09 апреля/ 2021
Криптоискусство и NFT-токены: новый тренд цифрового мира, на котором зарабатывают миллионы
Авторы: Юлиана Максимова, Анастасия Соколова
Редактор: Полина Панова
Недавно цифровая картина «Everydays: The First 5000 Days» художника Beeple была куплена на аукционе в виде невзаимозаменяемого токена (NFT). Стоимость лота составила 69,3 миллиона долларов Это дороже, чем некоторые подлинники работ Пикассо, Винсента ван Гога или Энди Уорхола.

Libera! решила разобраться в том, что такое NFT-токен, в чем причины его популярности в 2021 году и почему некоторые цифровые произведения искусства стоят так дорого.
Фото: NewsBeezer.com
NFT — аббревиатура от Non Fungible Token, что переводится с английского как «невзаимозаменяемый токен».

Как следует из самого слова «невзаимозаменяемость», его значение сводится к тому, что предмет уникален и его нельзя заменить точно таким же.

Любая валюта является взаимозаменяемым активом. Пять долларов – это всегда пять долларов, даже если серийные номера пятидолларовых банкнот не совпадают. Пять долларов останутся пятью долларами и в том случае, когда это не бумажные деньги, а всего лишь цифры на банковском счету.

Невзаимозаменяемых же вещей в нашей жизни гораздо больше. Вряд ли вы согласитесь поменяться собакой или, например, автомобилем со своим соседом. Изначально автомобиль может ничем не отличаться от других машин такой же марки, но постепенно владелец «затачивает» его под свои нужды, делая уникальным. Схожая ситуация и с NFT — один токен не заменяется другим, поэтому равноценный обмен невозможен.
Фото: The Hustle
Слово «токен» в переводе с английского значит «талон» или «жетон». Это понятие появилось в Великобритании в XVII веке: тогда деньги из казны не доходили до поселений, и местные жители были вынуждены чеканить свои собственные токены, чтобы обменивать их на товары и продукты. Если говорить простыми словами, то сегодня токен — своего рода виртуальный жетон, имеющий определенную стоимость. Это цифровой актив, который можно приобрести у определенного человека или компании.

Функционирование токенов обеспечивается технологией блокчейн (буквально переводится как «цепочка блоков» – блоков, содержащих информацию). В блокчейне содержатся все записи о когда-либо совершенных сделках, но, в отличие от обычных баз данных, удалить или изменить записи нельзя – можно лишь добавить новые. Эта технология является краеугольным камнем существования всех криптовалют, начиная с биткоина — самой известной из них.

Одно из преимуществ блокчейна — это децентрализация, т. е. отсутствие каких бы то ни было посредников, обеспечивающих работу системы. Если информация хранится в одном месте (например, на банковском сервере), то она может быть сфальсифицирована заинтересованными в этом лицами. Благодаря децентрализованности блокчейна информацию обо всех операциях хранят тысячи компьютеров по всему миру, поэтому риск подлога практически отсутствует.


Зачем люди покупают NFT

Фото: Cossa
NFT — это доказательство владения произведением искусства, которое существует в цифровом формате. Возьмем, к примеру, всемирно известную картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Кто угодно может найти фотографию этой работы в Интернете, распечатать ее и повесить в своей гостиной. Но если какой-то человек решит продать картину, ему нужно будет доказать, что он владеет именно оригиналом, а не дешевой репродукцией. То же самое и с цифровым произведением искусства.
По сути NFT-токен — это цифровой паспорт актива, который фиксирует право собственности.
Продажа картины в виде невзаимозаменяемого токена дает художнику возможность прославиться и выйти на широкий рынок. Покупатель же цифровых произведений искусства таким образом поддерживает авторов (художников, музыкантов и т. д.)., а также может публиковать созданный ими контент в Интернете, не переживая об авторских правах.

Зачастую NFT приобретают коллекционеры или люди, которые просто хотят на этом заработать: они надеются, что стоимость того или иного актива в будущем вырастет и его можно будет продать намного дороже.

Так, в октябре 2020 года коллекционер из Майами Пабло Родригес-Фрейл купил 10-секундный видеоролик (в нем демонстрируется бывший президент США Дональд Трамп, которого окутывает большое количество надписей с различными слоганами) за $67 тыс. За несколько месяцев стоимость актива взлетела почти в 100 раз, и в феврале 2021-го Пабло продал его уже за $6,6 млн.


Почему NFT-токены такие дорогие
Фото: Среднесуточный объем торгов NFT-токенами с марта 2020-го по март 2021 года. Данные NonFungible
NFT-токены — очередной тренд криптоиндустрии. Их высокая стоимость объясняется тем, что это «модная» вещь в цифровом мире, популярность которого растет на фоне «криптобума» и прихода в нашу жизнь все большего количества новых технологий. В текущем году рынок NFT значительно вырос: в марте объем торгов на нем превысил отметку в $558 млн.

Президент блокчейн-компании PointPay Андрей Святов объясняет: «Рождение NFT-тренда во многом связано с ростом популярности концепции децентрализованных финансов до такого уровня, что ею начали интересоваться и "медийные личности" — достаточно вспомнить того же Илона Маска. NFT-токены — это биткоины новой формации: не обезличенная криптовалюта, а "штучный товар"».

Также эксперт отметил, что цены на предметы, прямо или косвенно связанные с именами людей, известных своими талантами в той или иной сфере, традиционно исчисляются миллионами долларов. «Сыграл свою роль и тот факт, что компьютерное искусство воспринимается многими как "последний писк моды"».


Топ-5 самых известных продаж NFT

Технология NFT позволяет перевести в блокчейн практически любой товар. В виде токена выпускают фотографии, видео, песни, элементы в играх и, конечно же, цифровые произведения искусства.

1. Картина Beeple за $69,3 млн
Фото: Axios Visuals
В середине марта цифровая картина художника Майка Винкельманна, известного как Beeple, была продана за $69 млн. На аукцион выставили коллаж из всех изображений, которые он ежедневно публиковал в интернете с 2007 года.

Таким образом, теперь Винкельманн входит в тройку самых «дорогих» художников из числа ныне живущих — после Джеффа Кунса и Дэвида Хокни.


2. Первый пост главы Twitter за $2,9 млн
Фото: WIRED
Недавно создатель Twitter Джек Дорси разместил свой первый твит на онлайн-аукционе Valuables и продал его в формате NFT-токена за более чем $2,9 млн. Публикация с текстом «just setting up my twttr» («просто настраиваю свой твиттер») была сделана 21 марта 2006 года.

Полученные деньги Дорси отправил в благотворительную организацию Give Directly, которая помогает африканским семьям, живущим в условиях крайней нищеты.


3. Гифка Nyan Cat за $500 тыс.
В феврале художник Крис Торрес продал гифку Nyan Cat за $500 тыс. Видеоролик с розовым котом, который летит по космосу и оставляет за собой шлейф из радуги, появился на YouTube еще 10 лет назад. Он быстро стал популярным интернет-мемом. В честь юбилея дизайнер решил сделать гифку и назвал ее криптоискусством.

«Я думаю, это круто — знать, что у тебя есть единственное существующее произведение. Мне кажется, что обладать Nyan Cat — это что-то особенное», — отметил Торрес.


4. Картина Banksy за $95 тыс.
Фото: Daily Mail
Блокчейн-компания Injective Protocol купила картину американского художника Banksy «Morons (White)» за $95 тыс. и сожгла ее, чтобы превратить в NFT-токен. Работу выбрали не случайно: на ней изображен аукцион предметов искусства.

По словам исполнительного директора компании Мирзы Уддина, благодаря этому перформансу они хотели вдохновить новых энтузиастов технологий и искусства своей работой. «Мы считаем, что NFT обладают огромными перспективами, и технология блокчейн может помочь еще больше разнообразить художественное выражение».
5. Цифровой дом за $500 тыс.
Фото: CNN
В конце марта канадская художница Криста Ким продала с аукциона цифровую модель дома в формате NFT. Работа называется Mars House: девушка спроектировала ее, когда находилась на самоизоляции во время первой волны пандемии коронавируса.

Дом расположен в марсианских декорациях и выглядит достаточно футуристично: прозрачные стены, бассейн, минималистичный интерьер. По мнению Ким, цифровые произведения искусства станут новым методом самовыражения и могут даже заменить людям татуировки.
Аукционы становятся все популярнее
Фото: Forklog.com
Популярность аукционов растет с каждым годом. Это связано с тем, что сейчас они представляют собой не только площадки для сделок, но и своего рода сцены для перформанса. Именно поэтому многие лоты вызывают огромный ажиотаж. Вспомните хотя бы картину Бэнкси «Девочка с шаром», которая была разрезана встроенным в раму шредером сразу после того, как ее продали на аукционе Sotheby's за $1,4 млн.

По мнению аукциониста и эксперта аукционного дома Ксении Павловой, к причинам роста популярности аукционов можно отнести также элемент игры и возможность онлайн-участия. «Особенно во время пандемии многие нашли в этом не столько удовлетворение своих "собирательских" потребностей, сколько приятное времяпровождение», — рассказала она корреспондентам Libera!

Ксения добавила, что за последние несколько лет количество аукционных домов в России выросло в разы: «Все вместе они образуют огромный поток произведений искусства. Галереи, конечно, не имеют такого разнообразного, постоянно меняющегося ассортимента». Однако пока что на российских аукционах еще не было фактов продажи цифровых картин (тем более в виде NFT-токенов).


Как будет развиваться сфера NFT в России
«На мой взгляд, сфера NFT будет развиваться в России примерно по той же схеме, что и во всем мире: едва ли хоть одна из "знаменитостей", ознакомившись со всеми преимуществами NFT-технологий, откажется от возможности заработать на образчиках своего неизданного творчества (не выпущенных в широкие массы песнях, картинах, не вошедших в сборники стихах и т. п.), фотографиях из личного архива, которых никто никогда не видел, или даже просто цифровых автографах», — считает Андрей Святов.

Чтобы NFT-искусство завоевало популярность и в России, необходимо создать удобную блокчейн-площадку для размещения цифровых лотов на аукционах. Также важно четко определить правовой статус NFT-токенов в рамках законодательства РФ.

Некоторые шаги в этом направлении уже делаются: например, недавно стало известно, что Эрмитаж проведет первую в России NFT-выставку. Она станет продолжением работы музея над новыми формами искусства, начатой в рамках экспозиций «Инновация как художественный прием» и «Искусственный интеллект и диалог культур».

Также в конце марта телеканал «Пятница!» решил продать первый TikTok-ролик Ларисы Гузеевой в виде невзаимозаменяемого токена, а компания Aviasales вслед за владельцем Twitter выставила на продажу свой первый твит.
Что почитать еще?