12 апреля/ 2023
Островский возвращается
Текст: Юрий Коростелкин
Редактор: Айтан Мамедова
Иллюстрации: Лариса Степанова
В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения А. Н. Островского — реформатора отечественной драматургии. В нашей подборке московских театров перечислены лучшие постановки по его пьесам.
Александр Николаевич Островский (1823–1886) — драматург, который создал современный облик русского театра. До середины XIX века оплотом трагедийных и комедийных сюжетов были дворяне и крестьяне. Островский же вывел на первый план купечество, заставив простодушных торгашей любить, страдать и совершать необдуманные поступки.



1. Московский художественный театр имени А. П. Чехова, «Лес»

Реж. Кирилл Серебренников

«"Лес"— самая непостоянная работа Серебренникова. Однако она остается важнейшей в карьере нашумевшего режиссера Москвы. В спектакле выражен художественный почерк немецкого коллеги — Томаса Остермайера. Это неудивительно, потому что Серебренников из тех людей, для которых следить за модой не только естественно, но и необходимо.

Действие пьесы МХТ перенесено на 100 лет вперед — начало 1970-х. В это же время разворачивается "Родня" Остермайера, по степени сарказма очень близкая к новому "Лесу". Рижский "Ревизор" Алвиса Херманиса, разыгранный в интерьере советской столовой, тоже поставлен в 70-е. Из этого спектакля, кажется, в "Лес" пришли две тучные кухарки».

— Олег Зинцов, «Ведомости»
Спектакль «Лес»
Фото: МХТ. им. А. П. Чехова
2. Театр Наций, «На всякого мудреца»

Реж. Константин Богомолов

«В "Мудреце" Богомолов попытался собрать "энциклопедию русской жизни" во всех ее текущих гранях и деталях. Уместить в ней всех, кто на виду и на слуху. От обширного изобилия "энциклопедия" порой трещит по швам, зависает и пока что не производит снайперски меткого, бронебойного эффекта, на который явно рассчитана».

— Ольга Галицкая, «Кино-театр»
Спектакль «На всякого мудреца»
Фото: Театр Наций
3. Театр имени Пушкина, «Красавец мужчина»

Реж. Данил Чащин

«Как воспринимать "Красавца мужчину" Чащина — вопрос личных предпочтений. Для кого-то это сатирическая комедия, для кого-то — анекдот из жизни светского общества, а для кого-то — драма о привлекательности зла. Спектакль о том, как Аполлон Окоемов каждому показывает лучшую сторону. "Все мы так или иначе подсажены на красоту. Потому что красота — это мерило успешности. Она продается и покупается. И человек в первую очередь выбирает эстетику, а потом уже всячески оправдывает ее этикой", — расставляет последние точки режиссер. В финале обманутая Аполлоном Зоя выходит на авансцену и после классического проникновенного монолога о преданности честной женщины добавляет (не по Островскому), обесценивая все вышесказанное: "Девочки, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, жмите на колокольчик!" Музыка, конфетти, групповое фото».

— Максим Андриянов, «Сноб»
Спектакль «Красавец мужчина»
Фото: Театр им. Пушкина
4. Государственный академический Малый театр, «Женитьба Бальзаминова»

Реж. Алексей Дубровский

«Александр Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого театра и обязательно сам читал их актерам и проводил репетиции. Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Мелкий чиновник Мишенька Бальзаминов и его маменька грезят о браке по расчету — богатую невесту герой высматривает, прогуливаясь по городу и бросая томные взгляды в окна. Собственно, на этом его ежедневные занятия заканчиваются — разве что еще утренняя завивка да разгадывание вещих снов. После одного из таких в дом Бальзаминовых внезапно наведывается сваха с вестью — их ждут в гости».

— Инга Бугулова, «Российская газета»
Спектакль «Женитьба Бальзаминова»
Фото: Малый театр
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?