11 ноября/ 2021
Неженское государство
Авторы: Екатерина Дзюба, Елизавета Петрашова, Дарья Есипенко
Редактор: Наталья Якобашвили
Иллюстрации: Tyler Pate
Что происходит с правами женщин с приходом «Талибана».
«Афганистан – одно из худших мест, чтобы родиться женщиной», – такое мнение высказали эксперты журнала Time. Исторически вопросам о женских правах и гендерном равенстве не придавалось большого значения, но с приходом «Талибана» (запрещенной на территории России организации) права женщин минимизировались практически до нуля. Редакция газеты «Либера!» расскажет, почему мировая общественность и сами женщины Афганистана не поверили обещаниям талибов, захватившим власть в 2021-м, и что было с правами женщин на афганской территории раньше.


«Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными»

Первые попытки решить «женский вопрос» в Афганистане были предприняты более ста лет назад. Правитель 80-х годов XIX века Абдул Рахман-хан впервые обязался закрепить права женщин на законодательном уровне, а также запретить ранние и насильственные браки, дав право женщинам инициировать развод. Примером «новой афганки» стала собственная супруга правителя, отказавшаяся от публичного ношения чадры (элемента одежды синего или черного цвета, закрывающего тело женщины с головы до ног) и принимающая участие в политической жизни страны.

Уже в 1920-е после подписания соглашения, гарантировавшего независимость Афганистана, в стране начинается эпоха социальных изменений: расширение личных свобод граждан, уравнивание их прав, в том числе призывы к возможности введения женского образования. Героиней той эпохи однозначно можно назвать жену правителя того времени – королеву Сорайю. Будучи убежденной феминисткой, в 1920 году на встрече с женщинами Афганистана она отмечает прогресс в общемировой борьбе за права женщин, а также выступает сторонником идеи женского образования. Еще одной сторонницей стала Амануалах Серадж аль Банет: «Знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными». Через год после этого в Афганистане была открыта первая школа для девочек, а чуть позже на законодательном уровне закрепили право женщин самостоятельно выбирать себе супруга.
Фото: Женщины в Кабуле, 1972 год. Фотограф: Лоуренс Брун
В период с 40-х по 70-е годы наблюдалось значительное развитие по «женскому вопросу» в стране. Для женщин стали открывать специальные школы и профессиональные курсы, а среди учителей, врачей и даже в рядах государственных служащих можно было заметить представительниц прекрасного пола. Тогда же начала развиваться афганская женская мода: обратившая тогда на себя внимание журнала Vogue молодой дизайнер Сафия Тарзи создавала образы, сочетающие западную и восточную тенденции той эпохи, а в Кабуле началась подготовка афганских швей для развития высокой моды на территории страны. Стоит отметить, что многие нововведения затронули только столицу.

Эта эпоха закончилась с началом Гражданской войны, в ходе которой произошла смена режима и повернулись вспять процессы социальной модернизации, а так же с приходом Талибана, буквально следующего законам шариата.


Первый приход талибов (1996-2001гг.)

В период своего первого правления «Талибан» принял ряд мер, ограничивающих права женщин, якобы направленных на создание безопасной среды, в которой женщины «сохраняют свое достоинство и целомудрие». С этого момента каждая женщина Афганистана должна была носить паранджу, не имела право свободно передвигаться, лечиться у докторов-мужчин и получать образование до восьми лет. А после восьми девочке не разрешалось контактировать с мужчиной, если он не являлся ее родственником или мужем. Им также было запрещено носить обувь на каблуках, яркую одежду, громко разговаривать в общественном месте, фотографировать и снимать видео, появляться на балконах и мероприятиях любого типа.

На самом деле, хоть эти ограничения и опирались на шариат и исламский дресс-код, они были подвергнуты сильному искажению, и их целью фактически стало прямое ущемление прав женщин. Ведь изначально в шариате не идет речи о том, что женщина обязана прятать лицо и руки, а также о том, что она не может самостоятельно передвигаться и работать. К тому же шариат напротив приветствует получение образования.

В 1996 году талибы заявили об отстранении женщин от любого вида работы по найму, что пагубно сказалось на экономической ситуации, потому что на тот момент 25% женщин занимали государственные должности. С этого момента женщины могли трудиться только в сфере медицины, однако и там был ряд ограничений.

По данным Human Rights Watch, около 87% женщин и девочек в Афганистане подвергаются домашнему насилию. Больше половины выходят замуж, едва достигнув шестнадцатилетнего возраста. Из-за угроз со стороны мужей и их родственников, они боятся рассказывать о таких случаях СМИ, однако некоторые из них все же были преданы огласке.


Биби Аиша (Аиша Мохаммадзай)

В 12 лет Аишу выдали замуж за талиба, который на протяжении многих лет избивал и издевался над ней. После одного из побегов, девушку нашли по доносу соседей и отправили в тюрьму. Отец забрал ее и вернул домой к мужу, который обещал, что будет обращаться с ней лучше. Несколько дней спустя он отрезал ей уши и нос. Истекая кровью после болевого шока, она чудом проснулась в горах, где муж оставил ее умирать. В 2009 году Аиша была доставлена в американский военный госпиталь, где после оказания медицинской помощи проходила реабилитацию.
Фото: Обложка журнала Time c фотографией Аиши Мохаммадзай, август 2010
Махгуль

Обезглавленное и изувеченное тело 25 летней Махгуль было найдено рядом с домом. По официальной версии следствия, родственники мужа пытались заставить Махгуль заняться проституцией, но девушка отказалась.


Шахар Гюль

Шахар Гюль только исполнилось 14 лет, и она стала женой тридцатилетнего афганца. Долгое время родители не могли выйти с ней на связь и обратились в полицию. Оказалось, что девушку все это время насильно удерживали в подвале дома родителей мужа, избивали, вырывали волосы и ногти. Ее доставили в больницу на инвалидной коляске.

Отчаявшиеся женщины пытаются покончить с собой путем самосожжения, используя растительное масло или бытовое топливо. Те, кто остается в живых вынуждены жить с рубцами на коже и серьезнейшими психологическими травмами. Самое большое количество таких случаев было зафиксировано в 2011 году в наиболее густонаселенной провинции Афганистана – Герате. Более 700 фактов жестокого обращения, домашнего насилия, пыток, убийств и самоубийств женщин.


Второй приход талибов (с 2021 года)

После второго прихода к власти талибов, афганским женщинам временно запретили выходить на улицу, по словам талибов, «ради их собственной безопасности». Ранее талибы обещали, что женщины смогут войти в правительство, но без возможности занимать ключевые должности. Также было обещано право на образование, но в рамках норм шариата. Далеко не все верят, что обещания «Талибана» обезопасить женщин и не нарушать их права будут сдержаны, и в то же время активистки прямо на улицах подвергаются физическому насилию. Их разгоняют с помощью резиновых хлыстов и слезоточивого газа.

Реальная статистика министерства по делам женщин Афганистана (в настоящий момент упраздненная «Талибаном» организация) показывает, что более половины афганок подвергаются физическому насилию, 17% анонимно заявляли о сексуальном насилии, около 60% женщин насильно выдают замуж, а в сельской местности и вовсе до сих пор имеет место «убийство ради чести» и продажа молодых девушек за долги.

Многие опасаются, что вместе с талибами вернутся и их старые устои, так как, несмотря на многочисленные обещания, эксперты утверждают, что взгляды талибов практически не изменились с их прошлого прихода к власти.

Политолог и преподаватель РАНХиГС Кирилл Новиков рассказал о перспективах развития «женского вопроса» в Афганистане:

«Захват «Талибаном» власти в Афганистане означает возврат к самым архаичным обычаям, которые веками существовали в самых отсталых районах страны, главным образом среди пуштунских племен. Значительная часть афганцев, в основном проживающих в городах, не считают эти обычаи своими. Более или менее современный жизненный уклад существовал в городах еще при шахе, активно поддерживался в годы советского, а затем и американского присутствия в стране. Более того, талибы не просто традиционалисты, они радикальные исламисты, а это достаточно молодая и агрессивная тоталитарная идеология, так что они даже более радикальны, чем были бы обычные ревнители старинных устоев.

Понятно, что никакие институты демократического государства, насаждавшиеся при американцах, не смогут их остановить. Международное давление талибов абсолютно не пугает, поскольку они не слишком нуждаются в торговле и иностранных инвестициях. Единственное, что могло их заинтересовать – это современное оружие, но как раз его-то у них достаточно, поскольку все вооружения афганской армии попали в их руки. В обозримом будущем иностранная интервенция Афганистану явно не грозит, а международная изоляция талибам только на руку. Движению угрожает разве что внутренний раскол и восстания непуштунских народностей на севере страны, но гражданская война – это та самая стихия, в которой талибы чувствуют себя как рыба в воде.

Даже гипотетическое падение режима талибов не приведет к либерализации страны, оно лишь усилит всеобщий хаос, из которого в итоге поднимется очередной исламистский режим, поскольку исламизм – единственная идеология, способная хоть как-то сплотить архаичное и раздробленное общество. Следовательно, женщин Афганистана ждут темные времена без надежды на изменения в обозримом будущем».
Что почитать еще?