06 марта / 2024
Солнечные и необыкновенные
Текст: Василиса Мирошникова
Редактор: Екатерина Смирнова
Иллюстратор: Екатерина Колмыкова
8% россиян в возрасте до 18 лет — это дети с ОВЗ. О жизни людей с задержкой в развитии, их социализации и обучении, материальной поддержке от государства и отношении общества — в новом материале L!Media.
Кто такие дети с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети до 18 лет, которые не признаны инвалидами в установленном порядке, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии. Они нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

По данным на 2023 год в России насчитывается 1,5 млн детей с ОВЗ, и это только те случаи, которые зарегистрированы в медицинских учреждениях. Это примерно 8% от всех людей в возрасте до 18 лет, проживающих в России.

Среди них 40% имеют нарушение речи; 30% — проблемы со зрением и слухом; у 20% наблюдаются поражения центральной нервной системы (ЦНС), оставшиеся 10% приходятся на синдромы задержки психического развития.
Как происходит их социализация и обучение?
Социализация и обучение особенных детей — сложный процесс. Для видимых результатов требуется помощь специалистов, планомерная работа родителей, терпение и любовь.

Для особенных детей важнейший аспект жизни — успешная социализация. Окружение играет значительную роль в формировании человека как личности. Важно понимать, что большинство детей получают большой объем информации из общения со сверстниками, обмениваясь полученными знаниями и спрашивая то, о чем не всегда удобно спросить у взрослых. А это значит, что люди, окружающие детей с ОВЗ, должны особенно внимательно отнестись к их всестороннему развитию. Ведь даже самые обычные действия требуют определенных навыков и обучения.
Школьное образование
В зависимости от способностей ребенка и состояния его здоровья, он может обучаться по различным программам:

  • АОП — адаптированные образовательные программы для детей с особенностями в развитии, которые учатся в общеобразовательном классе по собственному плану. Такие классы, где обучаются как дети с ОВЗ, так и без, называются инклюзивными.
  • АООП — адаптированные основные образовательные программы. Они разрабатываются для классов коррекционных школ и детей на домашнем обучении.
  • СИПР — специальная индивидуальная программа развития на основе АООПа, если ребенок требует особого подхода.
Варианты программ обучения для детей с ОВЗ
Источник: Федеральный центр инклюзивного образования

Варианты программ АООП зависят от характера нарушений и возможностей ребенка освоить образовательную программу в полном объеме за такой же срок, как и дети без нарушений в развитии, или за пролонгированное время.

Решение об успешном освоении программы принимает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Но на комиссии, как и на любых экзаменах, дети могут нервничать и теряться, из-за этого им нередко подбирают неэффективную программу, о чем могут говорить результаты последующих проверок.
«Солнечные дети»
В норме у человека 23 пары хромосом (всего 46), а у людей с синдромом Дауна их 47. Это связано с генетическим нарушением: в 21-й паре хромосом наблюдается трисомия.

Сейчас наука шагнула так далеко, что может определить заболевание ребенка еще на внутриутробной стадии развития. Это позволяет родителям принять решение о дальнейшей судьбе их семьи. Ежегодно в России рождается 2,5 тыс. детей с синдромом Дауна. По статистике родители отказываются от 8 детей из 10.

Дети с таким синдромом тяжело и часто болеют, так как имеют слабый иммунитет. Это наиболее распространенная причина смертности в возрасте до 5 лет. Нередко синдром Дауна сопровождается пороками внутренних органов. Подросшие дети имеют сложности в обучении, у них снижена концентрация внимания, скудный словарный запас, невнятная речь.
Социальное значение детей с ОВЗ
Во времена СССР дети с синдромом Дауна, как и почти любые дети с достаточно серьезными нарушениями, почти сразу оказывались изолированы от общества и становились «невидимыми». Всех «неправильных» прятали, чтобы они не «портили» радостную картину советского общества.

«Граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней».
Трофим Лысенко
Источник: Wikipedia
Трофим Лысенко — советский агроном и биолог, считавший генетику лженаукой.

Советский диссидент, биолог, писатель Жорес Александрович Медведев в статье «Генетика в СССР» вспоминает, что в начале 1960-х, уже после реабилитации генетики как науки, в медицинских институтах не умели проводить диагностику распространенных хромосомных болезней. Это происходило из-за нехватки квалифицированных кадров, поэтому еще долгое время сохранялась тенденция замалчивания и сокрытия.

Со временем медицина шагнула вперед, общество стало более открытым, и табуированные темы начали обсуждаться в разных кругах.

В 1997 году появился фонд «Даунсайд Ап», который помогает людям с синдромом Дауна в социализации.

Сейчас для детей с особенностями в развитии существуют коррекционные школы, специальные программы обучения, центры реабилитации и социальные центры. Большое количество благотворительных фондов, НКО и центров социальной поддержки наравне с государством выделяют средства для детей-инвалидов и оказывают всестороннюю поддержку.

Есть немало историй о том, как подобные пособия становятся причиной усыновления или опекунства над детьми с ОВЗ. Некоторые «родители» замотивированы исключительно выплатами. Ниже представлен список льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на которые претендуют семьи, где есть дети с ОВЗ.

Льготы:

обеспечение жильем во внеочередном порядке;
•скидка 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг;
компенсация половины взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме;
•бесплатная парковка на специально отведенных для этого местах;
•налоговые вычеты, предусмотренные законодательством;
•бесплатный проезд в транспорте;
•компенсационные выплаты.

Виды выплат:

17 167,83 руб. — социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы без учета районного коэффициента.
3 540,76 руб. — ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), подлежит индексации раз в год.
1 469,74 руб. — набор социальных услуг (НСУ), куда входят такие статьи расхода, как лекарственные препараты, медицинские изделия , специализированные продукты питания; путевки на лечение, бесплатный проезд к месту лечения.
10 000 руб. — ежемесячная выплата родителю (или усыновителю, опекуну, попечителю).

В Москве и Подмосковье также действуют льготные ежемесячные выплаты в размере от 15 150 руб. до 18 000 руб. и ежегодная выплата на приобретение школьной формы. Сумма компенсации составляет 13 020 руб.
Как изменилось отношение в обществе?
Немаловажно и отношение общества. Если что-то выбивается из социальных норм, то это вызывает, как правило, бурную и неоднозначную реакцию. Повышая осведомленность людей о проявлениях и причинах различных отклонений, мы можем повлиять на общий уровень общественного понимания.

Инклюзивные классы и группы детских садов способствуют социализации детей. Но сложность заключается в организации взаимного комфорта для всех учеников. Это значит, что сложно может быть не только особенным детям, но и окружающим их сверстникам. К тому же поведение детей сильно зависит от домашнего воспитания.

Благотворительный фонд «Синдром любви» провел исследование в 2021 году, опросив группу респондентов из 2 тыс. человек. Люди в возрасте от 18 до 50 лет отвечали на различные вопросы об их личном отношении к людям с синдромом Дауна, а также о том, что, по их мнению, думает общество.

Проведя факторный анализ, сотрудники фонда выяснили, какие эмоции преобладают у респондентов.

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать людей с синдромом Дауна?»
Результаты исследования на тему отношения к людям с синдромом Дауна в обществе
Источник: исследование БФ «Синдром любви»


По данным опроса, позитивные ответы звучали чаще всего. За последние 50 лет тема из запретной стала обсуждаемой и попала под пристальное внимание общества.

Для сравнения — результаты опросов 2011 и 2021 годов. Респонденты делились своим отношением к людям с синдромом Дауна. В исследовании фонда «Даунсайд Ап» приняли участие 1535 человек, также рассказывая о своем личном отношении и мнении общества.
Сравнение результатов исследований за 2011 и 2021 годы
Источник: исследование «Синдром любви» и исследование «Даунсайд Ап»


Как об этом говорят?
Интернет полон самыми разнообразными высказываниями о детях с ОВЗ. Многие люди выражают негативное отношение к семьям, где есть дети с синдромом Дауна. Есть не безучастные, желающие помочь. Мамы детей с ОВЗ активно высказываются в сети, а также есть просто интересующиеся этой темой люди. На Дзене можно найти много блогов, которые ведут родители детей с синдромом Дауна, педагоги, социальные работники и врачи.

Один из таких каналов — «Дневник мамы Марины». Женщина рассказывает о том, как обсуждает с дочерью темы, важные для подростков, учит ее пользоваться средствами личной гигиены и выполнять дела по дому. У нее есть еще две взрослые дочери, о жизни которых она тоже повествует в блоге.
А что в будущем?
Взрослея, ребенок всегда задается вопросом, что ждет его в будущем. У детей с ОВЗ возникают такие же мысли. Безусловно, есть те, кто рано или поздно, самостоятельно или с «помощью» близких окажутся в психоневрологическом интернате (ПНИ). Будут и те, кто просто останется жить с родителями после достижения 18 лет.

Другие окончат школу, получат образование и возможность освоить профессию, как правило, механическую. Будут и выдающиеся личности, которые мотивируют множество людей по всему миру.

Вам понравилась статья?
Что почитать еще?