31 марта/ 2021
«Дядя Ваня»
Автор: Ирина Боцоева
Редактор: Полина Панова
Иллюстрации: Алсу Галялтдинова
На сцене Дома русского зарубежья состоялась премьера постановки «Дядя Ваня».
Почти премьера спектакля «Дядя Ваня» осетинского режиссёра Александра Мурити состоялась в это воскресенье в Доме Русского Зарубежья. В постановке принимали участие актёры-выпускники Щукинского училища.

«Нам уже удалось отыграть один спектакль, — рассказывает актёр Батраз Засеев (доктор Астров), – потом случился долгий перерыв из-за карантинных мер, как следствие – частично поменялся актёрский состав и сегодня у нас – почти премьера».

Постановка уникальна, режиссёр по-своему интерпретировал всем известное классическое произведение. Где-то добавлены элементы современного мюзикла, где-то абсолютно новые, неожиданные сцены, которых нет в произведении Чехова. Удивляли зрителя и акцентами на предметах и необычных декорациях: сцена, буквально «забитая» белыми стульями, вёдрами с надписью C4H5OH, красными шерстяными нитками и инвалидным креслом, в котором периодически появляются все мужчины-герои. Так (спойлер!) режиссер хотел передать ущербность мужчин в современном мире.

Актриса Олеся Тимурова (Елена Андреева) рассказала, почему театр так трансформируется: «Сегодня театр пытается привлечь молодого зрителя. Подросткам скучно смотреть классические постановки Чехова. Но нам важно доносить смыслы, заложенные в эти произведения. Мы делаем это в таком формате, чтобы молодёжи хотелось это смотреть».
Литература давно трактует это произведение Чехова как историю о феномене «вечно второго человека», о преданности, растоптанной теми, к коим она была обращена. «Стоит ли класть свою жизнь на алтарь чужих побед?» – главный вопрос пьесы.

Но сегодня мы находим новые мотивы. Возможно, это история о всепрощении, о страстях, о вечности мира и невечности человеческой жизни.

«Трагедия дяди Вани – где-то и моя личная трагедия, – делится своими мыслями после премьеры режиссёр, – спектакль о том, что мы живём совершено искусственно. Когда нас спрашивают как у нас дела, мы всегда отвечаем: «хорошо». Хотя ни у кого не хорошо. Натянутую улыбку, с которой мы живем, нужно снимать и давать возможность другим людям помочь тебе и помогать самому. Нужно научиться просить о помощи.

Я доволен ребятами, они смогли передать мою задумку. У нас было много технических перестановок, которые достаточно сложно запомнить, но они и с этим прекрасно справились».

В зрительном зале мнения были неоднозначны. Кто-то был в полном восторге от спектакля, кто-то искренне признавался, что понял не все приёмы режиссёра и классический театр им всё же пока ближе. Но это прекрасно! Ведь искусство – это никогда не про «нравиться всем». Искусство – про споры, про своё видение и понимание, и спектакль «Дядя Ваня» Александра Мурити, безусловно, «зацепил» каждого.

«Несмотря на то, что материал достаточно сложный – это Чехов – спектакль пролетел на одном дыхании. С каким-то азартом и задором. Неплохо! Но пока, признаюсь, в глубине души, классический театр мне ближе, нежели авангардный и модерновый», – Артём Елисеев, артист мюзиклов.

«Я специально приехала в Москву на спектакль, потому что была наслышана о том, какие талантливые ребята играют. Больше всего меня впечатлила актерская игра Изабеллы Карсановой (Соня). Режиссёрские решения мне показались очень своеобразными, не всё мне было понятно, но это хорошо! Есть о чём подумать, поразмышлять. Ухожу со спектакля под большим впечатлением», – Римма Царикаева, Заслуженная артистка РСО-Алании.

«Спектакль мне очень понравился. Очень свежий режиссерский взгляд. За более чем 100 лет многое изменилось, поэтому совершенно оправданно вносить какие-то новые элементы. Особенно впечатлило музыкальное сопровождение», – Владислав Тедеев.
Что почитать еще?