18 октября/ 2023
«Птюч»: главный молодежный журнал нулевых
Текст: Елизавета Симончук
Редактор: Аля Прохоренко
Журнал «Птюч» — уникальное глянцевое издание, посвященное модным молодежным трендам нулевых. Рассказываем об истории журнала, особенностях текстов и верстки и вспоминаем, как работала (или не работала) цензура в печатных изданиях 20 лет назад.
Обложки журналов «Птюч»
Фото: yuga.ru
«90-е были интересные, потому что они были свободные. Все, что касается свободы, сегодня интересно несвободным людям», — Игорь Шулинский, главный редактор журнала «Птюч» в интервью для «Яндекс.Кью».
Игорь Шулинский, главный редактор журнала «Птюч»
Фото: mel.fm
Начало пути

В свободные 90-е годы были популярны электронная музыка и рейвы. Тогда мало кто понимал суть едва зародившейся клубной жизни. Целью «Птюча» было познакомить читателей с новой культурой и показать молодому поколению иной мир. Главный редактор изначально хотел открыть клуб-галерею, а журнал издавать как дополнение с рассказами о происходящем на мероприятиях, но все вышло иначе. Заведение в итоге просуществовало недолго, а глянец продолжили выпускать еще несколько лет после закрытия тусовочной площадки.

Как рассказывает Игорь Шулинский, в 1993 году он познакомился с дизайнером Евгением Райцесом, который позже, с 1994 по 1995, был главным по визуальной составляющей журнала. Вместе главред и художник вдохновлялись и придумывали концепт. В интервью для Afisha Daily Игорь Шулинский говорит: «Журналов тогда не было — один только "Домовой". С другой стороны, вес журналов был колоссален. Каждого, кто ехал за границу, просили только об одном — привезти журналы. Я помню, привозил "The Face" и "Wired" — люди на них просто набрасывались: это был единственный источник, по которому можно было понять, что происходит в мире». Можно смело сказать, что ничего подобного до «Птюча» в России не было. Все вдохновение бралось из иностранных журналов, однако «Птюч» все же получался более дерзким. Журнал формировал тенденции, а не просто улавливал, как это делали другие издания.

Вместе с журналом открылся и клуб. Он просуществовал с 1994 по 1997 год, в отличие от издания, которое продолжали выпускать до 2003. В 90-е годы клубы пользовались популярностью, но все были с однотипной музыкой и аудиторией. Создатели в первую очередь хотели открыть площадку для себя и сделать ее интересной и андеграундной настолько, насколько это было возможно. Как рассказывает один из основателей «Птюча» Александр Голубев: «Наша идея была в том, что надо как-то переместиться с постоянных тусовок из родительской квартиры. А "Эрмитаж", где было в целом неплохо, по большому счету был такой же родительской квартирой. Так что для меня главной идеей было некое место, где можно собраться и провести время».
Команда «Птюча» старалась сделать красивое аутентичное место, наполненное интересными людьми. Можно сказать, что каждый нарядно одетый гость дизайн-клуба становился арт-объектом и создавал общую атмосферу клуба. «Задача фейсконтроля была в том, чтобы в клубе были красивые люди. И не просто красивые, интеллигентные и творческие. Если кто-то пришел в клуб на день рождения в простой рубашке и брюках, его не пускали, говорили: "Чувак, ты пришел на праздник, а ты в рубашке стоишь". Но всегда была возможность договориться, ему говорили: "Езжай, переоденься"», — вспоминает Игорь Шулинский. Техно и рейв проникли в Москву прямиком из Берлина. Невозможно представить эпоху русского андеграунда без «Птюча», ведь этот журнал можно смело называть рейверской библией.
Облик журнала

Тексты

Можно заметить, что большинство статей не подписывались авторами. Это позволяло не бояться писать о запрещенном и провокационном. В «Птюче» часто затрагивались темы наркотиков, а для многих людей вне рейв-культуры журнал был рассадником пропаганды запрещенных веществ, беспорядочной половой жизни и нетрадиционных отношений. Нередко в выпусках можно было встретить рекомендации по употреблению наркотиков и правила курения. В наше время едва можно представить, что такое когда-то могло быть. В текстах использовалась ненормативная лексика, хотя ее было не так много, но она всегда была к месту. В наше время в киосках не продают похожих журналов, «Птюч» по-прежнему считается самыми настоящими артефактом свободы слова и действий.
Рекомендации по употреблению наркотиков в журнале «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
О чем писали?

Можно сказать, писали обо всем, что тогда интересовало молодежь. Основными тематиками журнала были, конечно, музыка и мода. Также в каждом выпуске рассказывалось о клубной жизни. Нередко брали интервью у известных тусовщиков и диджеев, а героями статей были интересные люди, которые позже становились известными благодаря тому, что попали в журнал, но звали и тех, из-за кого повышались рейтинги издания и появлялись новые читатели.

«Журнал определял новые векторы развития не только музыки в стране, но и моды, стиля», — пишет историк российской журналистики Константин Алексеев. «Птюч» рассказывал читателям о том, что такое свобода и в чем она проявляется. Как оказалось, всего лишь в бесстрашии самовыражения.
Страницы журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Фото

Обложки журнала никогда не оставались без внимания, а каждый преданный читатель с нетерпением ждал следующего месяца, чтобы скорее узнать, кто будет лицом нового выпуска. На обложке успели побывать как иностранные звезды, например, всеми известные Брэд Питт и Милла Йовович, так и отечественные представители поп-культуры: Иванушки International, Тату, Лада Дэнс. Яркая обложка с фотографией известной личности сопровождались кричащими и цепляющими глаз заголовками.
Обложки журналов «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Фотографии внутри выпусков отдельный вид искусства. У журнала был собственный стиль изображений. Фотосессии проходили в необычных местах, а получавшиеся фотоснимки были больше похожи на кадры из фильмов Тарантино, работами которого, кстати, иногда и вдохновлялись создатели журнала.
Фотосьемки журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Заголовки

На обложках «Птюча» красовались такие заголовки, как: «Fuck the millennium!» (1999 г.), «Как голова провалилась в трусы» (1995–1996 гг.), «Трансвеститы супергерои вселенной» (1996 г.). Абсолютно нестандартные для прессы того времени, но очень привлекающие внимание.
Заголовки журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
На страницах внутри можно было разглядеть не менее яркие подписи. На фото ниже видно, как выделена часть текста. Подобные детали привлекали читателя и делали журнал аутентичным и неповторимым. «Птюч» позволял себе делать то, чего другие издания не могли себе позволить хотя бы в силу страха, что их уже устоявшаяся аудитория отвернется от них. Но «Птючу» было все равно на это: он сам создавал и воспитывал свою аудиторию.
Дизайн

Журнал славился своей версткой. Чтобы прочитать текст статьи, иногда нужно было приложить немало усилий. Предложения были расположены весьма нетипично для периодики, да и были не особо читабельными из-за контрастных ярких фонов и необычных форм. Если заголовки статей хоть как-то можно было разглядеть, то спиралевидный текст прочесть было почти невозможно. Позже версткой журнала занималась группа дизайнеров проекта «ART-БЛЯ». Именно они дальше были ответственными за оформление «Птюча» и сделали его образцом авангарда. Однако было решено переделать журнал в более стандартный формат: статьи стали читабельнее, а яркий цвет оставили на страницах, где текста почти нет.
Верстка журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Страницы журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Реклама

Реклама в «Птюче» также была необычной. Чаще всего на страницах журнала можно было увидеть рекламу табачных изделий, алкоголя и бюджетных брендов одежды и косметики. В целом объявления полностью соответствовали интересам читательской аудитории. Листая журнал, не всегда замечаешь рекламную вставку: она сливается с общим стилем, а иногда может даже показаться, что это вовсе не реклама, а часть статьи. Стильная, актуальная, яркая такой запомнилась реклама сигарет и модной одежды в андеграундном издании. Бренды не редко подмечали эффективность такого концептуального подхода и часто вновь обращались к «Птючу» за сотрудничеством.
Реклама в журнале «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Возрождение субкультур

В интервью для «Яндекс.Кью» на вопрос о том, куда делись все субкультуры, Шулинский отвечает, что они просто пропали из поля зрения, так как об этом не пишут и не говорят, но на самом деле неформалы все еще есть, просто их нужно поискать. «Если у вас нет медиа — вы ничего не видите. Вам кажется, что ничего нет. Это такой очень важный синдром: на сегодня мы живем через электронные или бумажные медиа. Так вот, в стране, в которой я живу постоянно и представляю ее, в России, на сегодня медиа нет, их очень мало, и они действительно не показывают то, что есть». Именно медиа стоят за тем, чтобы субкультуры были видимыми. Шулинский утверждает, что их, наоборот, стало еще больше, только они теперь интересны не главным каналам, а интернету.
С 1994 по 2003 было выпущено 77 выпусков. Журнал закрыли в 2003 году. Шулинский говорил: «"Птюч" исчез вместе со своим временем». Однако никто так до конца и не знает, что произошло на самом деле. Предположительно, журнал остался без спонсора, а Шулинский решил поработать над чем-то более серьезным. Может быть, и правда с окончанием 90-х и началом нового века все сильно поменялось, и рейв-культура постепенно переставала быть такой популярной.

На вопросы о том, вернется ли «Птюч» и будет ли его перезапуск, Игорь Шулинский всегда отвечает отказом. «...в 1990-е годы общество было бессознательным, но оно было готово к прыжку в будущее, и именно поэтому для него нужен был такой журнал, как "Птюч". А сейчас нам нужны совсем другие издания», — говорит он в интервью для VOGUE. Однако каждый когда-то бывший или нынешний преданный читатель журнала и фанат рейв-культуры 90-х все равно ждет и надеется на его возрождение.

Если в целом говорить про журналы 90-х, то они были проповедниками определенных культур. Как подметил историк российской журналистики Константин Алексеев: «...издания часто являлись не просто журналами, предназначенными той или иной аудитории, но становились символами целых направлений, концепций, образов жизни, которые присутствовали в культуре рассматриваемого периода». Таким был и «Птюч»: максимально передовым, но для узкой аудитории.
Страницы журнала «Птюч»
Фото: архив выпусков https://ptuch.org/ (сейчас недоступен)
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?