31 марта/ 2023
Оковы традиций на Берлинале
Текст: Лусине Баласян, Евгений Понамарев
Редактор: Алиса Никитина
В Германии завершился 73-й Берлинский кинофестиваль. В номинации «Лучший фильм» победила лента «Здесь» режиссера Баса Давоса. В этой же секции впервые был представлен полнометражный фильм на чеченском языке — дебют Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу».
В этом году жюри Берлинского кинофестиваля впервые возглавила американская актриса Кристен Стюарт. Главный приз берлинале получил французский документальный фильм «На Адаманте» режиссера Николя Филибера. «Клетка ищет птицу» — единственный фильм из России в программе фестиваля. Однако Малика Мусаева подчеркивает, что лента не российская, а чеченская.
Фото из личного архива Малики Мусаевой
Мусаева — выпускница кабардино-балкарской мастерской режиссера Александра Сокурова. Из этой школы выпустились Кира Коваленко («Разжимая кулаки»), Владимир Битоков («Глубокие реки»), Александр Золотухин («Мальчик русски») и Кантемир Балагов, покоривший международные конкурсы картинами «Теснота» и «Дылда».

О чем «Клетка ищет птицу»? Этот фильм снят на родине режиссера — в Чечне. Действие фильма происходит в селе Аршты на границе с Ингушетией. Фильм — драма о тяжелой доле женщины в условиях несвободы и невозможности вырваться из оков традиций. Александр Сокуров после премьеры назвал ленту «блестящей».
Фото: кадр из фильма «Клетка ищет птицу»
В центре картины 17-летняя старшеклассница Яха. Ее отец погиб на войне в начале нулевых, мама отчаянно уговаривает дочь выйти замуж, а в душе героини сильнейший внутренний конфликт. Она не готова к замужеству, она еще не определилась с тем, чего хочет в жизни, но окружение, другие девушки и женщины, невольно подталкивают героиню к «правильному» традиционному решению, замужеству. Малика Мусаева выбрала для этой картины не профессиональных актрис, а чеченских девушек с похожей историей.
Фото: кадр из фильма «Клетка ищет птицу»
Тема противостояния сложившимся традициям для учеников Сокурова не нова — об этом же говорил Кантемир Балагов в своем дебюте «Теснота» и Кира Коваленко в картине «Разжимая кулаки». Для этих мастеров внутренняя борьба девушки с Северного Кавказа — реалии, в которых они росли и формировались.

Особенность фильма Малики Мусаевой — практически полное отсутствие мужчин. Мир картины исключительно женский, герои-мужчины появляются эпизодически, а сами героини большую часть времени проводят в своих мыслях, а не в диалогах.

Малика Мусаева объяснила этот «эмоциональный минимализм» тем, что чеченские женщины привыкли хранить свои эмоции, страхи и мысли глубоко внутри. «Взгляд, прикосновение, вздох — и уже все понятно», – объясняет Малика.

Мужчин в кадре нет не просто так. В отличие от картин Балагова или Коваленко, зритель не сможет найти в фильме Мусаевой мужчину, который пытался бы ограничить героинь. В реальности фильма Мусаева говорит: девушки продолжают исправно сторожить те клетки, которые прежде были построены мужчинами. И в этой неосознанности женщин с Чечни и состоит главная проблема.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?