14 октября/ 2021
Мюзикл «Шахматы»: столкновение судеб на поле холодной войны
Автор: Анастасия Некипелова
Редактор: Полина Панова
Иллюстрации: dongkyu lim
В прошлом году мы погрузились в шахматный мир благодаря сериалу «Ход королевы», а сегодня можем прикоснуться к нему, посетив мюзикл в Московском дворце молодежи. По уровню престижа и всемирной популярности шахматы в эпоху Советского союза можно сравнить с современным футболом. Тогда эта игра была одним из оружий холодной войны между СССР и США.
В основу «Шахмат» лег чемпионат мира 1972 года в Рейкьявике, где сражались советский шахматист Борис Спасский и американец Бобби Фишер, а также поединок между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в итальянском Мерано. Для автора сценария, британского драматурга Тима Райса, шахматы стали олицетворением холодной войны двух держав. Мюзикл увидел свет в мае 1986 года в Лондоне, и до сих пор, уже 35 лет, он продолжает поражать зрителей по всему миру. В России премьера состоялась прошлой осенью. Режиссером российской версии мюзикла стал Евгений Писарев, а музыкальным руководителем – Джон Ригби.

Сцена выполнена в виде шахматной доски, где актеры исполняют роли танцующих шахматных фигур. Над ними располагается оркестр, будто руководящий их действиями. Основные события происходят в двух локациях – Мерано и Гонконге. Кульминационные события в каждом из них связаны с решающими играми чемпионата мира по шахматам. Эстетика стран передана с помощью костюмов и декораций. Если в Италии герои и зрители погрузились в атмосферу изящества, тонкости и сдержанности, то в Гонконге их встретили яркие цвета, блеск, откровенность и эпатаж.

В мюзикле можно выделить несколько уровней восприятия. Первый – широкий, охватывающий весь мир и отсылающий нас к важным историческим событиям. На сцене мы видим противостояние двух сверхдержав, находящихся в состоянии холодной войны. Во время игры советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского и действующего чемпиона мира, американца Фредди Тампера на сцене появляются кадры побед двух стран: полеты в космос, научные открытия, технические прорывы. Ненависть и борьба проявляется в движениях, оттенках речи, интонации, словах. Помимо идеологической борьбы СССР и США в мюзикле затрагивается тема Венгерской революции 1956 года. Секундант американского шахматиста, Флоренс Васси, потеряла отца в ходе этих событий. Американцы не раз делают акцент на том, что именно русские виноваты в этой трагедии.

Другой уровень – личный, персональный, затрагивающий только героев мюзикла. Гроссмейстер из России, Анатолий Сергиевский не раз встает перед тяжелым выбором между честью и совестью. После переезда его обвиняют в предательстве родины, а в конце мюзикла он пытается ответить на вопрос: «Кто он – великий игрок или любящий мужчина?». Любовная линия переплетается с политической, личный уровень выходит за пределы жизни одного человека, заставляя героев идти на подлость и предавать близких людей. Так, секундант советского игрока, агент КГБ Молотов, разрабатывает хитрые ходы против Тампера, пытается одержать победу любой ценой. Героям приходится идти на жертвы ради счастья и безопасности других.

Музыка – это главное, что передает эмоции героев и позволяет зрителю глубже погрузиться в сюжет. Авторами песен стали основатели и участники группы ABBA, Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, которые сумели соединить совершенно разные жанры: поп-рок, рэп, симфоническую музыку, лиричные баллады. В российской версии автором текста выступил Алексей Иващенко. Благодаря музыке, зритель вместе с актерами переживает муки выбора, злится, ненавидит, осуждает и любит. С каждой новой песней герои глубже впускают в свои переживания и делятся деталями своих судеб.

Мюзикл «Шахматы» – это игра противоречий как между государствами, так и между людьми. Во время просмотра зритель совершает свои «ходы», чтобы добраться до сути и разгадать мотивы каждого героя.
Что почитать еще?