9 декабря / 2021
Третьяковская галерея: «Живое вещество»
Автор: Гуськова Татьяна
Редактор: Полина Панова
В продолжении серии статей про посещение мероприятий по Пушкинской карте, стоит отметить, что Третьяковская галерея не отстает от других арт-экспозиций. Корреспонденту «Libera!» удалось посетить выставку в западном крыле Третьяковки и поделиться своими впечатлениями оттуда.
Куратором выставки являлась Юлия Аксенова. Она работает научным сотрудником Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. В 2008–2010 работала в Образовательном отделе Центра современной культуры «Гараж», с 2010 по настоящее время является куратором Центра.

«Манифест» – этими словами открывается выставка.

«Найди свою эмпатию. Дай ей дорогу. Прими ее. Будь добрым». Выставка «Живое вещество» посвящена волнующим сегодня все человечество процессам эволюции экосистемы нашей планеты, новым принципам экологического мышления, возможным моделям сосуществования людей, животных, органического и неорганического мира. Название проекта обращается к философскому наследию российского ученого Владимира Вернадского, идеи которого звучат необычайно актуально в контексте новых подходов к осмыслению отношений между человеком и природой.

На выставке собраны работы совершенно разношерстных художников, о самых запоминающихся мы расскажем в нашем материале.
Кносс 1995
Астрид Минтекер

Астрид исследует отношения между природой и человеком. Тема серии «Отшельник» – это связь климата и эволюции, мифологии и научной фантастики.

В основе серии – скульптуры раковин, каждая из которых стала средой обитания человека-отшельника, как если бы они стали одним существом, адаптируясь к изменениям климата.
Джузеппе Ликари

Итальянский художник, который родился в 1980 году. Он исследует социально-экономические, культурные и политические ландшафты и изменяет их форму.

Он представил потолочную конструкцию под названием «Гумус». Это корни деревьев с галогенными лампами. Идеей для названия работы послужило обозначение слоя почвы, необходимого для роста деревьев и растений. Однако при этом он отсутствует в работе. Таким образом художник демонстрирует вездесущность природы и создает новое пространство чувственного и коллективного зрительского опыта.
Гумус 2012
Илья Федотов-Федоров

Илья родился в 1988 году. В своих работах он представляет замкнутые экосистемы как модели властных структур. Илья обращается к практике систематического дистанцирования человека не только от других живых существ, но и от собственной органической жизни. Человек в среднем не склонен обращать внимание на окружающий его живой мир. Художник же акцентирует внимание на том, что связи внутри экосферы все связи неразрывны, думаем ли мы о них или нет. Его проекты - веский аргумент против разрыва между человеческим и нечеловеческим.
Бабочка, червь, кокон 2021
Сергей Филатов

В своем творчестве Сергей обращается не только к визуальному, но и к звуковому пространству. Автора интересуют парадоксальные взаимодействия, которые раскрывают акустические свойства материалов – металлов, стекла, полимеров.

В звуковой инсталляции Seedshaker в прозрачные шарообразные корпуса помещены семена растений различных культур. В конструкцию встроены моторы-эксцентрики, которые создают вибрации, частота которых определяется контроллером.

Шары с семенами приходят в колебание под воздействием этих вибраций. Звучание каждого шара индивидуально по тембру и громкости благодаря различному наполнению.
Seedshaker 2018
Анна Андржиевская

Работы художницы посвящены восприятию природы, очеловечиванию растений, взаимопроникновению и коммуникации различных материй. В картинах Анны можно найти и знаки природных явлений, и загадочные метаморфозы флоры и фауны, и даже предметы и героев современного мира. Зритель оказывается то ли в фантазийном лесу из сказки Льюиса Кэрролла, то ли в мире, которым правит царство Грибов.
Арт обстрел 2019
Слава Нестеров

Слава исследует отношения материального мира и технологий, конструируя новые мифы о современности в полу абстрактных сюжетах.

Объекты художника сочетают органические и искусственные материалы, полимеры и пластики, продукты переработки. Это отсылка к бессмертию органических соединений: они не перестают существовать, а только меняют состояния и формы.

Биоморфные объекты с их коконами и щупальцами образуют симбиотический ландшафт, в котором человеку нет места. Они вступают в диалог друг с другом, как живые, и зритель совершенно неважен для этого взаимодействия.
Денис Прасолов

Проект «Первый отряд» посвящен животным, побывавшим в космосе, но неизвестным массовой культуре. С 1951 по 1966 год в СССР было произведено 42 запуска с участием собак, но только Белка и Стрелка стали широко известны. Серия работ Прасолова – некий памятник первым экипажам землян, которые сделали космическую экспансию возможной для человека, и посвящение видам, которые лишены права выбирать свою судьбу.
Первый отряд 2021
Алексей Мартинс

Алексей рассматривает свои работы как составные части масштабного проекта, который обращается к проблемам экологии, локальной идентичности и теме объединяющего потенциала искусства.

В основе инсталляции «Черное солнце» лежит размышление об альтернативных источниках энергии – художник использует монокристаллические солнечные панели.

Проект базируется на центральной для художника теме выявления взаимоотношений между цивилизацией и природой. В работах Мартинса воплощения новых технологий соседствуют с образами зооморфных сущностей, подражают им и становятся частью органического мира.
Черное солнце 2021
Анастасия Кизилова

Художница и писательница-фантаст, работает в области экологической коммуникации.

«Суккулентотерапия» – это практика совместного чтения с участием людей и растений , в частности суккулентов, которые способны запасать в своих тканях воду и выживать в местах с засушливым климатом. Проект начался с идеи «прорастить цветочки из плеч»: суккуленты пробиваются сквозь ткань, постепенно замещая ее. В процессе создания костюмов Кизилова задумалась об этичности использования растений для украшения одежды. Ухаживая за ними, художница разговаривала с ними, для роста был очень важен свет и углекислый газ.
Суккулентотерапия 2016-2021
Что почитать еще?