21 апреля/ 2022
Тёмная сторона балета
Автор: Инна Фишова
Редактор: Амина Зязикова
Иллюстрации: Fábio Lobo, Nick Guttridge, Daniel Tjongari, Alexia Dell'Arte
«Мне перед выступлением в пуанты и костюм натолкали небольших кусочков стекловаты.»
Люди ходят на балет, сидят в зрительном зале и наслаждаются красотой движений, аплодируют. Но через что проходят танцоры балета по ту сторону сцены?

Эта история двух абсолютно разных девушек, которых объединяет балет. Николь и Катя не были знакомы до этого интервью, но, когда впервые встретились, очень долго не могли наговориться.

Николь с детства любила рисовать, но мама девочки всегда говорила, что та рождена для балета, и уже в шестилетнем возрасте привела её в балетную школу. Катя же, наоборот, с самого юного возраста мечтала стать великой балериной, и, когда в 4 года пришло время выбирать себе хобби, сомнений не было: «Пойду в балет!» — рассказывает героиня.

Но у большой сцены, белых пачек и бесконечно красивых танцев есть и другая сторона — тёмная, неприятная, иногда страшная: бесконечные диеты, строжайший график, отсутствие свободного времени и соперничество внутри коллектива. Этот материал о том, через что проходят люди, которые однажды решили, что хотят посвятить свою жизнь балету.
— Расскажи, как в твоей жизни появился балет?

Н: На самом деле, всё максимально банально. Мама отвела в балетный кружок, когда мне было 6 лет. Понятно, что в том возрасте я не особо горела желанием заниматься таким серьезным делом, как балет, но уже через пару месяцев втянулась и сама напоминала маме, что меня нужно везти на тренировку.

К: Я с самого раннего детства мечтала стать балериной! Мне казалось, что это так прекрасно, так волшебно. Эти пуанты, белая пачка, повязка на голове, блестящие, уложенные гелем волосы — всё вызывало у меня восторг и желание быть частью этого дела.


— Сколько балетных школ ты сменила?

Н: Почти 5 лет я занималась в своей первой балетной школе и дальше бы занималась, но по возрасту и по уровню занятий мне уже нужна была более хорошая. Помню, что очень сильно плакала и даже говорила маме, что нигде больше не буду заниматься балетом и вообще всё брошу, потому что не хотела уходить, у меня там уже были друзья и любимые преподаватели. Но пришлось переводиться. Во второй школе я продержалась меньше года, у меня совсем не складывались отношения с ребятами в группе, да и преподаватели были, так сказать, с характером.

К: Я училась в одной школе. Я пришла в неё в 4 года и проучилась до 18 лет. А потом просто переквалифицировалась в преподавателя. Так как меня буквально вырастили в стенах этой школы, проблем с этим не было. И вот мне 27 лет, и я всё ещё преподаю в этой школе.


— Как совмещала балет и школу?

Н: Вот это давалось очень трудно и мне, и родителям… В начальной школе всё было хорошо, я везде успевала, делала все домашние задания и даже во всяких школьных олимпиадах участвовала, а иногда умудрялась даже выигрывать! Но как только началась средняя школа, увеличилась нагрузка и количество домашних работ, и в этот же момент я перешла в группу на разряд выше в балетной школе, соответственно, там тоже выросли и нагрузки, и количество занятий — вот тут начались проблемы с успеваемостью. Я могла просто не прийти в школу, чтобы выспаться, потому что вечером у меня выступление, и мне нужны силы. Естественно, это вызывало возмущение преподавателей. И маме звонили, и к директору вызывали… И это все 11 лет. Так и не удалось донести до учителей, что я не могу 100 процентов времени уделять их домашним работам.

К: Сначала было сложно, просто потому что мы не могли расставить приоритеты. Не могли решить, что важнее — учеба или балет. Но классу к пятому мы с родителями приняли решение, что всё-таки балет важнее и именно он в приоритете, и тогда уже учеба ушла на второй план, и учителя с понимаем к этому отнеслись.
Очень важную роль в балете играет генетика. Недостаточно просто стараться, соблюдать диету, не пропускать занятия. Если ты изначально не вписываешься в балетные параметры — увы, с этим почти невозможно что-то сделать. Несмотря на это, конкуренция в балете бьет все рекорды. Вряд ли где-то можно услышать такие же пугающие истории, в которые порой сложно поверить.
— Правда ли, что в балете все друг против друга? Сталкивалась ли ты с этим?

Н: Да! Все! Даже самые маленькие дети! На данный момент я уже 17 лет в балете и видела очень много разных балетных коллективов, но абсолютно в каждом есть стычки. В младших группах дети подкладывают друг другу растаявшие конфеты в обувь, могут измазать чем-нибудь костюм или ножницами искромсать. А вот в более старших коллективах происходят ужасные, на мой взгляд, вещи. Там и стекла могут в обувь насыпать и гвоздей… Костюм порошком каким-нибудь измазать.

С чем столкнулась лично я — мне перед выступлением в пуанты и в костюм натолкали небольших кусочков стекловаты. А мы костюмы надеваем буквально за 5-10 минут до выхода на сцену, потому что они, зачастую, не очень удобные, и, естественно, там уже нет времени переодеваться. Я оттанцевала так весь балет, а это, на минуточку, полтора часа и, как назло, без антракта. Уже на пятой минуте выступления я не думала ни о чём, только «Сейчас нужно просто потерпеть, и всё закончится… Ника, просто потерпи, и всё закончится». Для тех, кто не знает, а я надеюсь, никто не знает, стекловата ужасно колется и вызывает раздражение. После выступления, когда я сняла костюм, увидела, что всё тело покрылось волдырями, потом ещё 2 месяца лечилась мазями и отварами.

К: Да, конечно. Иногда происходят абсолютно бесчеловечные вещи. Ладно, когда это маленькие дети, которые максимум, что могут, шоколадом или красками какими-нибудь измазать костюм, ну или спрятать балетки (обувь для тренировок). А когда это взрослые люди со стажем, у которых уже сложилась карьера — я каждый раз в ужасе. Стекло в пуантах, изрезанные костюмы, кнопки в одежде. Часто закрывают друг друга в раздевалках и туалетах перед отбором (тренировка на которой решается, кто будет танцевать на большой сцене).

Меня несколько раз перед отборным концертом закрывали в раздевалке, один раз даже в шкафчике. Была ситуация, когда девочка испачкала мне костюм, чтобы я не вышла на финальный прогон, и тогда меня бы сняли с концерта. Но я не растерялась и вышла, вот как была вся перепачканная, так и вышла. И оттанцевала и прошла. Никому не отдала своё место.
Идеальное тело танцовщиц балета всегда вызывает восхищение. В чем же секрет? Как им удается держать себя в форме многие годы?

На самом деле, все не так просто, как может казаться со стороны. Морить себя голодом и сидеть на одной воде не вариант. Если бы это было так, то при первом же фуэте, они просто падали в обморок, срывая тренировки и спектакли.

Балет от танцовщиц требует много энергии, поэтому их питание должно включать в себя все необходимые минералы и витамины, а главное — жиры, белки и углеводы, без которых организм не может нормально функционировать. Но как на таком питании возможно оставаться в идеальной форме?
— Жесткие балетные диеты, расскажи о них.

Н: Ох… Я считаю, что мне повезло в плане телосложения, я никогда не была полной. Наоборот, на школьных медосмотрах мне постоянно говорили, что у меня недовес, и что мне нужно больше есть, но я радовалась, что преподаватели по балету меня хвалят. Я не ем мясо. Совсем. Наверно, это мне тоже помогло, поэтому никаких особенных диет мне придерживаться не пришлось.

К: Это, наверное, самая болезненная тема для меня… Потому что меня хлебом не корми, но хлебом корми, как говориться. Очень уж я люблю разные булочки, тортики, бургеры, что-нибудь в кляре да в масле. Несмотря на то, что в балет я пришла в 4 года, и, казалось бы, какие могут быть претензии к четырехлетнему ребенку, претензия была одна: ваша девочка слишком много весит. И хотя по медицинским показателям мой вес был в норме, для балета я была слишком упитанной. Тогда первый раз пришлось там не съесть конфетку, тут отказаться от ужина. Но я слишком сильно хотела стать балериной, поэтому уже тогда со слезами, но отказывала себе в каких-то радостях. А сейчас я нормально ем, иногда даже позволяю себе съесть чего-нибудь вредного, сладкого. Но в основном все же ем овощи, фрукты, отварное мясо, крупы какие-нибудь, ну и, конечно, после восьми вечера никаких перекусов, только вода и зеленый чай... Не могу сказать, что я страдаю, это издержки профессии, которую я обожаю, и мне всё нравится.


— Были ли мысли бросить балет? И, если были, почему не бросила?

Н: Да, конечно. Я думаю, для сферы балета это довольно обычное явление. Преподаватели всегда говорят, что ты какая-то не такая, рост у тебя не идеальный, вес, волосы не так лежат, и ногу ты не так ставишь. Многие уже на этом этапе не выдерживают и бросают всё. Кто-то, когда впервые сталкивается с проделками соперниц, я лично знаю много девочек, которые бросили балет после первого стекла в обуви, боится, что этим не закончится. И я не исключение — много раз думала, что брошу, уйду, найду «нормальное» занятие и всё в таком духе. Но я так люблю балет! Для меня это лучшее чувство, когда я выхожу на сцену театра и танцую, растворяюсь в музыке, танце. Это прекрасно. Я чувствую, что это мое дело, и я хочу все свои силы отдавать танцу. И, сколько бы ни было трудностей на моём пути, я не готова расстаться с этим.

К: Нет. Несмотря на все сложности, я никогда не думала о том, чтобы бросить. Для меня это дело всей жизни, и даже после наступления пенсии, а она уже скоро, так как балерины уходят на пенсию в 35 лет, я не собираюсь бросать балет. Я буду преподавать, показывать маленьким детям прекрасный мир балета, иногда выступать, но никогда не брошу балет… Слишком сильно я люблю всё это.
Что почитать еще?