуации в Тунисе.


История арабской работорговли

Арабская работорговля началась в IX веке, когда арабы завоевали контроль над побережьем Суахили (современная Кения, Мозамбик и Танзания). На протяжении веков они захватывали людей из племен Зинджи, перевозили их через Индийский океан и продавали в странах Среднего Востока. Ежегодно таким образом в рабство попадали десятки тысяч человек. В арабских странах зинджи выполняли сельскохозяйственные работы и трудились в соляных шахтах.

Также темнокожие рабы прибывали в исламский мир из Западной Африки: через Сахару в Марокко и Тунис, из Чада в Ливию, из Южной Африки по Нилу в Египет. Турецкие рабы из степных земель продавались в Самарканде и других мусульманских городах Центральной Азии и оттуда экспортировались в Иран.

В средние века новым источником рабочей силы стала Центральная и Восточная Европа. Иногда и сами арабы становились рабами в мусульманских странах. Мужчин могли кастрировать, а женщин отправляли в рабство африканским правителям.

Во времена Османской империи существовала особая система "девширме": мальчиков из христианского деревенского населения набирали на службу государству в военных и гражданских целях. Эта система просуществовала до начала XVII века, а к концу столетия османское вмешательство в Европу было остановлено. Тогда рабов начали выманивать у грузин и черкесов, которые славились своими красивыми женщинами и смелыми мужчинами. Девушки оказывались в гаремах, а молодые люди – в армии. После завоевания Кавказа Россией в начале XIX века поток рабов из этих стран уменьшился. Другим источником было Крымское ханство, ежегодно привозившее рабов в Турцию. С аннексией Крыма русскими в 1783 году этой торговле пришел конец.

В XIX веке большинство рабов поступало в Османскую империю из Африки. Большим спросом пользовались жители Эфиопии. В основном они становились домашней прислугой или сельскохозяйственными рабочими. Кроме того, рабы могли занимать должности водовозов, пастухов, погонщиков верблюдов, прачек, поваров. Некоторым удавалось стать чиновниками или телохранителями правителя, а также управляющими у богатых купцов. Эфиопские девушки были одними из самых ценных наложниц. Они вели зажиточный образ жизни и становились любовницами элиты.


Покупка рабов

Покупка рабов осуществлялась на специальных рынках. В Северной Африке главные базары располагались в Марокко, Каире, Алжире. Когда привозили новых людей, первыми свой выбор делали государственные инспекторы, затем чиновники и в конце - частные лица. Потенциальные покупатели внимательно осматривали «товар», оценивали состояние здоровья.

Цена зависела во многом от этого параметра, при этом женщины ценились выше мужчин. Они не только выполняли домашние обязанности, но и попадали в сексуальное рабство и служили для рождения детей. За темнокожих мужчин просили 200-300 дирхам [денежная единица Объединённых Арабских Эмиратов*-прим.ред.], а за женщин – не менее 500. Самыми привилегированными среди рабов были артисты. Цена на них варьировалась от 10 до 20 тысяч дирхам.

Рабов часто обменивали на различные предметы: в Судане - на ткань и безделушки, в Магрибе - на лошадей. В городах в пустынях в качестве оплаты использовались куски ткани, керамика, украшения и красители.


Жизнь и занятия рабов

Эксплуатация рабов осуществлялась в основном в деревнях, за городом, поэтому об их жизни мало что известно. На юге Туниса они занимались сельским хозяйством, в особенности ирригационными работами. Именно в этих районах рабство продолжалось и в XX веке. Рабов сгоняли в большие поселения, где они работали в группах. Их часто нанимали крупные землевладельцы или короли. Рабочие занимались выращиванием хлопка и сахара, трудились на государственных рисовых плантациях. Рабы в Тунисе практически не были задействованы в трудоемких секторах. В ткачестве и изготовлении кожаных изделий были заняты местные свободные люди.

Военные рабы занимали особое положение среди остальных. Ими становились турки, привезенные из Евразийской степи, Центральной Азии и современного Китайского Туркестана. В Средние века в мусульманской Испании и Северной Африке славяне и кавказцы становились военными рабами, а вот темнокожие редко достигали такого статуса.

Высший по рангу раб занимался поддержанием порядка среди групп и урегулированием споров между рабами и хозяевами. Правительство предоставляло рабам значительную автономность, а они в свою очередь были лояльны власти. Они имели свои собственные религиозные организации - братства, выполняющие роль семьи или племени, куда рабов принимали после освобождения от власти хозяина.
Отмена рабства в Тунисе

29 апреля 1841 года Ахмад I ибн Мустафа беседовал с британским офицером Томом Ридом, который посоветовал ему запретить работорговлю. Сам Ахмад I был сыном раба и хотел бороться с расизмом. В тот же день он решил отменить рабство. В августе Ахмад I закрыл рынок рабов, а в декабре 1842 года заявил, что все, родившиеся в стране в дальнейшем, будут свободны.

Окончательная отмена рабства во всей стране была объявлена в указе от 23 января 1846 года. В течение второй половины XIX века большинство бывших рабов сформировало городской низший класс. Эти люди работали продавцами хлеба, уличными торговцами, домашней прислугой или становились преступниками, которых ловили за пьянство и мелкое воровство. Бывшие рабы получили свободу, но оказались на дне жизни, в нищете.

В других арабских странах ситуация была намного хуже. Во время Второй суданской гражданской войны (1983–2005 гг.) люди продолжали попадать в рабство. В Мавритании оно было окончательно криминализировано только в августе 2007 года. Сравнительно недавно рабство было отменено в Омане (1970 г.), Катаре (1952 г.), Саудовской Аравии и Йемене (1962 г.).


Современный Тунис

Тунис стал одной из первых стран, которая отменила рабство. Кроме того, важный шаг был сделан в 2011 году. Тогда в Тунисе произошла революция, а в 2014 была принята новая Конституция. Она официально закрепила равенство мужчин и женщин.

Тем не менее, дискриминация в отношении темнокожих жителей продолжается до сих пор. По неофициальным оценкам Al-Jazeera они составляют 10-15% населения страны. Ежедневно темнокожие тунисцы сталкиваются с дискриминацией. Они страдают от физического и словесного абьюза. Представители движения Black Lives Matter в Тунисе отмечают, что многие люди продолжают использовать оскорбительную лексику в отношении темнокожих граждан. Они называют их «ousif», «kahlouch», «galgala» - все эти слова являются синонимами существительного «раб» или «черный».

В школах дети сталкиваются с дискриминацией: учителя относятся к ним с пренебрежением, буллят [систематически физически или психологически прессингуют человека в рамках замкнутой общественной группы*- прим.ред.] их. Al Jazeera в своем фильме о Тунисе приводит пример реальной сегрегации: в одном из городов темнокожих детей перевозят на отдельных школьных автобусах с целью прекратить смешанные браки. Студенты, ежегодно приезжающие в Тунис из Черной Африки, также сталкиваются с дискриминацией: им задерживают выдачу виз и ограничивают доступ к медицинской помощи и поиску работы. Каждый день водители такси отказываются везти темнокожих пассажиров, владельцы магазинов не обслуживают их, а семьи запрещают межрасовые браки. Кроме того, темнокожим жителям сложнее подняться по карьерной лестнице. Чаще всего им приходится занимать низкооплачиваемые должности. Многие кафе и рестораны нанимают только темнокожих, потому что по-прежнему воспринимают их как слуг.

Эйя, темнокожая жительница Туниса, подтверждает эти слова: «В современном Тунисе много дискриминации. Например, когда мы идем по улице, можем услышать оскорбления в свой адрес. Такая же ситуация на работе и в школе. Преподаватели проявляют расизм по отношению к студентам, родители – к учителям». Кроме того, девушка говорит о том, что «в правительстве нет ни одного темнокожего министра, а на ТВ – ведущего». Эйя поддерживает движение Black lives matter и публикует короткие ролики в Инстаграм на тему расизма: «Протест – это способ отправить сообщение обществу. Я думаю, что осведомленность играет большую роль в решении проблемы».

Тунис был единственной арабской страной, присоединившейся к протестам движения BLM в Америке, связанным со смертью Джорджа Флойда. Сазонова Кира Львовна, доцент РАНХиГС и кандидат политических и юридических наук, говорит, что «в Тунисе идеи BLM популярны уже почти пять лет. В 2016 году прошли первые митинги с данным лозунгом».

Летом 2020 акции были организованы сообществом по борьбе с расизмом Mnemty и Тунисской ассоциацией поддержки меньшинств. Протестующие требовали прекращения насилия и дискриминации в мире и конкретно в Тунисе. Активисты держали плакаты с надписями: «We all bleed the same colour» (В нас всех течет одна кровь), «No freedom till we're equal» (Никакой свободы, пока мы не будем равны) and «Your fight is my fight» (Твоя борьба – моя борьба). Кира Львовна считает, что «такую остроту, как в США, движение вряд ли наберет, просто потому, что масштаб BLM в Америке, в значительной степени, связан с особенностями американского гражданского общества, а также с особенностями правоохранительной системы США».

В октябре суд Туниса разрешил 81-летнему мужчине убрать часть имени, указывающую на рабское происхождение. Это первое постановление такого рода в стране и, возможно, именно оно поможет в борьбе с расизмом. Многие семьи Туниса являются потомками рабов и имеют в своем имени слово «atig». Дословно оно переводится как «используемый».

Кира Львовна отмечает неоднозначность кейса с именем: «С одной стороны, тенденция является позитивной. С другой стороны, смена имени не поможет переписать прошлое. Например, Вашингтон, самая популярная фамилия у потомков бывших рабов в США, всегда была основой для социальной самоидентификации и ощущения связи с историческими корнями». Эксперт утверждает, что в Тунисе «такого социального расслоения, как в странах Запада, все-таки не наблюдается», хотя «у чернокожего населения ниже уровень доходов и образования, чем у арабского населения».

Вопрос о запрете «рабского» имени был поднят еще в 2017 году, и только 14 октября 2020 удалось добиться рассмотрения дела. Большую роль в этом деле сыграл закон №50, который устанавливает уголовную ответственность за любую дискриминацию. Он был принят в октябре 2018 года. Тунис стал первой африканской и арабской страной, принявшей подобное постановление. Теперь уголовному преследованию подвержены лица, использующие оскорбительные выражения, подстрекающие к ненависти и пропагандирующие расизм. Наказанием за эти действия будет тюремный срок до 3 лет или штраф от 300 до 1000 евро. Поводом для принятия закона стало нападение на человека из Кот-д'Ивуара, которое вызвало бурную реакцию в Интернете и среди представителей общественных организаций. Тем не менее, претворение закона в жизнь идет довольно медленно. На сегодняшний день был вынесен только один приговор в пользу жертвы дискриминаций. В феврале 2019 года женщину приговорили к 5 месяцам тюрьмы за нападение на темнокожего школьного учителя за то, что он выставил ее дочь из класса.

Эйя говорит, что «сначала была рада принятию закона и думала, что он сможет защитить ее и ее права как черной женщины». Однако как мы упомянули выше, применение постановления практически не заметно в реальной жизни. Эйя поддерживает запрет на использование слова «atig» в имени: «Несправедливо называть кого-то рабом только из-за его кожи или расы. Мы все люди, мы должны иметь равные права и жить в мире».

В последнее время в мире наблюдается определенная тенденция – люди стремятся избавиться от мрачных страниц истории, своего прошлого. На этот счет Кира Львовна говорит: «Я полагаю, что полное избавление от прошлого, связанного с работорговлей (как и от любого другого прошлого), невозможно. Более того, знание и принятие собственного прошлого представляются важнейшими факторами дальнейшего прогресса. У государств Северной Африки, действительно, тяжелое наследие в плане рабовладения, хотя именно Тунису есть чем гордиться – он стал первой страной в арабском мире, в которой рабство отменили еще в 1846 году. Другой вопрос, что сегодня борьба с колониальным наследием стала важным политическим трендом во всем мире. В связи с этим, в любой стране, в истории которой фигурировали страницы, связанные с рабством, будут, так или иначе, периодически возвращаться к данной тематике».

Тунис уже сделал несколько важных шагов в сторону толерантного и равного государства. Самое главное – то, что повышается осведомленность общества, люди начинают говорить о проблеме, выходят на улицы с акциями протеста. Посмотрим, возможно, именно Тунис станет первой арабской страной, полностью избавившейся от расизма и любого проявления дискриминации.
Что почитать еще?