Поворачиваю на улицу Никитина. Тут всё из дерева. Фон для кино о Древней Руси. Осталось только убрать принтер Panasonic с подоконника первого этажа дома 113, и можно снимать.
В сине-желтых византийских крышах и будто обгоревшем красном кирпиче узнаю Покровский кафедральный собор. Мужчина, сидящий буквой «С», обедает напротив трапезной. «Что ищете?», — останавливает меня. «Ничего, просто гуляю».
У входа в собор висит плакат, симулирующий мозаику. Знаю, так обычно делают, когда оригинал утерян или уничтожен. Спросила у свечницы, что с ним случилось. Та подозрительно на меня посмотрела, прежде чем ответить: «Не знаю». Стою в парадной. Тут и фрагменты из старых газет, и памятка поведения в храме, и молитвы, и даже напечатанные статьи о вреде женских трусов-стрингов и критическом отношении к целителям и ясновидцам — чтиво на любой вкус.
Пахнет свечами. Три золотые люстры свисают с потолка. Стены изобилуют библейскими сюжетами. Пока я рассматривала фреску Нестора Летописца, в собор вошла женщина, молилась Деве Марии. Потом еще одна — долго стояла возле алтаря, три пальца снова и снова выводили крест в пространстве, а губы целовали образ Христа. Бегающие глаза споткнулись о церковнославянские буквы: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род». Буду знать. Прихожанка убирает потухшие свечи и уходит. Я иду за ней.
Остановка «Анатолия». Запах булок. Дорога на автобусах нещадно съедает время. Еще и пробки. Женщина-кондуктор с собранными в пучок волосами вежливо отвечает на надоедливые вопросы нетрезвого пассажира. Выхожу у «Аллеи Ветеранов», но там закрыто. Направляюсь к центру города. Ботинками расчищаю осеннюю листву и прохожу местные достопримечательности — Художественный музей, памятник «Переселенцам». Вижу «Дом под шпилем» — мне туда.
В доме — «Буфетъ Центральный». Захожу внутрь. На стене висит фрагмент из «Сотворения Адама», рядом написано: «На фреске Микеланджело Сикстинской капеллы пальцы Бога вытянуты до максимума, но палец Адама останется с последней согнутой фалангой. Смысл сюжета в том, что Бог всегда находится рядом, но решение остается за человеком». Иду в уборную помыть руки, надпись на двери: «Не сиди просто так, думай о чем-нибудь». Везде смыслы.
Сердце Барнаула. Бетонный Ленин возвышается. И в каком городе России его нет? Как говорят местные, это излюбленное место велосипедистов и скейтеров. Западнее — интеллектуальный центр Барнаула — Алтайский государственный университет. Восточнее — центральный отель, рестораны и кофейни. Позади — правительство, а за ним — барнаульские «Лужники», «Титов-Арена». Висят плакаты Басты, группы «Руки Вверх» и Лепса — всем по интересам. Там же — площадь Сахарова, обычно собирающая всех неравнодушных на митингах и политических акциях, и театр драмы — сейчас здесь молодежь сидит с бутылками пива, а днем показывают «Короля лир» Шекспира.