01 марта / 2024
Шаманизм в Бурятии: история общения с тем, кто умеет слышать души
Текст: Дарья Терещенко
Редактор: Екатерина Смирнова
Иллюстратор: Катрин Еремеева
Тема мистики в последнее время становится все более популярной. Шаманизм — еще один способ общения с потусторонним. Все о шаманах, их атрибутах и ритуалах, а также реальный опыт общения с проводником душ — в новом материале L!.
Мне 14 лет. К нам в гости приехал дядя Юра из Якутии и жил у нас уже несколько месяцев. Сначала мне не рассказывали, почему он приехал, но оказалось, что он серьезно болен. Наша семья перепробовала все, начиная от стандартной медицины, заканчивая китайскими практиками. Но ничего не помогало. Хватаясь за все возможности, мы приняли решение ехать за помощью к шаманке.
Шаманизм в Бурятии

Шаманизм — это древняя религия, главная идея которой заключается в существовании сил природы, душ предков. А шаманы — это люди, умеющие общаться с духами, чтобы обрести счастье и отвести от людей беду.

Поклонение небесам и земле — это два основополагающих звена. Поэтому обряды совершаются в природных местах. Однако ритуалы в жилище или подворье также проводятся. Особое значение для Бурятских шаманов имеет озеро Байкал, оно священно. Там проводят особенно сложные и сильные обряды.

Вселенная имеет трехуровневую структуру с нижним, срединным и верхним миром. Земля относится к срединному. В верхнем мире живут светлые боги, он принадлежит Замбии Дээде, который проживает на небесах со своей семьей и еще 99-ю верховными богами — тэнгри. Нижним миром правят темные духи и боги. Они подчиняются Эрленхану. В легендах бурятов его считают восточным ханом, судьей подземного мира мертвых, который питается лишь пищей с кровью.
Чтобы провести обряд, нам нужно было купить все необходимые подношения: молоко, конфеты, 9 видов зерна и конский хвост. Также для проведения обряда нужен был мужчина, у которого есть брат. Из всей нашей большой семьи брат есть только у моего папы.

Зима. На улице –33°. К шаманке поехали папа, бабушка и дядя. Мы сидели в еще не прогретой машине и молчали. Каждый прокручивал в голове, что нас ждет, поможет ли это дяде. Обряд должен был проводиться после захода солнца, поэтому мы поехали, когда уже смеркалось.

Шаманка жила далеко, мы ехали около 2 часов. Когда приехали, уже потемнело, а на улице стало еще холоднее.

Войдя во двор, мы увидели небольшую деревянную избу. Внутри дом ничем не отличался от жилища простого человека: кровать с цветным покрывалом, стол и печь. Необычным был лишь небольшой алтарь в углу комнаты, на котором стояли подношения и атрибуты шаманизма.

Шаманку звали Сэсэг. Когда я взглянула на женщину, она показалась мне очень милой и приветливой. Однако удивительным было то, что Сэсэг выглядела намного старше своего возраста. Считается, что проводя обряды, шаманы тратят очень много жизненной энергии и забирают все проблемы людей на себя, поэтому и стареют быстрее.

Сначала Сэсэг и бабушка разговаривали на обычные житейские темы. Рассказали о себе, о своих проблемах — шаманка очень внимательно слушала. Через полчаса Сэсэг сказала, что пора начинать обряд.
Шаманы, атрибуты и обряды

Шаманы у бурят делятся на белых — сагани — и черных — харайн. Первые совершают обряды и жертвоприношения тэнгэринам — добрым божествам неба, вторые — злым духам.

В своих обрядах бурятские шаманы используют самые разные принадлежности, которые помогают им связаться с духами и богами.

Бубен и колотушка — наиболее известные атрибуты шаманов. Они помогают им перемещаться по мирам. Звуки ударов направляют шамана в путешествие. А ритм олицетворяет цокот его волшебного коня. Внутри бубна закреплен колокольчик.

Колотушка, или орба, тоже важный предмет шаманской утвари. Нередко ее используют отдельно от бубна. Обычно ее украшают лентами.

Костюм шамана играет немаловажную роль в обрядах. Он должен быть белым или синим, его украшают фигурками людей, лошадей и змей.

Головной убор шамана — это шапка с лентами, которые закрывают глаза.

Помимо того, шаманы используют камни, четки и многие другие атрибуты.

Обряды делятся на индивидуальные и групповые, регулярные и нерегулярные.

Групповые обряды называются «тайлаган». Перед обрядами священное место окуривается травами и корой. В этот день богам преподносятся подарки, чтобы они принесли плодотворный урожай, помогли народу, избавили от катаклизмов и бед.

Существует несколько основных ритуалов:

  1. Подношение богу огня, его назначение — привлечь любовь, детей, семейное благополучие;

  2. Очищение огнем — для избавления от болезней;

  3. Призыв души. Бурятский народ считает, что при испуге, кровотечении из носа, рта или во время сна душа может выйти из тела. Пока шаман не вернет ее обратно в тело, человек испытывает муки и страдания.
Помимо Сэсэг в доме находились две ее помощницы. Когда шаманка сказала, что пора переходить к обряду, они начали подготовку. Расставили на столе перед женщиной молоко и зерно, с помощью которых она делала подношение богам. Дядя Юра сел рядом с Сэсэг, нас с бабушкой отсадили подальше.

Подготовка была закончена. Шаманка надела специальную маску и начала бить в бубен. Этот звук я не забуду никогда и не перепутаю ни с чем: глухой и одновременно звонкий, проникающий во все частички тела до самой души. Сэсэг била в бубен около 15 минут. Удивительно, как я, непоседливый подросток, будто завороженная, смотрела на нее — время словно текло по-другому.

После она отложила бубен и сняла маску. Помощницы подали ей уже дымящуюся трубку, и она закурила. И тут произошло то, чего я точно не ожидала.

Сэсэг закурила трубку, для того чтобы войти в транс и общаться с духами. Когда шаманка отложила атрибут в сторону, она начала говорить грубым мужским голосом. Это было очень неожиданно и пугающе: милая женщина изменилась и в лице, и в голосе, и словно превратилась в мужчину.

Говорила Сэсэг на старомонгольском, а ее помощницы суетились и быстро записывали за ней. Хотя я ее не понимала, но слушала очень внимательно, не могла оторвать от нее взгляд. Сэсэг была в трансе около 20 минут.

Шаманка закончила говорить, взяла бубен, недолго постучала и вернулась в наш мир. В ее глазах я снова увидела ту женщину, с которой познакомилась несколько часов назад.
Как становятся шаманами

Лучший способ узнать, как люди становятся шаманами, — это пообщаться с тем, кто прошел этот путь. Редакция L! поговорила с шаманом Булатом, и он рассказал нам свою историю:

«Я родился в небольшой деревне, после перебрался в Улан-Удэ. Там получил историческое образование и пошел в армию. Во вторую чеченскую меня отправили на фронт. Там-то и началась моя история: я начал слышать голоса. Сначала не мог разобрать их, но вскоре начал вылавливать отдельные слова и фразы. Мне казалось, что я схожу с ума после контузии. Но однажды мне приснился сон, в котором мой друг пошел купаться и его застрелили. Я проснулся в холодном поту. Выбежал на улицу и увидел, как мой сослуживец раздевается:

— Ты куда? — Да жара замучила, думаю искупаться.

— Лучше не надо.

— Да чего ты? Все же хорошо.

И Серега быстро побежал к ручью, а я ринулся за ним. Выстрел! Серега живой. Я успел убить врага, который спрятался за большим деревом. После этого к видениям стал прислушиваться.

Приехав на родину в отпуск, я постоянно пил, хотел забыть все, что пережил на войне. И в одну ночь мне приснился мой умерший дед. Он был очень сухой, лицо покрывали глубокие морщины, а взгляд — злобный. Дед долго кашлял и не мог остановиться, успокоившись, сказал мне: "Хубун (парень — бур.), тебе нужно либо принять дар, либо я заберу тебя к себе". Он подошел ко мне и ударил по лбу тростью.

Проснувшись, я чувствовал дикую головную боль. Мне жутко хотелось выпить что-нибудь спиртное. Я побежал в магазин, купил бутылку водки, выпил ее и уснул. Ко мне снова вернулся дед, он был разъярен: бил меня тростью и ругал на бурятском.

Очнулся я в больнице. Рядом сидели жена и дочка. Оказывается, я провел в коме 2 дня. Жена ругала, спрашивала, почему я не думаю о них. Как вдруг мне стало опять плохо, врач поставил укол. Я увидел родной дом, алтарь с подношением и фотографию Будды. Дочка сидела на коленях, молилась, чтобы я больше не пил, и плакала. Мне было больно от того, что я причинил ей все эти страдания. Выйдя из больницы, я твердо решил, что никогда больше не буду употреблять алкоголь и приму шаманство. Я боялся, что дед заберет меня.

Чтобы принять шаманство, я со всей семьей поехал на малую родину в деревню. Во время обряда мне стало плохо, затрясло. Было ощущение, что меня бьют током и обдают горячим воздухом. Но потом вдруг все изменилось: стало прохладно, свежий воздух наполнил мои легкие, пахло душистой травой и чем-то до боли родным. Я увидел дверь, открыл ее, начал заходить и сильно ударился об косяк. Я потрогал лоб и почувствовал шишку, но не свежую, а зажившую. Я вспомнил, что в детстве часто ударялся лбом в доме деда. Это и был тот дом. Баабай (дед по отцу — бур.) сидел на маленьком диване. Он услышал мои шаги и поднял взгляд. Сейчас дед выглядел совсем иначе. Взгляд был добрым, а на губах играла улыбка.

— Пришел?

— Да, дедушка.

Дед сообщил мне, что дар у меня ненадолго, я нужен для другого дела, и сказал пройти в следующую комнату. Там я увидел крохотного спящего мальчика. Я нагнулся и понюхал его. Он пах так же, как и моя дочь, когда только родилась. Мальчик был очень похож на мою жену. Дед сказал мне, что это мой сын и я должен его привести к нему, когда наступит время, а сейчас мне пора идти. Я очнулся в доме у родителей. Жена сидела рядом. Она спрашивала, как я себя чувствую. Но я ничего ей не ответил, поцеловал ее в живот и спросил: "Ты ничего не хочешь мне рассказать?". Она была ошарашена. Через семь месяцев родился наш сын Эрдэни. Он родился недоношенным, но очень сильным. Он выжил.

Сейчас Эрдэни уже 16, он статный сильный парень. И скоро ему нужно будет перенять мой дар».
После выхода из транса Сэсэг начала читать записи, которые сделали ее помощницы. Она все рассказала про нашу семью.

В болезни дяди Юры Сэсэг не видела ничего мистического. Причина была проста: он работал в якутской деревне на водокачке, возил людям воду. С учетом того, что там практически всегда минусовая температура, а он ходил без куртки и всегда был мокрым, дядя заболел воспалением легких, которое перешло в рак.

После разговора начался обряд, ради которого мы и приехали. Она подготовила все необходимые атрибуты: принесла кувшин с водой, поставила подношения. Посадила дядю Юру еще ближе к себе, начала стучать в бубен. После поливала голову дяди из кувшина, он умывался этой водой так, чтобы вся вода стекала в таз. На злаки она также читала заклинания и скидывала их в этот таз. Позже все вышли во двор, а папа должен был вылить содержимое таза четко на восток.

Вернувшись в дом, она закончила обряд. После мы еще немного поговорили и начали собираться домой, была уже глубокая ночь. Когда мы уходили, Сэсэг посмотрела на меня и сказала, что я буду зарабатывать деньги с помощью своей речи и языка. Не знаю, совпадение это или нет, но сейчас я учусь на журфаке и планирую работать в той сфере, в которой нужно много говорить, для того чтобы добиться успеха.
Вам понравилась статья?
Что почитать еще?