21 апреля/ 2021
Красота в эмоциях
Автор: Анастасия Федосеева
Редактор: Екатерина Дзюба
Фото: Вадим Гущин
Вадим Гущин – российский художник-фотограф, чьи работы находятся в музейных и частных собраниях 10-ти стан мира. Нашей редакции Либера! удалось поговорить с ним и узнать о значении фотографии в истории и современности.
«На полке», 1994-1999 гг.
— Вы бы хотели открыть свою студию фотографии? Если да, то какой бы она была?

— Честно говоря, никогда не задумывался об этом. Наверняка это было бы огромное здание с большим количеством павильонов на все случаи жизни. Сразу думаю о том, что в этой студии могли бы заниматься студенты, которым я преподаю фотоискусство. Я бы открыл специализированное учебное учреждение с огромными техническими возможностями, проводил там лекции, приглашал других преподавателей. Студенты смогли бы там выполнять домашние задания и создавать собственные авторские проекты.


— Какая фотография на ваш взгляд изменила мир?


— На мой взгляд, их несколько. Так, например, еще в феврале 1968-го американский фотограф Эдди Адамс, снимавший войну во Вьетнаме, запечатлел казнь вьетнамского партизана, которого через мгновение застрелил в висок начальник полиции Сайгона. Уникальная фотография. На ней изображен человек, которого сейчас убьют, и другой, приставивший пистолет к его виску. В то время это произвело огромное впечатление и создало антивоенные настроения в Америке. Только представьте, кадры повлияли на ход войны!

Автором второго снимка, который изменил мир, стал Луи Дагер. Он сфотографировал луну в январе 1839 года. Несмотря на то, что этот объект уже тогда изучался астрономами, которые видели детали ее ландшафта, для широкой публики это небесное тело оставалось чем-то закрытым. Когда появился этот снимок, люди поняли, что мир не так прост и однозначен, каким его видит простой человеческий глаз. Фотография дает новые возможности для исследования мира.
Из серии «Книги в коробке» 2017 г.
— Расскажите о главных составляющих хорошей фотографии.

— Их несколько: эмоциональное воздействие, композиционные и световые условия, передача формы. Если снимок в цвете, то гармония в нем.


— В своих работах вы стремитесь дать обыкновенному предмету душу, обратить на него внимание в эпоху суеты. Можно ли сказать, что ваши работы призывают к спокойствию?

— Я такого посыла не закладывал. Любой натюрморт призывает к спокойствию. Этот жанр – отрешение от суеты, погружение в самого себя, абсолютно авторское произведение (в отличие от социальной и стрит-фотографии). Фотограф в натюрморте конструирует нечто свое. Он опирается на предметы вокруг, но является и творцом. Выбирает все: и цвет фона, и сами предметы, и свет, как будет снимать, как будет печатать.


— В описании к вашей последней выставке написано, что вы берете предмет, лишаете его имени и даете номер. Предмет становится изолированным символом. Как бы вы объяснили это студенту или зрителю на выставке?

— На самом деле номера – обычная практика современной фотографии, когда создаются серии или типологический сюжет. Снимается много однотипных предметов, а нумерация подчеркивает структуру.


— То есть хотите показать человеку что-то простое, но так, чтобы там можно было найти красоту?

— Красота очень важна. В фотографии для меня главное эстетика и информативность.


— Творческий вопрос: если бы вам была предоставлена возможность сыграть любую роль в кино, то какую вы бы выбрали?


— Андрея Болконского.
Что почитать еще?