В вопросе перехода на дистанционное образование многих волнует будущее врачей и представителей других профессий, которые, как кажется, заочно получить невозможно. Возникает вопрос: какими будут врачи или инженеры через 5 лет, если сейчас они учатся по интернету? Стоит ли начинать переживать по этому поводу? Вопреки страхам большинства, сами студенты уверены — образование все еще качественное, и будущее страны в надежных руках.
Афет 20 лет, она учится на 3 курсе в престижном медицинском ВУЗе Москвы. Для «Либера!» она рассказала о том, что думает о переходе на дистанционное обучение в рамках медицинского образования:
«Я учусь в первом МГМУ им. Сеченова на 3 курсе. Мечтала попасть сюда с 8 класса, почему – сама не знала, вероятно это было влияние престижа ВУЗа и количество рекомендаций. К тому же у меня было несколько знакомых врачей, окончивших первый мед, поэтому было на кого равняться. Учиться мне тут очень нравится, да. Каждый день получается очень насыщенным, в частности из-за того, что корпуса кафедр разбросаны по всей Москве, и приходится ездить из одного конца города в другой. Атмосфера в самом институте исключительная – где-то виднеются спящие на стульях студенты, кто-то переживает из-за предстоящего коллоквиума у строго преподавателя и пытается коллективно обсудить предстоящие вопросы, а кто-то пытается успеть перекусить. Преподаватели мне попадались в большинстве своём доброжелательные и достойные, они пытались привить нам чувство ответственности за наше дело и всячески поддерживали, называя нас «коллегами» или «докторами». К коллоквиумам и экзаменам с такими преподавателями готовишься особенно усердно, чтобы не упасть в грязь лицом и оправдать надежды этих врачей, многие из которые кандидаты и доктора медицинских наук, профессоры. Так что да, учеба в меде очень интересна в частности из-за таких коммуникаций между студентами и преподавателями.Введение дистанционного обучения довольно сильно изменило процесс обучения. Если раньше половина наших пар проходила в университетских клинических больницах, то теперь мы лишены этой среды и, соответственно, общение с пациентами у нас не случилось. Дело в том, что теоретические знания, которые мы копим, должны быть опробованы и увидены на реальных случаях для составления полной картины происходящего, формирования клинического мышления и практических навыков. На данный момент мы лишены этого, что очень огорчает, но то, что сейчас происходит, – вынужденные меры. Отсутствие преподавателя перед глазами как дополнительный стимул к обучению также воспринимается отрицательно. К тому же, на мой взгляд, общение между студентами – неотъемлемая часть обучения, поскольку обсуждая те или иные медицинские аспекты, мы лучше запоминаем и усваиваем эти темы. Зато появилось больше времени на личные хобби, которым раньше я почти не уделяла время.
Скажу честно, на данный момент мой энтузиазм немного погас, хоть я и считаю себя довольно прилежным и старательным студентом. Все-таки нелегко сохранить первоначальный заряд на обучение в таких условиях, по крайней мере для меня. Отсутствие личного контакта студент-студент, студент-преподаватель, студент-пациент негативно сказывается на восприятии всего процесса обучения и на его качестве, но насколько я знаю, некоторым ребятам так даже комфортнее. А вообще, в медицинском вузе нет заочной формы обучения, только очное, и причина этого выбора очевидна. Повлияет ли переход на дистанционное обучение на качество медицинской помощи в будущем? Думаю что нет, не повлияет, потому что обучение в медицинском длится минимум 6 лет, а дистанционное обучение - несколько месяцев. На мой взгляд, все те пробелы, которые могли образоваться за этот период, точно будут заполнены в будущем, и это никак не повлияет на качество образования будущих врачей».