15 декабря/ 2020
«Все те пробелы, которые могли образоваться за этот период, точно будут заполнены в будущем, и это никак не повлияет на качество образования будущих врачей» — студенты медицинских вузов о дистанционном образовании.
Автор: Юлия Горбачева
Редактор: Анастасия Гаранина
Иллюстрации: Kacper H. Kiec
В 2020 году большинство ВУЗов перешло на дистанционное образование в связи с пандемией. Для многих этот переход стал удобным и никак не повлиял на качество получаемого образования. Но что об этом переходе думает человек, который учится на самую важную и ответственную профессию — врача?
В вопросе перехода на дистанционное образование многих волнует будущее врачей и представителей других профессий, которые, как кажется, заочно получить невозможно. Возникает вопрос: какими будут врачи или инженеры через 5 лет, если сейчас они учатся по интернету? Стоит ли начинать переживать по этому поводу? Вопреки страхам большинства, сами студенты уверены — образование все еще качественное, и будущее страны в надежных руках.


Афет 20 лет, она учится на 3 курсе в престижном медицинском ВУЗе Москвы. Для «Либера!» она рассказала о том, что думает о переходе на дистанционное обучение в рамках медицинского образования:

«Я учусь в первом МГМУ им. Сеченова на 3 курсе. Мечтала попасть сюда с 8 класса, почему – сама не знала, вероятно это было влияние престижа ВУЗа и количество рекомендаций. К тому же у меня было несколько знакомых врачей, окончивших первый мед, поэтому было на кого равняться. Учиться мне тут очень нравится, да. Каждый день получается очень насыщенным, в частности из-за того, что корпуса кафедр разбросаны по всей Москве, и приходится ездить из одного конца города в другой. Атмосфера в самом институте исключительная – где-то виднеются спящие на стульях студенты, кто-то переживает из-за предстоящего коллоквиума у строго преподавателя и пытается коллективно обсудить предстоящие вопросы, а кто-то пытается успеть перекусить. Преподаватели мне попадались в большинстве своём доброжелательные и достойные, они пытались привить нам чувство ответственности за наше дело и всячески поддерживали, называя нас «коллегами» или «докторами». К коллоквиумам и экзаменам с такими преподавателями готовишься особенно усердно, чтобы не упасть в грязь лицом и оправдать надежды этих врачей, многие из которые кандидаты и доктора медицинских наук, профессоры. Так что да, учеба в меде очень интересна в частности из-за таких коммуникаций между студентами и преподавателями.Введение дистанционного обучения довольно сильно изменило процесс обучения. Если раньше половина наших пар проходила в университетских клинических больницах, то теперь мы лишены этой среды и, соответственно, общение с пациентами у нас не случилось. Дело в том, что теоретические знания, которые мы копим, должны быть опробованы и увидены на реальных случаях для составления полной картины происходящего, формирования клинического мышления и практических навыков. На данный момент мы лишены этого, что очень огорчает, но то, что сейчас происходит, – вынужденные меры. Отсутствие преподавателя перед глазами как дополнительный стимул к обучению также воспринимается отрицательно. К тому же, на мой взгляд, общение между студентами – неотъемлемая часть обучения, поскольку обсуждая те или иные медицинские аспекты, мы лучше запоминаем и усваиваем эти темы. Зато появилось больше времени на личные хобби, которым раньше я почти не уделяла время.

Скажу честно, на данный момент мой энтузиазм немного погас, хоть я и считаю себя довольно прилежным и старательным студентом. Все-таки нелегко сохранить первоначальный заряд на обучение в таких условиях, по крайней мере для меня. Отсутствие личного контакта студент-студент, студент-преподаватель, студент-пациент негативно сказывается на восприятии всего процесса обучения и на его качестве, но насколько я знаю, некоторым ребятам так даже комфортнее. А вообще, в медицинском вузе нет заочной формы обучения, только очное, и причина этого выбора очевидна. Повлияет ли переход на дистанционное обучение на качество медицинской помощи в будущем? Думаю что нет, не повлияет, потому что обучение в медицинском длится минимум 6 лет, а дистанционное обучение - несколько месяцев. На мой взгляд, все те пробелы, которые могли образоваться за этот период, точно будут заполнены в будущем, и это никак не повлияет на качество образования будущих врачей».
Анастасии 18 лет, она только поступила на 1 курс медицинского колледжа, чтобы стать медсестрой. Переход на дистанционное обучение стал для нее неожиданностью, но она уверена, что это не станет препятствием к получению необходимых знаний:

«Я учусь на 1 курсе медицинского колледжа. В детстве я мечтала стать врачом, но потом решила поступать на специальность «Сестринское дело», потому что поняла, что наверное не потяну полноценное медицинское образование. Свой колледж я выбрала из-за удобного месторасположения и достаточно долгой истории существования. К тому же, мой колледж сотрудничает с многими медицинскими организациями и я могла не беспокоиться по поводу того, возьмут ли меня потом на работу или нет. Мне нравилось учиться, да и сейчас нравится — у нас хорошие преподаватели и много материалов, по которым можно заниматься дополнительно. Я догадывалась, что рано или поздно мы перейдем на дистанционное обучение, и была к этому готова. Было ли это облегчением или дополнительной сложностью? Не знаю, честно говоря. Пока я на 1 курсе у меня нет предметов, которые напрямую связаны с сестринской деятельностью, поэтому это скорее облегчение — не надо рано вставать, носить с собой много учебников, постоянно носить белый халат. Думаю, если бы я была на старших курсах и у меня было бы много предметов, которые требуют практики и отработки, было бы гораздо сложнее. Не считаю, что качество образования упало. Преподаватели все еще выкладываются на все 100, дают нам дополнительные онлайн-материалы. Иногда мне становится трудно на парах, потому что я начинаю отвлекаться, но быстро беру себя в руки и продолжаю заниматься. Я не думаю, что то, что происходит сейчас, сильно повлияет на качество медицинской помощи в будущем. В основном, все зависит от самих студентов и их желания учиться и трудиться».
Что почитать еще?