Откуда у них мой номер
Если во время очередного звонка спросить, как сотрудник кол-центра получил ваш номер, внятного ответа вы не получите. «Однажды вечером мне позвонили», - рассказывает Анастасия Проскурякова. «Мужчина представился сотрудником какой-то биржи и предложил мне стать частью его команды. Я начала задавать ему встречные вопросы: почему он выбрал эту биржу, сколько звонков в день он совершает, где он нашел мой номер, существует ли база данных телефонных номеров. Мой собеседник положил трубку, не дав ответ почти ни на один мой вопрос. Но практически сразу перезвонил. Он уже начал свой монолог, но я перебила его вопросом: «Почему ваш работодатель не позаботился о курсах по риторике для вас? Вы же так не уверенно пытаетесь меня втянуть в явную аферу».Голос собеседника стал тверже, и он с полной уверенностью послал меня на три, всем известные буквы, после чего положил трубку».
Одним из способов получения персональных данных является парсинг (отлавливание). Существуют специальные программы и сервисы, которые собирают всю доступную информацию о пользователях с различных форумов и социальных сетей. Кроме того, в некоторых кол-центрах используются программы, которые методом подбора автоматически генерируют номера телефонов. Мошенники собирают номера в базу данных и продают в интернете.
Порой, мы сами соглашаемся на обработку наших персональных данных, не догадываясь об этом. В магазинах мы часто заполняем анкеты для получения скидок и бонусов, но, как правило, не читаем договор, в котором мелким шрифтом написано, что наши персональные данные могут быть переданы третьим лицам. А через какое-то время получаем множество звонков и писем с рекламными предложениями.
Что говорит закон
Закона о спаме в России не существует. Но есть федеральный закон «О рекламе» (N 38-ФЗ) и закон «О персональных данных». В законе о рекламе говорится, что распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама считается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Закон о персональных данных гласит, что Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Это означает, что, если вы не давали согласия на получение рекламы, вы можете привлечь спамеров к ответственности.