Претензии по поводу отсутствия гендерного, расового и вообще какого-либо разнообразия в академии вполне
разумны. Притом что официально членство открыто для всех, получить его не так-то просто. Новые члены отбираются раз в год, а для того, чтобы тебя пригласили, два действующих члена должны тебя поддержать. Комитеты и совет академии затем рассматривают заявки новичков, которые должны быть действующими и выдающимися участниками современной киноиндустрии. Поскольку публично членство не обсуждается, невозможно на конкретных примерах судить, кто выступает за кого – в результате столь непрозрачной системы особо резкие критики считают академию почти мафиозной организацией, работающей «для своих».
Однородность членства действительно представляла реальную проблему, поскольку решения академии – это ни что иное, как отражение вкусов людей. Точнее, более, чем в 50% случаев – отражение вкусов белых мужчин старше 60 лет.
Сексизмом пронизаны и номинации. Главная причина в том, что женщин в целом в сфере не так много и им тяжелее добиться тех же позиций, что и мужчинам. В числе успешных и признанных сценаристов и режиссеров их меньше не потому, что они хуже умеют делать свою работу, а потому что следуя традициям реже выбирают такую профессию, а продюсеры чувствуют себя увереннее, отдавая фильмы в руки мужчин.
Другой аспект откровенного сексизма совсем на поверхности. До сих пор такие крупные мероприятия, такие, как «Оскар» и Каннский кинофестиваль, прописывают в дресс-коде обязательное (конечно, для женщин) ношение туфель на каблуках. К примеру, голливудская стилистка Джессика Пастер
рассказывает: одевая клиенток на красную дорожку, она всегда кладёт им в сумку мазь с лидокаином.
Иронично, что даже в «самом феминистском супергеройском фильме» Чудо-женщина
спасает мир на каблуках.
В 2018 году голливудская актриса Кристен Стюарт разулась на глазах у сотен журналистов и поклонников, проходя по красной ковровой дорожке Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах. Она сразу же стала героиней дня.
Поворотной точкой для «Оскара» стал 2015 год: тогда сразу после объявления номинантов награды Американскую киноакадемию и самих академиков начали обвинять в скрытом расизме – в актерских категориях не оказалось ни одного чернокожего актера. От присутствия на торжественном вечере отказался режиссер
Спайк Ли, обладатель почетного «Оскара-2015», и актриса Джада Пинкетт-Смит, супруга Уилла Смита. Спайк Ли объявил о своем решении в социальной сети Instagram:
«Как стало возможным, что второй год подряд все двадцать претендентов на актерские призы оказались белыми?» – спросил он.
Ли с горечью вспомнил, что его каждый год просят прокомментировать отсутствие чернокожих кандидатов на «Оскар», и добавил, что теперь он хотел бы задать тот же вопрос академии.
Всё начало меняться? На данный момент главный тренд всех крупнейших кинофестивалей – это присутствие в индустрии женщин, представителей небелого населения и членов ЛГБТК+-сообщества. На это повлияли и четвертая волна феминистского движения, и Black Lives Matter, и, как ни странно, пандемия COVID-19. В 2021 году впервые за всю историю премии в категории «Лучший режиссер» номинированы сразу две женщины. Это кинокартины «Земля кочевников» Хлои Чжао и «Девушка, подающая надежды» Эмералд Феннел. Эти малобюджетные, но безусловно талантливо снятые малобюджетные фильмы обладали большими шансами на выживание, чем блокбастеры. Карантин затруднил съемочный процесс больших картин, которые постоянно переносили релизы, тем самым, проложили дорогу к славе менее распиаренным и финансово затратным конкурентам.
Начиная с 2024 года фильмы, претендующие на «Оскар», номинации «Лучший фильм», должны будут соответствовать новым требованиям, которые в свете последних тенденций сформулировала Американская киноакадемия. Список новых правил состоит из четырех пунктов, и, чтобы пройти отбор в номинацию, картина должна соответствовать хотя бы двум из них.